Игорь Пурмель

За последний год было опубликовано около трех тысяч статей и большое количество исследований, посвященных концепции определения показателя общей стоимости владения TCO (Total Cost of Ownership). Столь высокий интерес к проблеме обусловлен пониманием того, что реальные затраты на приобретение, установку и обслуживание программных средств в расчете на одного конечного пользователя значительно превышают начальные затраты на персональный компьютер и ПО. На какую величину? Согласно недавним исследованиям компании Gartner Group, за пять лет общая сумма расходов на один подключенный к локальной вычислительной сети персональный компьютер с ОС Windows 95 достигает $49 915.

Из каких затрат складывается общая стоимость владения и каким образом ее можно уменьшить? Ответам на эти вопросы и посвящена данная статья.

Составляющие показателя TCO

Согласно сложившемуся представлению, общая стоимость владения компьютерным парком определяется расходами по следующим четырем статьям:

- приобретение и модернизация аппаратного, сетевого и программного обеспечения;

- системное и сетевое управление;

- техническое обслуживание;

- затраты на обслуживание потребностей конечного пользователя.

В ходе последних исследований были выявлены и другие важные категории затрат, связанные, в частности, с разработкой программного обеспечения, оплатой коммуникационных услуг и убытками, понесенными в результате неработоспособности информационных систем.

Капитальные затраты на аппаратное, сетевое и программное обеспечение. Этот элемент показателя TCO определяется наиболее легко. Сюда входят расходы на приобретение или аренду клиентского, серверного, принтерного, сетевого оборудования и соответствующего ПО. Первоначальными вложениями дело не ограничивается. Выполняемая со временем модернизация процессорной подсистемы, памяти, дисковых накопителей и коммуникационного программного обеспечения, как правило, существенно увеличивает общую сумму расходов. По данным Zona Research, уже после пяти лет эксплуатации затраты на модернизацию персонального компьютера, включенного в сеть из 15 клиентских мест, превышают его начальную стоимость.    

Модель сервер-ориентированных вычислений предполагает исполнение корпоративных приложений и размещение данных на сервере

На показателе TCO отражается также и неоднородность компьютерного парка. Во многих организациях он представляет собой смесь самых разных настольных компьютеров, сетевых устройств, программных пакетов и операционных систем. Широкомасштабная замена компьютерного оборудования обходится слишком дорого, поэтому оптимальным с точки зрения снижения TCO представляется решение, которое позволило бы регулировать инвестиции в клиентские аппаратные средства, было бы инвариантно к различным аппаратным конфигурациям и обеспечивало эффективное управление существующей сетевой инфраструктурой.

Системное и сетевое управление. Затраты на управление вычислительными системами составляют менее заметную часть TCO, но тоже выливаются в достаточно большую сумму - до $6275 на каждый персональный компьютер с ОС Windows 95 за пять лет эксплуатации.

Развертывание приложений, включая инсталляцию, настройку и управление, - ресурсоемкий и дорогостоящий процесс. Администратору, кроме того, приходится вести постоянный контроль за версиями используемых приложений, осуществлять удаленное администрирование, выполнять множество настроек и перенос данных. В эту категорию затрат входит также оплата труда ИТ-специалистов и услуг сторонних фирм, осуществляющих контроль за работой сетевого и системного оборудования и устройствами хранения информации.    

Составляющие TCO и сервер-ориентированная архитектура

Как сообщает IDC, только очень небольшая часть (7,3%) всех персональных компьютеров, занятых в сфере бизнеса, управляется специальными средствами, снижающими показатель TCO. В случае, когда число пользователей измеряется тысячами, стоимость владения приложениями мгновенно выходит из-под контроля.

Техническое обслуживание. Затраты на техническое обслуживание включают в себя расходы на оснащение и содержание службы поддержки пользователей (в том числе оплату труда ее специалистов), сопровождение развернутых в организации информационных систем, обучение конечных пользователей и другие услуги, связанные с информационными технологиями. По данным компании Gartner Group, за пять лет эксплуатации на техническое обслуживание одного компьютера затрачивается до $8165, что составляет примерно 16% общей стоимости владения ПК.

Проблемы снижения затрат на техническое обслуживание во многом схожи с теми, которые возникают при попытке удешевить системное администрирование. Службы поддержки автоматизировали работу с пользователями, но не решили основные проблемы, связанные с поддержкой и сопровождением сотен или даже тысяч клиентских рабочих мест.

Затраты на обслуживание потребностей конечного пользователя. Косвенные затраты на информационные технологии, возникающие по различным причинам, связанным с конечным пользователем, наиболее сложны с точки зрения их стоимостной оценки и являются самым спорным элементом TCO. Сюда относят потери, возникающие в тех случаях, когда пользователь вместо обращения в службу поддержки пытается сам настраивать и сопровождать приложения, разрабатывает собственные программы и макросы, обучаясь самостоятельно. Все это квалифицируется как потеря рабочего времени или снижение производительности.

Распространенные сегодня клиент-серверные приложения, удовлетворяя нужды конечных пользователей, в то же время увеличивают технические накладные расходы на все сообщество таких пользователей. В традиционной архитектуре “клиент-сервер” бизнес-ориентированные приложения и данные находятся как на сервере, так и на клиентских компьютерах, зачастую расположенных в разных странах. В результате повышается риск неавторизованного доступа к корпоративной информации, а также потери или кражи критически важных данных.

В сумме на факторы, непосредственно зависящие от деятельности конечных пользователей, по некоторым оценкам, приходится до 40% затрат, определяющих TCO.

Другие элементы TCO. В ряде последних исследований выявлены и иные составляющие общих затрат на компьютерное окружение предприятия. Они, в частности, включают в себя расходы на оплату выделенных каналов связи, доступ к серверам и все, что связано с выходом в глобальные сети. Сюда же относят потери от снижения производительности (и, соответственно, недополучения дохода) из-за сетевых или системных отказов.

Влияние сервер-ориентированных приложений на общую стоимость владения

На сегодняшний день для снижения показателя TCO разработано несколько моделей построения вычислительных систем. Одной из наиболее эффективных является модель сервер-ориентированных вычислений. Ее концепция предполагает исполнение приложений исключительно на сервере, при этом пользовательский интерфейс отделяется от ядра приложения и выносится на клиентское место, а по сети передаются только коды нажатых клавиш, сигналы манипулирования мышью, обновления экрана и звуковое сопровождение.

С помощью продуктов фирмы Citrix (www.citrix.com) такую модель можно реализовать в рамках уже имеющейся сетевой инфраструктуры для любых используемых в организации Windows-приложений (включая пакеты собственной разработки). В результате существенно упрощается их установка, администрирование и сопровождение, реально снижается нагрузка на сеть. Установленная на сервере многопользовательская операционная система обеспечивает в этом случае возможность конкурентного доступа клиентов для регистрации в системе и запуска программных приложений в отдельных защищенных сессиях.

Основное отличие данной технологии от модели сетевых вычислений и традиционной клиент-серверной архитектуры состоит в том, что клиентское устройство, будь то “толстый” клиент (например настольный ПК, ноутбук, рабочая станция или Java-терминал) или “тонкий” (Windows-терминал или переносные информационные устройства), имеет постоянный доступ к бизнес-приложениям через сервер и не требует загрузки или установки приложения на клиентском месте.

Перевод информационных систем предприятия на сервер-ориентированную архитектуру приводит к снижению затрат по всем основным статьям, определяющим показатель TCO.

Капитальные затраты на аппаратное и программное обеспечение. Сервер-ориентированная архитектура дает возможность использовать на клиентских местах недорогие Windows-ориентированные терминальные устройства. Только за счет этого затраты на клиентское оборудование могут быть сокращены на 21%. Например, внедрение сервер-ориентированного решения с применением нового поколения “тонких” клиентов Wyse Winterm позволит фирме San Francisco YMCA за пять лет сэкономить около 1 млн. долл.

Еще более важно то, что сервер-ориентированные решения позволяют повысить эффективность существующей сетевой инфраструктуры, в частности обеспечить виртуальный доступ с любого клиентского устройства к новейшим 32-разрядным Windows-приложениям. Для этого не требуется менять исходный текст приложения или перенастраивать клиентскую часть. После внедрения такого решения в Bank of Walnut Creek затраты на ИТ-технологии удалось сократить на 40%. Решения Citrix устранили необходимость в приобретении новых серверов и найме дополнительного персонала для сетевого администрирования в каждом подразделении банка, обеспечив доступ к бизнес-приложениям как с ПК, так и со старых кассовых терминалов через недорогую глобальную сеть, основанную на технологии frame relay.

Системное и сетевое управление, техническая поддержка. Многие западные эксперты сходятся во мнении, что сервер-ориентированные технологии в сочетании с Windows-терминалами представляют собой наиболее эффективное и недорогое решение для инсталляции и администрирования приложений на предприятиях с распределенной инфраструктурой. После перехода на технологию сервер-ориентированных вычислений ИТ-специалисты получают возможность конфигурировать и поддерживать приложения централизованно. Новые программы или новые версии существующих приложений устанавливаются на сервере и сразу же становятся доступными для клиентских устройств. Именно таким образом в компании Hewlett-Packard организован доступ более 25 000 сотрудников, работающих по всей Европе, к системам учета кадров.

Специалисты сервисных служб могут подключаться к сессиям различных пользователей в удаленном режиме, что упрощает решение проблемы технической поддержки и обучения персонала. По данным компании Gartner Group, решения Citrix позволяют на 25% сократить затраты на техническую поддержку клиентских устройств и на 60% уменьшить расходы на администрирование приложений. Высокую эффективность сервер-ориентированных решений подтверждают и исследования Zona Research. В них отмечается, что затраты на администрирование и техническую поддержку клиентских мест в сети, работающей под управлением Windows NT и объединяющей 15 ПК, оказываются в шесть раз выше, чем при построении аналогичной сети на базе Winterm-устройств.

Затраты на обслуживание потребностей конечного пользователя. Предоставление персоналу терминального доступа к корпоративным приложениям автоматически исключает возможность самостоятельного конфигурирования и установки ПО самим пользователем, а также необходимость содержания в удаленных подразделениях компании ИТ-специалистов для сопровождения клиентских приложений. Настройка ПО для конкретного пользователя производится администратором непосредственно на сервере.

Очевидно, что в этом случае администратор имеет существенно большие возможности для обеспечения безопасности данных и приложений. Управление файлами и приложениями находится в руках ИТ-профессионалов, способных осуществить весь комплекс профилактических мероприятий по поддержанию работоспособности корпоративной ИС, включая периодическое резервное копирование критически важной информации в масштабе всей компании. В результате на одну треть сокращаются затраты на обслуживание конечных пользователей.

Другие элементы TCO. Сервер-ориентированные решения заключают в себе немало других возможностей для снижения TCO. Эта технология позволяет обойтись имеющимися 16- и 32-разрядными программами для Windows вместо того, чтобы разрабатывать новые сетецентрические приложения. Предусмотрена даже возможность доступа к корпоративным Windows-приложениям через HTML-страницы без модификации исходного текста этих приложений. Алан Хьюз, системный инженер фирмы Standard Forms, отмечает: “Внедрение сервер-ориентированного решения позволило нам существенно сократить общую стоимость владения, полностью сняв необходимость переписывать 5 Гб исходных текстов”1.    

Решения Citrix обеспечивают высокую производительность системы и позволяют любому клиенту работать с 32-разрядными Windows-приложениями

Сервер-ориентированные решения уменьшают сетевой трафик даже при использовании современных 32-разрядных Windows-приложений. Это позволяет компании избежать широкомасштабной модернизации инфраструктуры сетевых средств и сэкономить на оплате коммуникационных услуг. Кроме того, системные администраторы получают эффективный способ борьбы с потерями, связанными с простоями информационных систем и оборудования. При использовании кластерной структуры пользователь защищен от сбоя в работе конкретного сервера, а для ускорения выполнения задания может запускать приложения на наименее загруженном сервере.

Заключение

Существуют разные оценки эффективности применения сервер-ориентированных решений для снижения показателя TCO. По мнению специалистов компании Gartner Group, экономия выделяемых на информационные технологии средств может составить 22%. Исследования Zona Research обещают еще более внушительный результат - 57%. Можно, однако, утверждать, что в каждом конкретном случае выигрыш тем больше, чем разветвленней структура компании и чем разнородней состав ее вычислительной техники.

Решения, предлагаемые фирмой Citrix, - разумеется, не единственный способ снижения показателя TCO. Их достоинство заключается в том, что они позволяют избежать замены существующих Windows-ориентированных программных комплексов, широко применяемых в больших и малых компаниях. В целом же для фирмы с распределенной инфраструктурой целесообразно изначально ориентироваться на применение программных систем, работающих в терминальном режиме или имеющих трехуровневую архитектуру, при которой клиентская часть не зависит от модификации самого приложения. К примеру, имеет смысл приобретать или разрабатывать программные комплексы, где логика приложения выполняется на сервере промежуточного уровня, программное обеспечение которого инвариантно для программы-клиента.

Следует отметить, что фирм - разработчиков программного обеспечения, предвидевших ущербность чистой клиент-серверной архитектуры прикладных программных продуктов и развивающих сервер-ориентированные решения, оказалось не так уж много. Тем не менее они существуют и готовы предложить свои разработки для компаний, стремящихся эффективно использовать имеющиеся у них вычислительные ресурсы.

С автором статьи, руководителем отдела перспективных разработок и маркетинга ООО “ИнтегПрог-Сервис”, можно связаться по адресу:  IgorP@integprog.ru.    

 

Переход на сервер-ориентированные решения целесообразен, если...

- требуется отслеживать и минимизировать инвестиции в Windows-приложения;

- необходимо обеспечить доступ к 32-разрядным Windows-приложениям в распределенной среде;

- желательно сохранить разнородный парк вычислительной техники на базе ПК класса 286/386/486;

- придется нести большие затраты при установке 32-разрядных Windows-приложений;

- недопустим рост численности административного и технического ИТ-персонала;

- необходимо устанавливать и сопровождать приложения на сотнях или тысячах клиентских ПК;

- нужно быстро установить Y2K-совместимые приложения в масштабе всего предприятия;

- необходимо обеспечивать техническую поддержку и сопровождение в удаленном режиме при распределенной структуре компании;

- надо усилить контроль за безопасностью вычислительных систем без учета уровня квалификации конечных пользователей;

- требуется разработать или модифицировать интранет-приложения;

- возникла необходимость в модификации сетевой инфраструктуры для обеспечения большей пропускной способности сети и ускорения работы приложений.

Версия для печати