Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

Ключ к успеху - в модели ВЧС и организации процедуры сертификации

Джефф Моуд    

Дать однозначную оценку виртуальной частной сети Automotive Network Exchange (ANX), объединяющей автомобилестроителей и их поставщиков, невозможно. С одной стороны, этот проект, начатый четыре года назад с целью создания единой сети для обслуживания предприятия автомобильной отрасли, можно считать смелым и новаторским, наглядно демонстрирующим богатые возможности подобных сетей как платформы для крупномасштабных критически важных приложений. С другой же - он способен вызвать разочарование, стать лишним подтверждением того, что технологии и услуги ВЧС все еще не готовы для широкого распространения.

Как ни странно, обе оценки совершенно справедливы. Сеть ANX, центральная часть которой располагается в г. Саутфилде (шт. Мичиган), эксплуатируется уже почти год, и за это время к ней подключились более 160 компаний автомобильной отрасли. Многие из них даже переместили в эту ВЧС свои приложения управления цепочными поставками. Скажем, фирма DaimlerChrysler (Обурн-Хиллз, шт. Мичиган) разместила в ANX три четверти своих приложений, а компания Ford Motors переводит в нее целый ряд программ, для которых ранее использовались частные сети с добавленными услугами.

На ANX обратили внимание и поставщики крупнейших автомобильных компаний. Так, сталелитейная фирма Dofasco (Гамильтон, пров. Онтарио, Канада) уже сейчас передает по единой ВЧС до 60% трафика EDI (Electronic Data Interchange - электронный обмен данными). Как отмечает Дуг Бьюкенен, менеджер фирмы по бизнес-технологиям, сеть ANX гарантирует очень высокое качество обслуживания, что дает немалые выгоды. Благодаря этому, например, появилась возможность извещать получателей об отправке груза практически в реальном масштабе времени, с тем чтобы те успели подготовиться к приему заказанных материалов.

Разработчики ANX стремились объединить в своем детище многие функции ВЧС и частных сетей. На услуги этой сети деловые партнеры могут подписаться в фирме Telcordia Technologies (Ред-Бэнк, шт. Нью-Джерси), на которую возложено управлением ANX и ее администрирование. Доступ в сеть пользователь получает через любого из пяти сертифицированных поставщиков услуг Итнернета: Ameritech, AT&T, Bell Canada, Electronic Data Systems или MCI WorldCom. По условиям соглашения все они обязаны использовать средства обеспечения безопасности, поддерживающие стандарт IP Security.

Трафик ANX передается по отдельным IP-сетям, физически отделенным от Интернета, однако сертифицированные поставщики услуг предоставляют пользователям возможность подключения к общедоступным Web-серверам через специальные шлюзы. Взаимодействие между этими поставщиками производится через семь точек обмена данными, также сертифицированными для применения в ANX. В основу единой ВЧС автомобильной промышленности заложена высокопроизводительная инфраструктура коллективного использования, благодаря чему стоимость связи оказывается намного меньше, чем в частных сетях и сетях с дополнительными услугами. При этом пользователи ANX могут выбирать операторов связи так же, как и при аренде частных каналов, поскольку обслуживанием сети занимается несколько телекоммуникационных компаний.

При всех достоинствах ANX высшим достижением здесь является модель, которая используется для создания единой ВЧС из сетей конкурирующих поставщиков услуг. Ее ключевым компонентом является процесс сертификации, предложенный наблюдающей за сетью фирмой Telcordia.

Основываясь на прогнозируемых деловых потребностях автомобильных компаний, инженеры Telcordia подготовили целый ряд технических условий и требований к производительности, предъявляемых к поставщикам услуг. Фирма разработала также набор критериев для оценки производительности того или иного оператора связи. Такие меры позволили оговорить в контракте уровень качества обслуживания и контролировать выполнение этого условия средствами Telcordia.

На сегодняшний ANX объединяет 160 организаций. Кроме того, рассматриваются заявки на подключение трех сотен потенциальных участников проекта, а еще полтысячи компаний, по словам представителей ANX, изучают такую возможность.    

 

Не все гладко в ВЧС

ANX развивалась необычайно быстро, но это вовсе не значит, что ее создателям не приходилось сталкиваться с проблемами. В частности, больше времени, чем ожидалось, занял процесс вывода сети за пределы США: у Telcordia возникли трудности с доработкой модели сертификации для зарубежных поставщиков услуг Интернета.

Затянулось и размещение полного спектра приложений поверх транспорта ВЧС. На сегодняшний день ANX обеспечивает пересылку электронной почты и файлов САПР, однако систему аутентификации цифровых сертификатов включить в нее пока не удалось. А ведь еще предстоит работа по развертыванию в ANX программ, предоставляемых поставщиками приложений. Как сообщил Брайен Уиттл, генеральный мнеджер подразделения ANX фирмы Telcordia, размещенного в г. Ред-Бэнке (шт. Нью-Джерси), уже ведутся переговоры с несколькими такими компаниями, которые намерены разместить в новой ВЧС свои приложения.

Но самым серьезным препятствием на пути дальнейшего развития ANX является слишком медленная разработка стандартов безопасности ВЧС. С самого начала создатели сети решили строго придерживаться спецификации IPSec, ожидая, что вскоре ее возьмут на вооружение производители систем безопасности. Однако этот процесс занял намного больше времени, чем предполагалось. Первые пользователи ANX имели весьма ограниченный выбор продуктов, поддерживающих IPSec, которые к тому же далеко не всегда были совместимы между собой. "Из всех перспективных, но не проверенных технологий разработчики ANX применили только IPSec, но и за это решение приходится расплачиваться", - считает Бьюкенен из фирмы Dofasco.

Конечно, продукты, поддерживающие IPSec, постепенно становятся все доступнее и совершеннее, но проблемы с этой спецификацией удерживают многих потенциальных партнеров от подключения к ANX.

"ANX так и не смогла предложить все, что было обещано, - считает Мелани Поузи, аналитик из корпорации International Data (Нью-Йорк). - Разработчики сети в определенной степени оказались заложниками органов стандартизации".

На даже это не мешает многим пользователям уже сейчас намечать будущие направления использования ANX. Бьюкенен из Dofasco, к примеру, намерен развернуть в этой сети серию новых программных средств, рассчитанных на внешних пользователей. Он уже подобрал приложения, с помощью которых покупатели смогут подключиться из ANX к системам Dofasco, чтобы на месте ознакомиться с ходом выполнения своего заказа на поставку стали и получить иную информацию.

Планы по расширению сети вынашивают и представители ANX. Как заявил Уиттл, сейчас ведутся переговоры о том, чтобы подключить к ВЧС автомобильной промышленности компании другого профиля. Такой шаг может еще больше усилить эффект "раздвоения личности" сети, но позволит снизить стоимость ее эксплуатации: чем больше организаций будет ее использовать, тем меньше придется платить каждой из них.

Automotive Network Exchange

Саутфилд, шт. Мичиган (местонахождение штаб-квартиры владельца сети - рабочей группы автомобильной промышленности Automotive Industry Action Group)

СЛУЖАЩИХ: персонал 160 компаний автомобильной промышленности

ГОДОВОЙ ДОХОД: не сообщается

ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ВЧС: электронный обмен данными, пересылка файлов (включая файлы САПР), электронная почта, различные системы цепочных поставок

БЕЗОПАСНОСТЬ: поддержка IPSec на уровне поставщиков услуг; шлюзы пользователей сетей; разделенная аутентификация паролей (заменяется на цифровые сертификаты)

УПРАВЛЕНИЕ ВЧС: делегировано фирме Telcordia Technologies

Версия для печати