Владимир Дрожжинов, Александр Штрик

     Завтра конкурентоспособность европейской информационной индустрии

будет зависеть от того, сможем ли мы производить качественный

контент и использовать в полной мере богатство европейской культуры.

     Ханнес Фарнлайтнер,

федеральный министр Австрии по

экономическим вопросам

Последняя выставка и конференция “Технологии информационного общества - 99” (см. PC Week/RE, № 47/99, с. 1; http://www.ist99.fi/) продемонстрировала увеличение экономического веса мультимедиа-индустрии и повышение ее социального воздействия на европейское общество. В прошедшем году общий объем выпущенной этой отраслью продукции был оценен в 376 млрд. ЭКЮ, что составляет 5% валового национального продукта (ВНП) стран Евросоюза. Эксперты предсказывают, что в дальнейшем годовые темпы роста будут превышать 20%.

В Европе мультимедиа-индустрию рассматривают как источник новых рабочих мест. Уже сейчас в ней занято свыше 4 млн. человек, а к 2005 г. их число, по прогнозам, увеличится еще на 1 млн. Желание широких слоев населения приобщиться к мультимедийному контенту обуславливает рост потребности в информационных средствах, технологиях и услугах. Ну а электронная коммерция является наиболее эффективным механизмом торговли мультимедийными продуктами с доставкой по Интернету.

Мультимедиа-индустрия способствует созданию открытого рынка конвергирующих продуктов и услуг, в котором задействовано множество секторов экономики, обеспечивающих поставку интерактивных и цифровых медиасредств, разработку и производство CD-ROM, подготовку мастер-лент в студиях цифровой звуко- и видеозаписи, сопровождение больших информационных и иных баз данных, доступ в Интернет, развитие средств и услуг электронной коммерции и т. д.

Мультимедиа - хлеб малых и средних предприятий

Наиболее динамичным сектором национальных и общеевропейского рынков мультимедиа является сфера производства цифрового контента. Стратегия европейских поставщиков, направленная на развитие мультимедийных услуг в социальной и экономической областях, поддерживается Европейскими программами построения информационного общества (http://europa.eu.int/comm/dg13/index.htm). Эксперты полагают, что развитие мультимедиа-индустрии оказывает серьезное влияние на самые разные стороны жизни:

- ведет к экономическому росту в целом и в частности к повышению трудовой занятости населения;

- способствует росту экспорта продуктов и услуг и созданию новых рыночных возможностей для малых и средних предприятий;

- обеспечивает повышение качества жизни отдельных граждан и всего общества;

- снижает культурную и языковую разобщенность европейцев.

Одна из главных проблем становления информационного общества (ИО) в Европе заключается в неравномерности экономического развития разных регионов. В результате отдельные территории, компании, граждане не могут в равной мере пользоваться преимуществами информационного общества. Поэтому главная задача перехода к общеевропейскому ИО состоит в координации усилий регионов, национальных правительств и различных европейских институтов, направленных на распространение современных информационных технологий. Главенствующая роль в этом процессе отводится мультимедийным средствам и контенту, а также создающим их малым и средним предприятиям. Технология мультимедиа как будто специально создана для небольших фирм, которые составляют свыше 90% всех европейских компаний и используют около 70% рабочей силы в этом регионе.

Современная европейская социальная модель строится на принципах честной конкуренции между предприятиями и полной солидарности граждан с государством в их стремлении достичь гармонии в деле реализации творческого потенциала. Развивающееся европейское ИО резко усиливает экономические, социальные и культурные стимулы, связывает технологический, экономический и культурный потенциалы в единое целое для создания новых возможностей, доступных всем желающим. Мультимедийный контент творчески отражает все эти явления, возбуждая интерес пользователей к новым информационным технологиям, богатству и разнообразию европейских языков, существующим культурным традициям. Он удовлетворяет стремление граждан к политической осведомленности и активному участию в работе своих правительств.

Мультимедиа в европейских исследовательских программах

В 5-й рамочной программе исследований и разработок (http://www.cordis.lu/fp5/home.html), которая представляет собой план действий ЕС в наиболее приоритетных прикладных областях науки и техники, включая информационные технологии (http://www.cordis.lu/ist/home.html), мультимедиа (http://www.echo.lu/ist/ka3/) занимает достойное место. Рабочая программа на 1999 - 2000 гг. в этой области концентрируется на решении следующих проблем:

- создание интерактивных издательств и цифрового контента, использование мультимедиа-технологий для сохранения культурного наследия;

- персонификация доступа к мультимедийным системам;

- создание мультимедийных средств образования и обучения;

- разработка автоматических технологий перевода с естественных языков с целью поддержания европейской многоязычности и вербальной интерактивности;

- обеспечение доступа к информации и данным, разработка средств фильтрации, анализа, управления, определяющих уровень дружественности к пользователю крупномасштабных мультимедийных систем.

Кроме того, рабочие программы предусматривают проведение социально-экономических исследований и последующее формирование теоретической базы для создания новых бизнес-моделей коллективной и индивидуальной трудовой деятельности. В частности, в 1999 г. рассматривались ключевые социальные, экономические, организационные и поведенческие изменения, произошедшие в результате применения новых аудио- и визуальных средств. Цель этого исследования состояла в разработке новых критериев контроля качества, в создании социальных и деловых моделей для мультимедийного контента, а также в идентификации ключевых областей для развития бизнеса.

Важное значение для развития индустрии мультимедиа в ЕС имеют и другие инициативы Еврокомиссии. В первую очередь это программа INFO2000 (http://www.echo.lu/info2000/infohome.html), запущенная в 1996 г. с расчетом на четыре года и направленная на распространение информационных и телекоммуникационных технологий среди европейских граждан с максимальной для них пользой. Основные цели этой программы заключаются в следующем:

- обеспечить расширение европейской индустрии мультимедийного контента, включая данные, тексты, звук, изображения и их комбинации в цифровой и аналоговой формах и его использование в интересах граждан;

- способствовать профессиональному, социальному и культурному развитию граждан Европы;

- содействовать обмену знаниями между пользователями и поставщиками мультимедиа-продуктов и инфраструктуры.

Другая программа - Multilingual Information Society (MLIS; http://www.linglink.lu/hlt/) - направлена на поддержку европейского языкового разнообразия (напомним, что в ЕС нет единого межгосударственного языка). Являясь основой ИО, человеческие коммуникации требуют эффективных средств обмена информацией и доступа к ней в международном масштабе. Не менее важную роль играет преодоление языкового барьера в совместной бизнес-деятельности малых и средних предприятий европейских стран.

Программа MLIS решает такие задачи:

- стимулирование использования мультилингвистических услуг и языковых технологий по всей Европе;

- создание благоприятных условий для развития языковой индустрии;

- удешевление передачи информации между людьми или приложениями, использующими разные языки;

- гармонизация электронных языковых ресурсов (словарей, терминологических баз данных, грамматики и т. д.) с целью создания общеевропейской инфраструктуры многоязычных ресурсов;

- содействие использованию языковых технологий, ресурсов и стандартов, а также их внедрение в компьютерные интерактивные приложения;

- поддержка сотрудничества общественных секторов стран - членов Евросоюза в области машинных средств перевода.

Третья программа, которая должна содействовать переходу к общеевропейскому ИО, принята на четыре года и носит название PROMISE. Она устанавливает общий регламент и формулирует принципы взаимодействия в рамках инициатив различных уровней, включая местные, региональные и национальные. Назовем цели этой программы:

- пропаганда преимуществ ИО среди граждан и организаций всех стран Европы;

- оптимизация социально-экономических выгод, которые ИО несет европейцам;

- повышение роли и значимости Европы в формировании глобального ИО.

Инициатива EuroPrix

В 1998 г. Министерство экономики Австрии при поддержке директората DGXIII/E Еврокомиссии инициировало проект EuroPrix MultiMediaArt (Европейский приз в сфере мультимедийного искусства). Кроме стран ЕС в нем приняли участие страны EFTA, а также Центральной и Восточной Европы и Средиземноморского бассейна. Анализ развития этой инициативы показывает, что новый глобальный рынок информационных и коммуникационных технологий, основанный на мультимедийных технологиях и контенте, стремительно распространяется по Европе.

Цель проекта EuroPrix MultiMediaArt - поддержать развитие информационного и мультимедийного рынка в Европе и направить европейскую индустрию мультимедиа в сторону повышения качества продуктов и внедрения передового опыта. Центральной задачей при этом является разработка методов оценки и продвижения мультимедийных продуктов в ИО.

EuroPrix MultiMediaArt предусматривает организацию соревнования среди производителей мультимедиа в Европе, проведение конкурса студентов и молодых разработчиков (в 1999 г. такой конкурс состоялся в Вене) и различные меры по распространению лучших продуктов в пределах всего континента: подготовку публикаций, включение мультимедиа-средств в специальный лицензионный каталог, создание специального Web-сайта.

Из числа проводимых в рамках проекта мероприятий следует выделить Летнюю Академию EuroPrix, на которой ведущие эксперты и специалисты по мультимедиа читают лекции, ведут семинары и учебные занятия по ключевым проблемам отрасли, сопровождая их демонстрацией новых разработок. Во время работы Летней Академии 1999 г. в Париже были рассмотрены концепции формирования архитектуры продуктов гипермедиа, методы аналитического представления проблем, связанных с различными подходами к реализации мультимедиа-технологий, а также базовые решения на основе средств DHTML, Java, JavaScript, Lingo и др.

Мероприятие Scholars’ Network (“Исследовательская сеть”) ориентировано на проведение теоретических и эмпирических исследований в области мультимедиа-индустрии и мультимедиа-контента. В частности, в 1999 г. такие исследования касались проблем мультимедиа-экономики, культурных, правовых и регулирующих аспектов мультимедиа. Результаты работы были доложены на конференции EuroPrix “Навстречу мультимедийной экономике” (Towards Multimedia Economy).

Одним из важнейших итогов проекта EuroPrix стала классификация продуктов мультимедиа (см. табл. 1), на основе которой были определены номинации соответствующего ежегодного конкурса. Классификация отражает специфику продуктов, адресуемых конкретному сообществу пользователей.

Таблица 1. Классификация мультимедиа-продуктов в рамках проекта EuroPrix

Лучшие европейские мультимедиа-продукты

В рамках проекта EuroPrix выпускается лицензионный каталог, в котором представлены два типа мультимедийных продуктов:

- продукты, подходящие для лицензирования;

- продукты, не подходящие (или еще не определенные) для лицензирования.

Торговлю лицензиями европейцы рассматривают как важный вид деятельности на рынке мультимедиа, потому лицензионный каталог должен способствовать развитию этого рынка. Он содержит краткую характеристику и описание продуктов, информацию о разработчиках и производителях, адреса для контактов. На данный момент в лицензионном каталоге представлено 111 лицензируемых и 83 нелицензируемых мультимедийных продукта. Подробную информацию о них можно найти по адресу: www.europrix.org.

Наряду с лицензионной деятельностью организаторы EuroPrix MultiMediaArt ежегодно проводят конкурс лучших мультимедиа-продуктов, а затем - гала-представление (Europrix Gala) с объявлением победителей и вручением призов. В 1999 г. оно состоялось в конце ноября в г. Тампера (Финляндия).

Итоги конкурса подводит жюри, составленное из 35 ведущих специалистов и экспертов тех стран, которые представили свои продукты. При этом каждый продукт оценивается по ряду общих и специальных критериев (см. табл. 2).

Таблица 2. Критерии оценки продуктов,

представляемых на конкурс EuroPrix

В табл. 3 представлены продукты, победившие в каждой номинации конкурса EuroPrix’99. Главного же приза был удостоен французский продукт “Жизнь леса для маленьких” (Forestia Junior).

Таблица 3. Продукты, победившие в конкурсе EuroPrix’99

Номинация

Место. Наименование продукта

Контактная информация

Знания и открытия

1. Курс геологии для студентов

2. Анатомия для помощника зубного хирурга

3. Клетка: питание из воздуха и от солнца

www.open.ac.uk

all@odont.ku.dk

www.iwf.de

Европейская культура в цифровом мире

1. Зигмунд Фрейд: археология бессознательного

2. Цвет мечты

3. Питер Брейгель: нидерландские пословицы и поговорки

www.nofrontiere.com

www.iua.upf.es

www.mib-berlin.de

Поддержка малых и средних предприятий

1. Справочник киносеансов

2. Кельнская филармония

3. Tariftir - мир телекоммуникаций

www.kinopalatsi.fi www.koelnmusic.de

www.tariftir.de

Совершенствование форм демократии посредством мультимедиа

1. Фабрика идей

2. Mimesi

www.nettiparlamentti.fi/ideahautomo www.forum.teos.it

Многоязычная Европа

1. EuroPlus+Reward - интерактивный курс английского языка

2. А-файлы

3. O!KAY2/99 - красный дракон

www.reward-net.com

www.aschehoug.no

www.bvm.de

Первые шаги в мультимедиа

1. Жизнь леса для маленьких

2. Счастливое приключение Лауры

3. Магический альбом дядюшки Альберта

lasermed@cybercable.fr www.ubisoft.de www.oncle-ernest.com

Победители студенческого фестиваля в Вене

1. Обучение мышки горящими ракетами

2. Солнце - звезда, поддерживающая в нас жизнь

3. Бумажные самолетики

4. Адвертисмент - цифровая версия одной поэмы Вислава Жимборского

5. Сергей Эйзенштейн - документы о его жизни и работе

sunderland.ac.uk

www.hdm.Stuttgart.de

www.studentt.brad.ac.uk/estanil a.cawson@sussex.ac.uk

www.darmstadt.gmb.de/nack/

Остается надеяться, что не горами то время, когда и в России мультимедиа-индустрия будет поддержана на государственном уровне через специальные программы, стимулирующие и координирующие ее развитие.

С авторами можно связаться по телефону: (095) 268-1313 или по электронной почте: sadroz@cityline.ru.

Версия для печати