КРУГЛЫЙ СТОЛ

Мы продолжаем знакомить вас с материалами круглого стола, посвященного проблемам и перспективам российского рынка карманных компьютеров, прошедшего в редакции PC Week/RE 11 февраля. В дискуссии приняли участие: Елена Свечникова (elena_svechnikova@hp.com), менеджер по мобильным системам российского отделения Hewlett-Packard; Ярослав Кузьмицкий (kya@rrc.ru), ведущий менеджер отдела персональных, сетевых и телекоммуникационных устройств дистрибьюторской компании RRC; Дмитрий Хавжу (gm@maccentre.ru), директор компании “МакЦентр”; Александр Фузеев (fuzeev@electon.ru), директор по продажам фирмы “Электон”; Алексей Безлепкин (psirus@aha.ru), технический директор дистрибьюторской компании “Галакси Компьютерс”.    

 

КПК, сотовая связь и Интернет

Интернет сегодня называют движителем большинства информационных технологий. Елена Свечникова согласна с существующей точкой зрения, что Интернет поживет в нынешнем виде еще от силы пару лет, а потом появится масса сервисов на его основе, которые проникнут практически во все сферы жизни человека. “Жизнь довольно быстро оцифровывается, и технологий мобильной работы с Интернетом становится все больше. И то, что Сеть станет доступнее, не значит, что продажи КПК автоматически вырастут, скажем, в три раза. Это значит, что конкуренция между КПК и другими мобильными технологиями, например ноутбуками и сотовыми телефонами, будет обостряться”, - полагает она.

В этой ситуации карманные компьютеры оказываются в очень выгодном положении, так как они уже сейчас готовы стать персональными мобильными терминалами, посредством которых можно получать из Сети разнообразную информацию, пользоваться услугами электронной торговли, осуществлять платежи и т. п. “В ближайшем будущем карманный компьютер будет рассматриваться в качестве универсального мобильного терминала, применяемого и как персональный инструментарий для оформления заказов электронной коммерции, и как терминальная платформа для корпоративных решений, и как средство смарт-платежей”, - уверен Ярослав Кузьмицкий.

Для этого, в принципе, можно пользоваться существующей инфраструктурой проводного доступа в Интернет, поскольку для всех платформ КПК выпускаются проводные модемы, а многие из моделей уже оснащены необходимым ПО: браузерами и почтовыми клиентами. Но тогда теряется одно из основных преимуществ карманных устройств - возможность их применения “на бегу”. Вот если бы столь же несложно было попадать в Интернет без всяких проводов! Современные модели КПК поддерживают связь с сотовыми телефонами, уже появляются прототипы смартфонов, представляющих собой симбиоз КПК и сотового телефона.

Однако полностью ли соответствует существующее оборудование требованиям сегодняшнего дня? Вот мнение Александра Фузеева: “Как и на Западе, в России есть интерес к конвергенции компьютера с сотовым телефоном. Именно мобильный терминал-смартфон, сочетающий в себе карманный компьютер и сотовый телефон, обеспечит оперативный доступ к информации. Локально на таком устройстве потребуется хранить лишь минимальный набор данных, а всю остальную информацию можно будет получать по запросу, обрабатывать ее, принимать решение и сразу же направлять его обратно по тому же каналу. Сегодня таких смартфонов еще нет, но прототипы, показанные на последних выставках, приближаются к требуемому уровню. На мой взгляд, коммерческие продукты появятся на рынке примерно через полгода”.

Но только ли в смартфонах дело? Нет, в России отсутствует адекватная инфраструктура для беспроводной передачи данных. Более того, в этой области нам предстоит отставание от западных стран, считает Дмитрий Хавжу: “У нас отсутствует основная движущая сила развития этой услуги - электронная коммерция (ЭК). Инвестиции в инфраструктуру беспроводной передачи данных могут быть окуплены только за счет ЭК. И ситуация не изменится, пока макроэкономические условия в нашей стране не позволят ЭК нормально развиваться, пока люди не начнут открывать счета в российских банках, у них не появится кредитная история и они не перестанут бояться платить по кредитным карточкам”.

С другой стороны, нельзя сказать, что Интернет-торговля в России совсем не развивается. “Примеры тому - создание torg.ru, netshop.ru и еще 4 - 5 крупных порталов, в которые вкладываются довольно большие деньги. Даже наш маленький онлайновый магазин по КПК, открывшийся совсем недавно, уже дает вполне реальные объемы продаж”, - заметил Александр Фузеев.

Проблема, как это уже стало традицией для современной России, во многом сводится к отсутствию инвестиций, точнее, ясного понимания механизмов их окупаемости. “Ericsson, например, готова поставлять нам смартфоны, но для того чтобы такие сервисы, как WAP- и GPRS-доступ в Интернет, заработали, нужно адаптировать сеть базовых станций. Чтобы инсталлировать поддержку протокола GPRS, обеспечивающего передачу в GSM-сети со скоростью как минимум 56 кбит/с против сегодняшних 9,6 кбит/с, требуются весьма солидные инвестиции. Российские сотовые провайдеры к этому пока не готовы, и неясно, когда будут готовы, для них сегодня это не первоочередная задача”, - отметил Дмитрий Хавжу.

Тем не менее в планах сотовых провайдеров - обеспечение нового качества обслуживания мобильных пользователей Интернета. Так, Александр Фузеев обратил внимание присутствующих на то, что МТС уже провела испытания WAP и намеревается переоборудовать первые пять базовых станций. У него есть надежда, что и другие московские операторы (“ВымпелKом” и МСС), а также региональные сотовые компании не захотят отставать. “Конкуренция, развернувшаяся между операторами сотовой связи, - считает Александр, - может дать выигрыш пользователям карманных компьютеров, заинтересованным в мобильной передаче данных. Поток информации о развертывании таких систем на Западе и их преимуществах, формирующий спрос и у нас, может заставить операторов вложить деньги в необходимую инфраструктуру”.

Почему стало актуальным соединение карманного компьютера с сотовым телефоном? “Бизнес изменился, люди стали более мобильными. Например, и за рубежом, и в России налицо тенденция слияния компаний, у них появляется много распределенных филиалов. Поэтому топ-менеджерам, которым необходим оперативный доступ к корпоративной информации, приходится много времени проводить в дороге. В результате формируется спрос бизнеса на мобильные технологии”, - нарисовал свою модель Александр, затронув исключительно важную тему корпоративного сегмента рынка КПК, к обсуждению которой мы и перейдем.

Корпоративные пользователи КПК! Ау!

Сегодня основные продажи карманных компьютеров приходятся в России на частных потребителей. По оценкам Александра Фузеева, корпоративные продажи не превосходят 10 - 15%. Каковы причины явного отставания этого сегмента?

Алексей Безлепкин считает, что развитие корпоративного рынка сдерживается печальным положением в области соблюдения прав на программные продукты: “Недавно Psion выпустила модель NetBook, которая поддерживает СУБД Oracle 8i Lite. Казалось бы, бери и внедряй готовое решение, ведь Oracle 8i Lite обеспечивает удаленный доступ к сети, возможность разъездной работы мобильных сотрудников. Но в московском представительстве Oracle нам рассказали, что официально в России куплено лишь несколько лицензий Oracle 8i Lite, все остальные пользуются этим продуктом нелегально. Отсюда нет у Oracle и энтузиазма по совместному с Psion продвижению продуктов в нашей стране”.

Елена Свечникова полагает, что поставщики корпоративных мобильных систем останутся пассивными, пока не понадобится внедрять в России решения, требующие непосредственного участия вендора. “Где они могут быть востребованы в первую очередь? На мой взгляд, - говорит Елена, - самые реальные отрасли - даже не банковская, а телекоммуникационная и нефтегазовая. Сегодня ситуация такова (об этом много говорилось на последнем форуме Gartner Group): стоимость рабочей силы очень низка - в 5 раз меньше средней стоимости рабочего места. Отсюда и экономическая невыгодность внедрения ИТ. Пока это получается слишком дорого по сравнению с отдачей, прибылью. В то же время КПК уже нужны огромному числу людей. Почему? Эти устройства не обременены лишней функциональностью. Технологии дешевеют, потребность растет - эти тенденции определяют возможность скорого взрыва продаж карманных устройств”.

Причин недооценки КПК на корпоративном уровне несколько. Одна из них, полагает Александр Фузеев, - очень низкая культура планирования: “Карманный компьютер призван заменить почти исчезнувший институт высококвалифицированных секретарей, ведь он способен выполнять многие очень важные для руководителя операции - вовремя предупредить о событиях, спланировать дела, быстро найти контактную информацию и набрать нужный телефонный номер. Кроме того, сейчас растет спрос на средства оперативного анализа информации. Для этого совсем неплохо подходят модели Psion, позволяющие представлять данные в виде гистограмм и графиков”.

Еще одна область очевидного применения решений на базе КПК - мобильные торговые системы. Но и здесь, по мнению Алексея Безлепкина, корпоративные проекты будут внедряться, если их поддержат западные компании: “Начнется все с поддержки своих дистрибьюторов такими крупными компаниями, как Mars, Nestle, Colgate-Palmolive, Gillette и др. И сейчас этот процесс уже начался. Российские же розничные продавцы просто еще не готовы к мобильным приложениям, в большинстве своем они, в отличие от западных фирм, не просматривают перспективу на 2 - 5 лет. Сегодня только отдельные отечественные компании-энтузиасты берутся за мобильные системы, пробуют их и в меру своих сил развивают, так как они приносят реальный экономический эффект”.

При внедрении даже готовых корпоративных решений не обойтись без их настройки под специфические задачи заказчика. Этим, по всем правилам, должны заниматься системные интеграторы, дефицит которых явно просматривается в сегменте КПК. Вот мнение Александра Фузеева: “Многие компании готовы приобрести партии КПК, но только если они будут снабжены заказным ПО. К сожалению, у нас еще очень слабо развит рынок услуг по написанию заказного ПО и его сопровождению небольшими группами программистов. В этом отношении надежда пока только на фирму “Кречет”, сертифицированную по решениям на основе Windows CE, и отдел ПО, занимающийся автоматизацией мобильной торговли (Van Selling) в “Галакси Компьютерс”, да, пожалуй, еще “Инкомсофт” выполняет проекты по автоматизации ресторанов на Palm и WinCE. А известные фирмы “Арсеналъ” и “Информатик”, например, ограничились тем, что сделали версии своих программ для КПК, причем только тех, что не требовали переработки интерфейса (переводчики, словари и т. п.). Но сейчас пользователи КПК нуждаются в информации юридического характера, ее также нужно переносить с настольных машин, тем более что ранее существовавшая проблема недостаточного объема памяти решена: появились высокоемкие карты CompactFlash, дисковод IBM MicroDrive на 340 Мб и др. Осталось найти источники инвестиций в разработчиков софта - это задача вендоров. Во всяком случае, дистрибьюторы хотели бы, чтобы вендоры им помогли”.

Алексей Безлепкин полагает, что и сами софтверные фирмы должны быть более прозорливыми: “Если за рубежом существует огромное число таких компаний, пишущих софт для всех платформ КПК, то в России их можно пересчитать по пальцам. Понятно, чтобы софтверные компании пришли на этот рынок, они должны убедиться в окупаемости своих затрат. Потенциально же область очень велика - это финансовые, учетные, навигационные и многие другие программы. И спрос, причем большой, уже есть. Вопрос, в частности, в том, насколько далеко эти компании смотрят в будущее. Ведь сейчас самое удачное время для выхода и закрепления на этом рынке”.

А вот мнение вендора. Елена Свечникова: “Во всех странах, где существуют сопровождающие услуги (написание заказного софта, сервис и пр.), их объем зависит от объема продаж основной продукции. Поэтому, когда объемы продаж КПК вырастут, появятся и все сопровождающие услуги. В нынешней же ситуации, когда есть запросы заказчиков и нет инфраструктуры их удовлетворения, свое слово должны сказать вендоры, во всяком случае оплатить создание необходимых программ. Ведь именно так обстоит дело с другими ИТ-продуктами”.

Информирование и обучение как способ продвижения КПК

Если говорить о правильных способах продвижения ИТ-продуктов, то нельзя обойти вниманием проблему информирования и обучения. “Несмотря на то что в России есть каналы поставок КПК, многие мои знакомые купили эти устройства за границей. На нашем рынке явно не хватает информации о КПК, возможно, это связано и с недостаточной поддержкой вендоров. Из своего опыта знаю, что люди просто не имеют информации о хороших и доступных продуктах. Сегодня смотришь деловую прессу, а впечатление, что видишь специализированную ИТ-прессу. Крупинки информации о КПК просто растворяются в море ИТ-информации”, - поделилась своим видением проблемы Елена Свечникова.

Информация о КПК, как правило, оперативно публикуется на западных сайтах, но этот источник нельзя считать достаточным. “Конечные пользователи страдают от отсутствия русскоязычной информации. Мало кто из них регулярно ходит на англоязычные сайты вендора, они и на собственные сайты заглядывают не каждый день”, - отметила Елена.

Я не могу согласиться с тем, что российская пресса не освещает тематику КПК, во всяком случае PC Week/RE старается делать это максимально часто и полно. Другое дело, что всегда хочется большего.

Очень многое зависит от образованности продавцов крупных компьютерных магазинов. Алексей Безлепкин, например, считает уровень их подготовки в области КПК крайне низким: “Они практически не знают, что это такое. Чаще всего они преподносят эти устройства покупателям как записные книжки. Мы занимались ежемесячным обучением продавцов в компьютерных салонах наших дилеров, но персонал меняется быстрее, чем мы проводим обучение, текучка кадров очень большая. По идее, при каждом представительстве крупной компании надо создавать для этого специальный учебный центр. Технология КПК - новая, современная, ее нигде не преподают. Конечно, пройдет время, и эта техника станет всем известной”.

А может быть, специально учиться работе с КПК и не нужно? Это зависит от выбранной платформы и решаемых задач, полагает Дмитрий Хавжу: “По отзывам заказчиков, Palm OS - самая беспроблемная система. Чтобы пользоваться ею, не надо ходить на специальные курсы, достаточно прочитать руководство пользователя. Этих знаний вполне хватит, пока не потребуется овладеть беспроводной передачей данных. Но если знания человека, купившего WinCE-устройство, на нулевом уровне, то ему надо идти на компьютерные курсы либо заниматься самообразованием, а книга по WinCE на русском, кажется, пока вышла только одна”.

Что ж, проблема образования в сфере КПК сформулирована, надеюсь, наша публикация будет способствовать поиску путей ее решения.Свои вопросы и комментарии по темам, затронутым на круглом столе, вы можете присылать по адресу: maksimov@pcweek.ru.Окончание. Начало см. PC Week/RE, № 6/2000, с. 14.