Вслед за производителями автомобилей, испытавшими шок несколько недель назад, когда были приняты новые общеевропейские правила утилизации старых машин, пришла пора вздрогнуть изготовителям электроники. Правда, в отношении последних все точки над “i” пока еще не поставлены, но проект Европейской комиссии, касающийся переработки отслуживших электронных приборов, до деталей совпадает со своим автомобильным предшественником. Обе директивы обязывают фирмы бесплатно принимать выпущенную ими продукцию. Отметим, что список предназначенных к заводской утилизации устройств включает компьютеры, телекоммуникационное оборудование и бытовые приборы, электронику развлечений, медицинскую технику и электрический инструментарий.

Сей проект, ставший известным немецкой газете Frankfurter Allgemeinen Zeitung (его официальная публикация намечена на март этого года), все же не оказался полной неожиданностью для электронных компаний. Разговоры о нем ведутся уже довольно давно, и еще в феврале 1999 г. производители, объединенные в немецкий Центральный союз электротехнической и электронной индустрии (Zentralverband Elektrotechnik- und Elektronikindustrie, ZVEI), предупреждали политиков о том, что подобные меры приведут к существенному росту стоимости продукции (на 15%), что в конечном счете ляжет на плечи покупателей. Как и следовало ожидать, за прошедший год позиция промышленного союза кардинально не изменилась, хотя и были внесены определенные коррективы. Сегодня представители ZVEI утверждают, что издержки, обусловленные новым порядком, составят 11,76 млрд. DM, или 4% всего оборота. Уже только из-за огромных затрат идеи Еврокомиссии неприемлемы для электронного сектора. Кроме того, вызванный ими рост конечных цен ухудшит конкурентоспособность европейских компаний. Есть и спорные моменты - скажем, положение о праве на возврат устройств, выпущенных задолго до вступления в силу нового порядка, в том случае, когда фирма-производитель исчезла с рынка. Кто, спрашивается, должен принять компьютер фирмы Commodore?

Вместе с тем интересна довольно сдержанная реакция самих компаний-производителей. За прошедшее время, понимая неизбежность принятия подобных директив, многие из них добились значительных успехов в улучшении вторичной переработки собственной продукции, предусмотрительно решив не дожидаться ударов грома и прицельного клевания жареными петухами. Так, IBM сообщает, что после демонтажа старых ЭВМ в утиль уходит лишь 1,1% комплектующих, 24% перерабатываются частично, а все остальное удается использовать повторно. Компания принимает от потребителей отслужившие свое компьютеры уже с 1991 г. В настоящее время за каждый утилизируемый ПК с клиента берется 25 DM, за мэйнфрейм - 2200 DM. В интервью, данном немецкой редакции ZDNet Райнхардом Хёном, отвечающим на предприятии за вопросы охраны окружающей среды, он признал, что со вступлением в силу новых правил ЕС соответственно возрастет и стоимость продукции, однако скажется ли рост себестоимости на конечном подорожании товара - вопрос чисто маркетинговый.

Представители Siemens отозвались на газетное сообщение с олимпийским спокойствием: “Все это уже давно известно”, дав понять, что флагман немецкой электротехники и электроники успел хорошо подготовиться к новым требованиям экологов ЕС (невольно вспоминается помещение столовой в одном из центров компании в Нюрнберге, стены которой еще два года назад были увешаны плакатами и диаграммами, демонстрирующими способы и объемы переработки промышленных отходов).

Заметим, что гора электронного мусора, ежегодно образующаяся в старушке-Европе, уже превышает 6 млн. т. После периода принятия национальных законов, нацеленных на решение данной проблемы в отдельных странах, входящих в ЕС, пришла пора согласованных действий.