Ю. Алюдина, Н. Кудина

Несмотря на постоянные разговоры о том, что Интернет занимает чуть ли не главное место в профессиональной деятельности современного человека, стоит признать: на деле он входит в нашу жизнь весьма болезненно. Недостаточно просто подключиться к Интернету, надо еще уметь грамотно им пользоваться, чтобы без особых трудностей за максимально короткий срок получить необходимую информацию. Проблема обучения работе с Интернетом широко обсуждалась на конференции “Интернет в образовании”, которая прошла в Доме ученых 24 февраля. В ее работе приняли участие С. А. Жданов (МПГУ), И. С. Кабак (Станкин), В. Брагин (компания “Физикон”), Б. Покровский (химфак МГУ), Б. Васин (ООО “Диавер”).

Присутствующих на встрече журналистов, преподавателей и профессоров московских вузов также интересовало, насколько эффективной является учеба посредством Интернета, т. е. изучение различных предметов с помощью информационных технологий.

В последнее время на отечественном компьютерном рынке появляется все больше электронных учебных программ. Как правило, они ориентированы на обучение школьников стандартным дисциплинам: химии, физике, биологии, математике. Учитывая возросший интерес подростков к компьютерам, можно предположить, что подобные программы будут весьма эффективны и популярны уже в скором времени. На конференции была представлена очередная обучающая программа для школьников “Открытая физика”, разработанная компанией “Физикон”. Электронный учебник содержит множество тестов, задач и упражнений. Как отмечает один из разработчиков новой программы Владимир Брагин, “Открытая физика” полезна как для учеников, так и для учителей, потому что содержит методические указания.

Однако внедрение подобных разработок в обучающий процесс осложняется отсутствием финансирования российских школ. Техническое оснащение классов подчас не позволяет ученикам ознакомиться даже с минимально необходимым набором программ: Word, Excel и др. Поэтому приходится признать: на сегодняшний день использование Интернета как средства для организации учебного процесса практически исключается.

В московских вузах дела обстоят немного лучше. По словам Бориса Покровского, профессора химфака МГУ, 60% студентов имеют доступ к мировой сети. Интернет в институтах в качестве средства получения нужной информации используется довольно широко, и, конечно, преподаватели понимают необходимость научить студентов работе с Интернетом. Например, в Станкине читается обзорный курс на эту тему (он состоит из пяти лекций и трех лабораторных работ), а также специальный курс “Сетевые технологии”, предусматривающий создание студентами своей Web-странички. У Станкина есть свой сайт и свои электронные журналы, скажем Web-журнал “Автоматизация и управление в машиностроении”. Помимо выхода в глобальную сеть существует еще внутренний сервер университета, где сами студенты предлагают так называемую неформальную информацию на различные темы.

Казалось бы, жаловаться не на что, но и здесь не без проблем. Изучение Интернета в университетах и институтах, к сожалению, не носит массового характера и чаще всего ограничивается спецкурсами и спецсеминарами, а ведь знание мировой сети, умение работать с ней и быстро получать нужную информацию необходимо не только для студентов технических вузов, но и для гуманитариев. Поэтому, наверное, не стоит сетовать на то, что студенты сдают рефераты, “скачанные” из Интернета, лучше подумать, как быть с тем, что многие сдают их в рукописном виде, ведь компьютеры есть далеко не у каждого.

Но все же главная проблема, которая волновала всех без исключения участников конференции, заключалась в том, что студенты через Интернет имеют доступ к порносайтам.

А что вы думаете по поводу использования Интернета в образовании. Напишите нам по адресу: editorial@pcweek.ru.

Версия для печати