Вторая реинкарнация “Анкея”

Руководителю фирмы, как и бок- серу, кроме воли к победе, владения тактикой и стратегией боя, необходимо еще, выражаясь языком профессионалов, хорошо держать удар. На нашем рынке техника защиты, возможно, более важна, чем агрессивный маркетинг, - иногда трудно предположить, кто нанесет неожиданный удар: конкуренты, таможня, налоговая полиция, Дума, правительство наконец. Поэтому, увидев на пресс-конференции 21 марта бодрого и переполненного планами Виктора Валентиновича Крохина, я порадовался за его спортивную стойкость на ринге российского компьютерного рынка.

Руководитель Дивизиона информатики

АФК “Система” игорь Крохин

На встрече с прессой, к которой сотрудники возглавляемой им новой структуры готовились очень долго, наконец-то было рассказано о дальнейшей судьбе холдинга “Анкей”, бывшего до кризиса наряду с IBS ведущим системным интегратором России.

Итак, новая структура называется “Дивизион информатики акционерно-финансовой корпорации (АФК) "Система"”. Он состоит из небольшой (14 человек) управляющей компании “Система-Информбизнес” и четырех фирм, две из которых образованы из подразделений бывшего холдинга “Анкей”. Это “Анкей/Компьютерные системы”, специализирующаяся на системной интеграции, и “Анкей/Обучение”. Две другие - компания по медиатехнологиям “ВидеоПро” и компания по услугам в Интернете “Бизнес Интернет Системы”.

В перспективе в состав дивизиона должно войти еще несколько вновь создаваемых компаний: по дистрибуции, по технологиям смарт-карт (оказалось, что эта компания уже работает), по технической поддержке и аутсорсингу, а также региональные представительства. По существу, все эти направления (кроме, возможно, мультимедийных) в зачаточном состоянии уже были в “Анкее”, сейчас они реализуются на новом уровне.Причины такой метаморфозы, по версии г-на Крохина, следующие: “Правильно структурированных компьютерных компаний на российском рынке единицы. Почти все наши фирмы вышли из малого бизнеса, из групп единомышленников. В этом плане для меня IBS если не идеал, то конкурент, с которым нужно бороться”. Еще до кризиса “Анкей” начал поиск стратегического инвестора. После переговоров была выбрана российская корпорация АФК “Система”, в частности, чтобы не потерять заказы силовых ведомств. Как заявил г-н Крохин: “Не мы первые, кого АФК превращает в мощную конструкцию. Я благодарен специалистам АФК по корпоративному управлению, вместе с которыми мы решили множество вопросов”.

Оборот этой корпорации больше 2 млрд. долл. Ей принадлежит и эффективно управляется ряд телекоммуникационных фирм (МГТС, МТС, “МТУ-Информ” и т. д.) и зеленоградских заводов. Им недоставало компании, работающей в области информационных технологий, поэтому “Анкей” был выбран в качестве базового предприятия Дивизиона. “Мы столкнулись при этом с большими трудностями, - рассказал г-н Крохин, - которые вызваны разницей между большим бизнесом и российским компьютерным бизнесом. Выяснилось, что наша структура и наше понимание ведения бизнеса не соответствуют требованиям, предъявляемым к компаниям АФК "Система". Поэтому какое-то время занял процесс перестроения. Сейчас бизнес в Дивизионе диверсифицирован и каждая компания сфокусирована на своей области деятельности”.

Перед Дивизионом поставлены амбициозные цели:

- стать одним из лидеров российского компьютерного рынка. Это означает не только быть первым по обороту, но и первым в плане технологическом;

- осуществить капитализацию компаний, входящих в Дивизион, для вывода их на рынок ценных бумаг;

- осуществить освоение новых секторов рынка, внедрение новых технологий в АФК “Система”.

Оборот “Анкея” в 1999 г. превысил 15 млн. долл., на этот год запланировано достичь рубежа в 30 млн. долл. Это много меньше, чем “Анкей” имел до кризиса. Можно полностью согласиться с утверждением Виктора Валентиновича, что российский компьютерный рынок не привык иметь дело с инвесторами - он привык работать с заказчиками. В АФК “Система” инвестиции не получают, а защищают проект.

Г-н Крохин назвал следующие основные направления деятельности Дивизиона: разработка систем управления предприятием, ERP-систем, систем на базе смарт-карт, развитие электронных услуг и электронной коммерции (два проекта будут реализованы уже к 1 сентября). В качестве базовой КИС выбрана Oracle Applications, и уже есть четыре потенциальных заказчика. К новому году будут предложены также информационные системы для торговли.

Большой интерес вызывает новый для России проект системы оплаты при проезде по автодорогам, которая будет введена на трассе Москва - Кашира. Как пояснил Сергей Курин, вице-президент Дивизиона по коммерции: “Проект масштабный. Идет уже четыре года, мы пережили смену двух дирекций, которые там работали. Первый этап работ по трассе осуществляет Российское дорожное агентство, а дальше (с 74 км от Москвы) ищется инвестор. Способов взимания оплаты рассматривалось несколько, например, предлагалось оплачивать по километражу с привязкой цен к доллару. Остановились на разовом сборе. Сейчас нужно преодолеть психологический барьер и просто приучить платить за проезд”.

Одна из новых компаний Дивизиона, “ВидеоПро”, создана чуть больше года назад специально для разработки и внедрения мультимедийных технологий. WebTV - первый продукт, с которым она выйдет на рынок в мае. Эра РС уходит. Будущее за интеллектуальными приставками. По словам г-на Крохина, компания имеет договор с западным производителем и планирует развернуть их выпуск в Зеленограде.

Сейчас идут работы над мультимедийным порталом, который позволит передавать контент по запросу и принимать его дома с телевизионным качеством, поэтому “ВидеоПро” занимается хранением и передачей мультимедийной информации по IP-сетям. Это пилотный проект МГТС, который как коммерческий будет запущен в конце года. Прообраз такой системы демонстрировался на прошлой выставке “Связь-Экспокомм”.

Новая дистрибьюторская компания, создаваемая в Дивизионе, нацелена на рынок самой АФК “Система”. “Появление этой компании позволит профессионально общаться с вендорами и усилит конкурентные позиции на рынке. Находясь внутри корпорации, мы имеем определенное преимущество”, - заявил Сергей Курин.

Продвигаются и другие проекты, такие, как создание полного пакета услуг по передаче через Интернет защищенных данных для корпоративных и частных заказчиков, разработка ПО, в прошлом году начато сотрудничество с Министерством обороны.

Из всего сказанного видно, что “Анкей” выдержал удар кризиса и начал новый раунд, но уже в несколько другой ипостаси. Конечно, за этот период компания порядком порастеряла кадры, но опыт даром не дается.

Версия для печати