29 марта в фешенебельном московском отеле, расположенном на улице Петровке, состоялась пресс-конференция компании 3Com (www.3com.ru), посвященная прозвучавшим недавно как гром среди ясного неба новостям. Одновременно с объявлением результатов III квартала 2000-го финансового года, в очередной раз не показавших роста объемов продаж (они составили 1,411 млрд. долл.), компания сообщила о ряде шагов, которые планируется предпринять для осуществления радикальных преобразований.

Из самых шокирующих объявлений - отказ от дальнейшего производства нескольких групп продуктов, и в первую очередь популярных в России аналоговых модемов серий Courier и Sportster. Этот бизнес передается фирме, учрежденной совместно 3Com, Accton и NatSteel Electronics. Последняя уже приобрела завод 3Com по производству модемов в Чикаго. Модемы сохранят торговую марку U.S.Robotics, и дистрибуция этих продуктов первое время будет по-прежнему осуществляться по каналам 3Com.

Люк Брюнэ: “Быть или не быть?”

Другим, более понятным и оправданным решением стал отказ от дальнейшего производства маршрутизаторов серий PathBuilder и NetBuilder и передача этого направления бизнеса фирме Motorola. В России объемы продаж маршрутизаторов 3Com были невелики, а их мировые поставки компания завершит 30 июня 2000 г. Тогда же прекратится выпуск высокопроизводительных магистральных коммутаторов CoreBuilder серии 9000, а также серий 7000 и 5000. Вместо них 3Com намерена продвигать старшие модели маршрутизирующих коммутаторов стремительно завоевывающей популярность компании Extreme Networks (www.extremenetworks.com). К концу 1999 г. в мире было продано более миллиона портов ее коммутаторов уровня 3. Наиболее мощная модель - BlackDiamond 6816 с неблокирующей магистральной шиной, допускающей четырехкратное резервирование, - позволяет установить в одно шасси до 192 оптоволоконных портов Gigabit Ethernet уровня 4. Серия BlackDiamond популярна у Интернет-провайдеров, особенно у тех, кто строит большие серверные фермы, а устанавливаемый 10 Гбит/с модуль Ethernet WDM позволяет создавать распределенные резервированные центры обработки данных.

Из собственной линейки магистральных коммутаторов у 3Com останется недавно объявленная серия модульных семислотовых гигабитных маршрутизирующих Switch 4000, унаследовавшая многие компоненты от серии 9000. Однако в ней не предусмотрено резервирование модуля коммутации, что позволило снизить стоимость устройств разных моделей в полной конфигурации до 20-30 тыс. долл. Максимальная пропускная способность системной магистрали серии 4000, оснащенной 18 портами Gigabit Ethernet, составляет 48 Гбит/с.

Рассказывая о планах реструктуризации, глава представительства 3Com в СНГ Люк Брюнэ отметил, что фирма оставляет в производстве лишь те продукты, которые могут обеспечить либо быстрый рост продаж, либо существенную прибыль. Для наглядности он привел график, иллюстрирующий перспективность продукции: по горизонтальной оси отложен рост объема продаж, по вертикальной - возврат инвестиций. Для всех групп продуктов стрелки показывают, как изменяется во времени положение каждой из них. В настоящее время наиболее перспективными являются устройства для рабочих групп, в том числе коммутаторы Superstack и серия продуктов OfficeConnect для небольших офисов. Сильной позицией 3Com остаются сетевые адаптеры и оборудование удаленного доступа - RAS 1500 и Total Control.

Анализ перспективности различных групп сетевых продуктов 3Com

Среди новых технологий, приобретаемых или уже приобретенных компанией, - беспроводное сетевое оборудование, корпоративные IP-УАТС NBX 100, ПО для создания на базе LAN-телефонии центров обработки звонков (call centers) и аппаратура широкополосного доступа, планируемая к производству в альянсе с фирмой Copper-Mountain. Выпуск всех групп продуктов, выходящих за условную границу перспективного бизнеса, прекращается, а сам этот бизнес продается.

Такое четкое объяснение стратегии и высокий темп, с которым компания приступила к реструктуризации, позволяет надеяться, что для партнеров 3Com эти изменения пройдут достаточно безболезненно. Люк Брюнэ отметил, что гарантийная поддержка и сервисное обслуживание снятого с производства оборудования будут обеспечиваться по меньшей мере в течение пяти лет, в России - через авторизованный центр на базе компании CPS. По словам Люка, ни сокращение численности сотрудников представительства, ни ослабление позиций на рынке корпоративных клиентов пока не планируются. На май 2000 г. намечена очередная авторизация партнеров.

Супермаркеты сетевых технологий

Нет особого секрета в том, что большинство крупных сетевых вендоров уже многие годы не занимаются самостоятельной разработкой оборудования, а приобретают венчурные фирмы-разработчики из Кремниевой долины, которым удается создавать передовые высокотехнологичные устройства. Возможно, отказ от производства серии 3Com CoreBuilder 9000 - один из самых свежих примеров, демонстрирующих, что по срокам разработки и затратам коллективы больших компаний не могут конкурировать с небольшими венчурными фирмами, состоящими из специалистов высочайшей квалификации и способными в условиях жестокой конкуренции в сроки от шести месяцев до года создать самое передовое сетевое устройство. Однако у таких фирм нет ни времени, ни ресурсов на строительство партнерской и сбытовой сети, а сетевое оборудование морально устаревает в течение трех-четырех лет.

Таким образом, модель бизнеса больших сетевых вендоров окончательно превратилась в “супермаркет” высоких технологий, где важнейшими атрибутами являются известное имя, хорошая партнерская и сервисная сеть, современные и качественные продукты с гарантированной взаимной совместимостью.

Пока нет оснований говорить о заметных “проколах” 3Com в любой из этих составляющих. Более того, партнерская сеть 3Com, во всяком случае в России, - среди производителей сетевого оборудования - одна из самых лучших.

Поэтому если компании удастся в короткий срок реструктурировать свой бизнес и выдвинуться на стратегически важных направлениях (ЛВС-телефония, xDSL, беспроводное оборудование), возможно, сам факт происшедшей реструктуризации можно будет расценить как положительный сигнал. Руководство стремится не затягивать этот процесс, о чем свидетельствует изменение сроков запланированного выделения в отдельную фирму подразделения Palm Computing. По последним данным, это событие произойдет уже в июне.

Торчащие уши Уолл-стрит

Реструктуризацию 3Com нельзя также рассматривать в отрыве от американского фондового рынка. Если компания из высокотехнологичной группы не увеличивает ежегодно объем продаж по меньшей мере на 30-40%, то курс ее акций может уменьшиться в несколько раз, что болезненно отразится на инвесторах. Капитализация (суммарная стоимость акций) некоторых высокотехнологичных компаний ежегодно удваивается, составляя сотни миллиардов долларов и в десятки раз превышая годовые объемы продаж!!! Поскольку в III квартале 2000-го финансового года по сравнению c аналогичным периодом предыдущего объем продаж модемов 3Com сократился на 11%, а сетевых продуктов - на 7%, даже высокая прибыль, полученная компанией за квартал (97,4 млн. долл.), не спасла ее от жесткой реструктуризации.

Представительство 3Com в СНГ: (095) 258-9040.

Версия для печати