Любовь приходит и уходит...
В августе 1998 года Россию крепко скрутил кризис и до конца так и не отпустил. Борьба с его последствиями до сих пор занимает почти все умы. И каждый ищет свой, по возможности не слишком истоптанный, путь к свободе и обеспеченности. Есть такая категория людей, которая этот путь для себя, похоже, нашла, и им не нужен работодатель, им нужен только компьютер, доступ в Internet и очень много таланта и усердия. Они делают shareware-программы.
Напомню, shareware в переводе на русский язык - это “условно-бесплатное программное обеспечение”, т. е. способ распространения ПО, при котором программу можно свободно установить на свой компьютер, попробовать и, только если понравится, оплатить. Никакого обмана: не подошло - стер и забыл, и больше ничего не надо. Для пользователя условия просто идеальные. А для разработчика - свобода делать то, что ему по душе, и без посредников предлагать свое творение всему миру.
И швец, и жнец, и на дуде игрец
Вряд ли многие осилят эту дорогу. Казалось бы, как все просто: сел, написал программу (а программистов в России немало, и из-за кризиса многие из них потеряли работу и готовы заниматься практически чем угодно), и получай себе деньги. Но если присмотреться, обнаружится, что традиционное соотношение успехов и неудач в этом бизнесе точно такое же, как и в любом другом, даже чуть хуже. Почему?
Причин много, но, наверное, основная - в том, что истинного успеха в этом нелегком деле может добиться только по-настоящему разносторонний профессионал. Для начала надо быть гением маркетинга, чтобы понять, какой продукт нужен людям, изучить продукты-конкуренты и разработать лучший в мире интерфейс. Дальше - гением программирования, ведь техническое задание надо реализовать на том же уровне. Еще дальше - надо быстренько стать гениальным художником и писателем, а заодно и Web-дизайнером: продукт не сможет добраться в массы без великолепного сайта и подробной документации (лучше - на нескольких языках). Наконец, после этого всего придется стать гениальным продавцом и еще раз маркетером, ибо нужно будет широко распространить готовый продукт, решить вопросы умного вложения денег в рекламу, найти нетривиальные способы познакомить с ним пользователей и заинтересовать их. Теперь достаточно быть неутомимым чернорабочим (каждую новую версию отослать на десятки и сотни сайтов, а со многими их владельцами еще и завязать долгие дискуссии) и феноменальным психологом-практиком, чтобы оказывать квалифицированную поддержку пользователям. И тогда есть надежда на успех. Правда, только в идеальном мире, ибо в реальном придется еще решать вопросы борьбы с пиратами, взламывающими shareware-программы, убирая ограничения в их тестовых версиях, бороться с конкурентами, решать финансовые вопросы и заниматься долгосрочным планированием, а в случае удачи - еще и нанимать дополнительных сотрудников, управлять ими, платить им зарплату...
Не правда ли, каждый россиянин может похвастаться всеми этими качествами, и в сутках у него не 24 часа, а раза в три больше? И денег “в загашнике” у него хватит и на компьютер, и на долгие часы в Internet, и на покупку рекламы, и на покупку лицензионных средств разработки, и на многомесячную работу без зарплаты, пока не появятся первые регистрации? Так и есть? Тогда вперед: shareware - путь уверенных в себе одиноких волков, умеющих все и не боящихся никаких трудностей.
Финансовая сторона
Всех, разумеется, волнует вопрос, сколько таким образом можно заработать. Как показывает практика, назначать цену продукта намного меньше или намного больше “стандартных” 20-30 долл. - неправильно с маркетинговой точки зрения: на слишком дешевый продукт смотрят с подозрением, а слишком дорогой не будут покупать просто потому, что пожалеют денег...
Вторая составляющая - это количество покупателей, отдающих свои денежки за один месяц. Понятно, что начинает каждый с нуля, потом потихоньку появляются единицы (простым умножением получаем небольшие сотни долларов в месяц), а дальше все уже зависит от умения “раскрутить” свой бизнес. Если мы посмотрим на количество скачиваний “грандов” типа GetRight или WinZip, то обнаружим, что ежемесячно оно составляет многие сотни тысяч, а по статистике shareware-продукт регистрирует один человек из ста - пятисот скачавших. Опять несложным умножением получаем тысячи регистраций в месяц, что за тот же самый месяц дает десятки, а то и сотни тысяч долларов прибыли от одной программы. Это позволяет даже “рядовому” автору, при наличии умной головы и работящих рук, надеяться через годик-другой-третий на доходы порядка нескольких тысяч долларов в месяц, что вполне позволяет прокормиться даже “тамошнему” программисту, а уж “нашему” - и подавно. Опять же перспективы “скупки на корню” (вспомним завидную судьбу бесплатной программы ICQ, проданной за 300 млн. долл.) будоражат кровь и туманят голову...
Dura lex, sed lex
Не пугайтесь, мы не о женщинах, мы о законах. Они, увы, зачастую столь же непоследовательны, как и женщины, но не в пример опаснее, если пойти против них. И вот здесь как раз shareware-бизнес в частности и электронная торговля в целом в России имеют серьезные проблемы, о которых хочется поговорить подробнее...
Как вы думаете, что именно происходит в момент продажи shareware-программы с юридической точки зрения? Вариантов, как это ни странно, очень много. Самый пессимистичный выглядит так: частное лицо как-то умудрилось заключить сделку с иностранцем и превратилось в наглого валютчика, безо всякой лицензии грабящего родное государство и подлежащего немедленному наказанию. Начать лучше всего с конфискации незаконно полученного дохода, а потом и остальное можно изъять, чтобы жизнь медом не казалась.
Чуть усложним ситуацию: торговля ПО осуществляется вовсе не автором программы, а фирмой-регистратором, автор просто получает гонорар от издания своей продукции. Логично? Вполне. Заплати подоходный налог (а в случае гонораров еще и льготы положены) - и живи спокойно. Пока кому-то не покажется, что налогов мало, и они не начнут действовать по предыдущему сценарию. Ведь формально автор получает вовсе не гонорар, а обычный доход, отдавая регистратору проценты с него за процедуру приема денег у покупателя.
А теперь еще немного усложним. Регистратор вполне может (и никакой закон ему это вроде как не запрещает) получить от автора программу на реализацию и безвозмездно, т. е. даром, помогать ему, посылая материальную помощь. Так и будет написано: for current expenses, т. е. на текущие расходы голодному программисту. И это тоже законно, легально, а с помощи налоги взимать даже у нас пока не догадались. Ну разве что если очень хочется... Правда, и это работает только до того момента, когда кто-то поинтересуется: почему это посторонняя фирма в Штатах регулярно помогает простому россиянину валютой?
А ведь есть еще и взаимозачеты, оффшорные фирмы и множество других способов, отлаженных вовсе не разработчиками shareware, а тысячами опытных хозяйственников из “традиционных” областей. Эти методы лежат в диапазоне от невинных детских шалостей до прямого нарушения закона. И каждый из них в принципе можно приспособить для получения денег по результатам вполне честного труда. Делает ли так кто-нибудь? Неизвестно. Честно говоря, если делает - то, наверное, с точки зрения морали он прав. Ибо государство, не желающее как-то помочь (налоговыми льготами, четкими законами, простой и удобной процедурой регистрации) людям, через которых в страну течет поток полновесной, легальной валюты, не связанный ни с демпинговой распродажей ресурсов, ни с “утечкой мозгов”, наверное, заслуживает того, чтобы эта валюта ему не доставалась...
Государство, помоги!
Кстати, проблема гораздо шире, чем просто shareware. Уже сейчас Internet-торговля все активнее и активнее заменяет “обычную”, в том числе и в России, и это сделало очевидным наличие огромных “дыр” в наших законах. Методика получения лицензий на международную торговлю, прием валютных платежей, налоговые проблемы - все это досталось в наследство от тех времен, когда любые международные взаимодействия были потенциальным криминалом и неукоснительно контролировались государством. Сейчас, после того как сеть Internet практически убрала все границы как для простого общения, так и для бизнеса, электронная торговля может и должна приобрести новые формы. Вдумайтесь: в случае shareware “за рубеж” не уходит вообще ничего, программа никуда не исчезает из России, продается лишь ее копия, программист тоже остается здесь (а не уезжает в Штаты навсегда) и только ручеек денег течет и течет в Россию из-за рубежа, помогая ей занять достойное место в новом, электронном мире завтрашнего дня.
Не меньше проблем и у тех, кто пытается продавать программы в России. Бухгалтерская и налоговая отчетность в ее нынешнем виде даже при полностью электронной продаже требует кучи бумаг: контрактов, счетов-фактур, накладных, - что противоречит самой идее электронных платежей, направленных на упрощение и удешевление взаимодействия продавца и покупателя, а следовательно, на повышение эффективности работы финансовой системы.
Законодатели должны понять, что электронный бизнес требует особого отношения к себе и принять законы, поощряющие электронную торговлю и работу, в том числе и международную, через Internet, делающие легким и удобным существование такого бизнеса. Необходимы также налоговые льготы, чтобы сделать высокотехнологичный малый бизнес привлекательным для россиян, особенно учитывая сложность его “раскрутки”, высокие требования к тем, кто берется им заниматься, и прямую выгоду для государства. Нужны и механизмы упрощенного взаимодействия предпринимателя-одиночки с государством, например, путем дальнейшего развития концепции частного предпринимателя без образования юридического лица. Скажем, возможность принимать небольшие платежи со всего мира без оформления бумаг, несложная процедура уплаты налогов с полученного дохода и разумная ставка этих налогов...
Shareware как явление, разумеется, гораздо больше и сложнее, чем удалось описать в этой статье, но журнальная площадь ограничена и многое пришлось оставить “на потом”. Увы, в эту категорию попали прежде всего практические рекомендации, ссылки на сайты и прочие полезные вещи. Туда же отложены разговоры о специфике российского shareware-рынка, об особенностях российских разработчиков и их программ, о том, как найти свою нишу на рынке и убедить пользователей заплатить и надо ли это делать вообще... Если вас заинтересовала эта тематика, напишите мне по адресу: grodek@pcweek.ru.