Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД

Стандарт XML долгое время считался “святым Граалем” эпохи всеобщей интеграции приложений. Всего за каких-нибудь несколько месяцев не осталось, похоже, ни одной компании, симпатии которой ему не удалось бы завоевать; сегодня ни один разговор с производителями не обходится без, самое малое, десятка упоминаний этого сокращения. Но вот что я вам скажу. Впереди у XML тяжелые времена, и именно вследствие его растущей популярности.

Джон Ташек

Сначала, в феврале, корпорации GM, Ford и Daimler-Chrysler договорились об открытии собственной электронной B2B-биржи, через которую эти автомобилестроители могли бы работать с поставщиками комплектующих (см. www.zdnet.com/pcweek/stories/news/0,4153,2449345,00.html). Затем, уже в апреле, идею подхватила фирма Volkswagen, но только она не присоединилась к “большой тройке”, а создала свою собственную электронную биржу (см. www.zdnet.com/pcweek/stories/news/0,4153,2537787,00.html). Это детище VW, задуманное как стандарт европейской биржи автомобильных комплектующих, должно вступить в конкуренцию с американским аналогом.

Можно не сомневаться: фронт работ таков, что места хватит всем и на этот раз обойдется без побежденных. Одновременно выиграют и производители платформ, разрабатывающие технологии для таких бирж, - i2, Ariba, IBM и Commerce One. В проигрыше же окажутся организации, поддавшиеся на удочку XML-пропаганды (в том числе собственной) и ждавшие манны небесной, - такие, как возглавляемая Microsoft BizTalk.org и независимая OASIS (www.oasis-open.org). Автопромышленники предпочли обойтись без них, решив использовать фирменную (хотя и опубликованную) схему.

Очевидно, что таким же образом поступит и всякая другая крупная организация: никого не интересуют проблемы стандартизации за пределами его узкой группировки. Это, впрочем, означает, что некоторые из фирменных разработок в области XML не смогут пополнить багаж OASIS или BizTalk. В своем стремлении помочь компаниям выработать стандартный способ взаимодействия друг с другом эти организации ориентируются на использование стандартных языков разметки (OASIS - на SGML, XML и HTML, а BizTalk - исключительно на XML).

Как может показаться, эти усилия просто обречены на грандиозный успех, хотя OASIS и недостает некоторых необходимых маркетинговых навыков, - Microsoft добилась значительно большего в деле вывода BizTalk на рабочую орбиту, главным образом благодаря обещанию выпустить инструментарий, упрощающий труд разработчиков.

Видимо, группа BizTalk руководствуется и определенными скрытыми мотивами, выходящими за рамки декларированной задачи продвижения в массы основанных на XML бирж. Она пропагандирует BizTalk Server. Нет никаких сомнений, что этот сервер будет простым в использовании и что самые разные компании сочтут его подходящим для себя решением.

OASIS - более бескорыстная организация, и поэтому ее XML-стандарт неизбежно будет слегка отличаться от схемы, использованной Microsoft в BizTalk.

В теории такие проекты, как BizTalk и OASIS, должны успешно решать поставленные перед ними задачи. На практике же каждый производитель стремится выделиться. Если его предложение ничем не примечательно, то все, ради чего он работал, оказывается под вопросом. Эта потребность неизменно брала свое во все времена и во всех профессиональных сферах. Именно ей мы обязаны такими понятиями, как корпоративный патриотизм или профессиональный жаргон.

Так что же заставляет нас думать, будто совокупность стандартов, построенных вокруг XML, будет работать? Мир не может прийти к единому мнению даже по поводу стандартов структуры телевизионного сигнала (NTSC или PAL) конструкции электрической розетки или формата записи данных на DVD-диски. Единственное, в чем нам удалось согласиться, это в отношении пользовательского интерфейса телефона и основных органов управления автомобилем. По иронии судьбы именно автомобилестроителям выпало первыми продемонстрировать на своем примере, что о стандартах легко рассуждать, но их трудно реализовать.