Потеряв надежду на производителей, ИТ-отделы сами приспосабливают ERP-системы к электронному бизнесу

Представьте себе ситуацию. Вы - родители пятилетнего ребенка, который вот уже целый месяц с нетерпением ждет своего дня рождения. Наконец он наступил. В комнате собралась возбужденная детвора, а старшие приготовили видеокамеры. Вы вскрываете огромную коробку с аксессуарами для детского праздника, заказанными через Интернет, и достаете оттуда+ пластиковые стаканчики для мартини и картонные кепочки с надписью “Счастливого отдыха на пенсии”. Уф-ф!

Роб Ярми, вице-президент по административным и технологическим вопросам фирмы Great Entertaining (Сан-Франциско), осуществляющей розничную электронную торговлю праздничными принадлежностями, понимает, что для его компании подобная ошибка недопустима. Поэтому уже год назад он начал искать пакет приложений по планированию корпоративных ресурсов (ERP), который не только позволит компании вести учет покупательских заказов и товарных поступлений от многочисленных поставщиков, но и облегчит ведение онлайнового бизнеса. Например, хотелось бы, чтобы покупатели и поставщики имели непосредственный онлайновый доступ к данным об ассортименте товаров и выполнении заказов, а компания могла в реальном времени взаимодействовать с партнерами, комплектуя заказы с учетом характера праздничного мероприятия.

Однако, познакомившись с ERP-пакетами крупных фирм, таких, как Oracle (Редвуд-Шорз, шт. Калифорния), SAP AG (Вальдорф, Германия) и Baan (Рестон, шт. Виргиния), Ярми понял, что, в отличие от предлагаемых его компанией универсальных наборов для детских праздников и выпускных вечеров, эти пакеты отнюдь не являются законченными ERP-решениями для Интернета. Ни один из них не обеспечивает поддержку всех бизнес-процессов электронной торговли, необходимых для Great Entertaining. Например, они не справляются с обработкой заказов, принимаемых через Web, поскольку такие заказы обычно не предусматривают идентификацию клиентов по номерам. В конце концов Ярми выбрал ERP-пакет Oracle, решив, что его специалисты сами напишут код поверх СУБД Oracle8i для поддержки тех функций электронного бизнеса, которых нет в базовом наборе приложений.

“Мы разработали собственный уровень интеграции между ERP-системой и Web-сайтом, - рассказал он. - Нам нужно было разобраться, как доставлять информацию покупателям и получать ее от них назад, не допуская перегрузки ERP-системы”.

Ярми без труда вник в суть задачи. Во всяком случае, он отдавал себе отчет, что должен самостоятельно компенсировать отсутствие функций электронного бизнеса в ERP-системе. Многие ИТ-менеджеры, потратившие годы и выложившие десятки миллионов долларов на развертывание ERP-систем, сегодня убеждаются, что эти системы, считавшиеся ключом к автоматизации бизнес-процессов, не вполне пригодны для нового направления бизнеса - электронной коммерции. И хотя поставщики ERP-систем уже объявили о намерении полностью адаптировать свои продукты к Web, Ярми и другие ИТ-менеджеры Интернет-компаний считают, что в этих планах имеются серьезные недоработки.

По мнению Роба Ярми из Great

Entertaining, Web-расширение ERP

вдохнет новый импульс в э-бизнес

Эксперты утверждают, что при всем драматизме сложившейся ситуации, компаниям не стоит отказываться от существующих ERP-систем и начинать все с нуля. По их твердому убеждению, электронный бизнес и ERP вполне совместимы. Но ИТ-менеджерам не нужно ждать, пока производители выпустят обещанные Web-версии своих систем, надо самим браться за работу. Они могут самостоятельно придумать способы взаимодействия действующих приложений с Web или же воспользоваться вспомогательными продуктами (их список быстро расширяется), добавляющими Web-функции в ERP.

Непозволительная роскошь

“Это похоже на реконструкцию дома без выселения жильцов. Никто не позволит себе сломать всю существующую инфраструктуру”, - считает Майкл Герцог, управляющий директор фирмы KPMG Consulting (Нью-Йорк). Он отметил, что реконструкция ERP-систем набирает обороты, поскольку ИТ-отделы уже освободились от поглощавших огромные силы и средства проектов по решению “Проблемы 2000”.

На первых порах многие компании создают Web-расширения ERP-приложений, позволяющие точнее учитывать товарные поступления от основных партнеров. Благодаря этому производственные фирмы могут основывать свои обязательства на более надежных расчетах.

Хотя поставщики ERP-систем обещают модернизировать свои продукты, корпоративные пользователи не могут больше ждать. Они работают над самодельными Web-расширениями ERP, хотя понимают, что их решения носят временный характер в связи с быстрыми изменениями запросов бизнеса и увеличением оборотов онлайновой торговли.

В Great Entertaining (этой фирме один год, и в ней трудятся 80 человек) Ярми нашел целый ряд несоответствий между нуждами электронного бизнеса и принципами действия большинства ERP-систем. Самая главная проблема заключается в том, что ERP-системы обычно ориентированы на внутрикорпоративные процессы. Они, например, не предусматривают прием заказов через Web или возможности контроля товарных запасов непосредственно для поставщиков, поскольку их создатели исходили из того, что ввод заказов и контроль наличия товаров - это функция обученного персонала компании.

“В традиционной ERP-системе имеется мастер-файл, куда заносится информация о клиентах еще до того, как можно будет принимать заказы, - пояснил Ярми. - А чтобы отправить выполненный заказ, надо в другой мастер-файл занести сведения об адресате. Нужная информация извлекается из этих файлов в момент ввода заказа при помощи идентификационного номера клиента. А в среде Web покупатели вводят реквизиты своих счетов и адреса доставки одновременно с заказом. Они не обязаны иметь идентификационный номер, а тем более знать, что это такое. Электронная коммерция предполагает совершенно иной процесс ввода и поддержки клиентских данных”.

Чтобы учесть эти особенности Web-транзакций, команде Ярми пришлось разработать собственный код поверх Oracle8i, в чем ей помогли консультанты Oracle. Параллельно Ярми и его сотрудники написали код, который обеспечивает доступ через Web-браузер к малым порциям ERP-данных, избавляя клиентов от ожидания загрузки целой страницы.

“ERP-системы создавались с позиций экранного ввода информации, тогда как в среде Web принято работать с данными в формате браузера, - говорит он. - А это совершенно другая технология”.

Если у пользователей не будет удобного доступа к основным данным через Web-браузер, отметил Ярми, то их обращения будут обрабатываться очень медленно.

ERP в окне браузера

Многие ИТ-менеджеры Интернет-компаний, как и Ярми, стараются обеспечить простой доступ к ERP-данным из Web-браузера. Скотт Александер из корпорации U.S. Print (Брентвуд, шт. Калифорния) в прошлом году потратил немало времени, чтобы найти оптимальный способ клиентского доступа через Web-браузеры к содержащейся в ERP-системе текущей информации о прохождении заказа. В итоге он решил использовать один из многочисленных вспомогательных продуктов, делающих ERP-системы более дружественными к Web.

U.S. Print специализируется на поставках лицензионной документации для разработчиков ПО и с 1997 г. пользуется ERP-системой R/3 фирмы SAP. “Вместо того, чтобы подключить клиентов непосредственно к системе SAP, что потребовало бы от них колоссальных усилий по ее освоению, мы с конца 1998-го начали искать продукт, который смог бы работать поверх приложений SAP”, - рассказал Александер.

В конечном счете в U.S. Print остановились на продуктах Haht Shop и Haht Track фирмы Haht Software. Первый из них является Web-приложением для онлайнового доступа клиентов и партнеров к индивидуализированным SAP-данным о товарах и ценах, а второй дает им возможность контролировать состояние заказа, получать из системы SAP подтверждение об отправке товара и информацию о наличии товара на складе - все в реальном времени и через Web.

“Уже спустя месяц эти продукты заработали, тогда как переход клиентов на систему SAP потребовал бы долгого и трудного обучения”, - подвел итоги Александер. В U.S. Print присматривались и к SAP Internet Transaction Server, ориентированному на те же задачи, что и пакет Haht, однако решили от него отказаться. При большей стоимости этот продукт (в отличие от Haht) не обеспечивал настоящего взаимодействия с ERP-системой в реальном времени.

В идеальном мире+

Вряд ли можно считать нормальным, что ИТ-менеджеры вынуждены прилагать столько усилий для достижения паллиативных решений, и по идее этого не должно быть. Аналитики из фирмы AMR Research (Бостон) полагают, что ERP-производителям не составит особого труда переработать свои системы в соответствии с нуждами электронного бизнеса.

“Они прекрасно разбираются в бизнес-процессах и вполне могут распространить этот опыт на область поддержки взаимодействия между компаниями”, - писал в октябре 1999 г. эксперт AMR Род Джонсон в отчете по расширению функциональности ERP. По его мнению, производителям надо бросить силы на улучшение инструментов планирования, создание более интеллектуальной архитектуры передачи сообщений и управления заданиями и разработку более понятных пользовательских интерфейсов.

Хотя крупные ERP-поставщики заявляют о значительных сдвигах в деле доработки своих систем для электронного бизнеса, многие считают, что дело обстоит иначе. Тем временем другие производители ПО и сервисные компании, уловив пробуждающийся интерес к новой модели бизнеса, уже предлагают продукты, компенсирующие отсутствие в ERP-пакетах ряда функций, связанных с онлайновым бизнесом.

Например, фирма WRQ, создающая ПО для расширения возможностей ERP-систем для работы в Интернете, недавно выпустила средство Apptrieve, позволяющее извлекать важные данные из унаследованных приложений и обеспечивать онлайновый доступ к этим данным с использованием стандартных объектных форматов (включая JavaBean и Component Object Model), а также языка Extensible Markup Language. В марте этого года WRQ купила фирму SuperNova Enterprises (Билтховен, Нидерланды), занимающуюся интеграцией корпоративных приложений и имеющую штат из 80 человек.

По словам официальных лиц, это приобретение позволит WRQ оказывать корпоративным пользователям помощь в переработке ERP-систем для Web-применения. “Корпоративная модель ERP-систем основана на идее строгого контроля, тогда как проблема своевременной доставки данных до сих пор не считалась очень уж важной, - говорит Шаун Вольф, вице-президент отделения WRQ в Сиэтле. - Однако Интернет все перевернул с ног на голову”. В компании надеются, что Apptrieve даст пользователям возможность изменить механизм доставки данных, не затрагивая исходных бизнес-правил.

На том же сегменте рынка действует и фирма Mapics (Атланта), специализирующаяся на системах управления производством. Она начала выпускать вспомогательные ERP-продукты для промышленных предприятий. В основе предлагаемого ею ПО, например Mapics XA, лежит идея доставки ERP-данных на Web-портал, к которому работники компании и поставщики имеют доступ через Web-браузер.

“Мы хотим помочь пользователям сохранить существующие ERP-приложения и бизнес-процессы, но при этом сделать систему открытой, связав различные ее функции чем-то вроде портала”, - сказала Линда Брукс, вице-президент Mapics по расширенным корпоративным решениям.

По ее словам, пакет ПО компании совместим с ERP-системами фирм SAP и Baan.

Начиная заново

Некоторые небольшие компании придерживаются иного подхода и предлагают корпоративные пакеты, изначально задуманные как Web-приложения, в которых внутрифирменные функции, например бухгалтерский учет, сочетаются с функциями типа CRM (регулирования отношений с клиентами), ориентированными на взаимодействие с заказчиками. К таким компаниям принадлежит и фирма Deltek Systems (Маклин, шт. Виргиния), выпустившая в январе Web-продукт MyProjectWorkplace.com, объединивший в себе CRM, биллинг, финансовый и кадровый учет. Он предназначен для компаний, работающих в сфере профессиональных услуг. Предложение Deltek уже заинтересовало ряд предприятий среднего бизнеса, не удовлетворенных возможностями работы традиционных ERP-приложений в Сети.

В число таких предприятий входит провайдер служб поддержки баз данных фирма TimeBridge Technologies (Ланхем, шт. Мэриленд). По словам ее менеджера по контролю Нормы Тоул, договор с Deltek избавил их от трудностей, возникающих при интеграции обычных ERP-систем с Web.

Руководство TimeBridge отвергло первоначальный план использовать систему фирмы SAP, которая требует длительной процедуры установки и в отличие от приложений Deltek не позволяет контролировать состояние различных элементов бизнес-проектов по всей совокупности приложений.

Однако большинство компаний, свыкшихся с тем или иным ERP-продуктом, не сможет полностью отказаться от испытанной, хотя и несовершенной с точки зрения Web системы и перейти на пакет, ориентированный на электронный бизнес. Таким предприятиям, считают Ярми из Great Entertaining и ИТ-менеджеры аналогичных Интернет-компаний, надо ориентироваться на расширение возможностей действующих ERP-систем с целью обеспечения их взаимодействия с Web. Это не назовешь полноценным решением, но здесь нет другого выбора.

“Невозможно создать универсальный интерфейс, пригодный для всех случаев жизни, - уверен Ярми. - Постоянно приходится что-то менять, пересматривать и добавлять, и ни у кого нет времени на то, чтобы начать работу с чистого листа. Подобные проекты имеют право на жизнь, но они далеко не тривиальны и притом дороги и сложны”.

Как адаптировать ERP к электронному бизнесу

Несколько полезных советов для ИТ-менеджеров и производителей, желающих сделать ERP-пакеты пригодными для электронного бизнеса.

Рекомендации для ИТ-отделов

- Не отказывайтесь от прежней ERP-системы. Несмотря на неполноту возможностей, ERP-продукты остаются единственным типом приложений, обеспечивающих эффективную поддержку взаимосвязанных бизнес-процессов. Хорошая внутрикорпоративная система составляет фундамент стратегии в электронной коммерции.

- Не дожидайтесь, пока ERP-поставщик разберется в ваших нуждах в области электронной коммерции. Дополните свою ERP-систему набором специальных приложений и служб онлайнового бизнеса, предлагаемых его партнерами.

- Оценивайте ERP-поставщиков с точки зрения их видения электронного бизнеса и готовности стать лидерами в разработке новых продуктов, поддерживающих бизнес-процессы на базе Интернета.

Рекомендации для ERP-производителей

- Пересмотрите выпускаемые приложения с позиций электронного бизнеса. Дополните базовые ERP-системы функциями управления межкорпоративными бизнес-процессами. Активно используйте имеющийся опыт в осознании, автоматизации и контроле внутренних бизнес-процессов.

- Сформулируйте эффективную стратегию управления контентом, применимую при создании порталов и осуществлении операций между предприятиями. Без контента, который увязывает продукты и службы с конкретными общественными или отраслевыми потребностями, попросту немыслимо дальнейшее развитие ERP-систем.

- Сделайте XML своим стандартом.

- Установите партнерские отношения с Web-интеграторами.

Источник: AMR Research.

ERP-поставщики наконец-то усваивают реалии Web и создают Интернет-службы

Несмотря на скептическое отношение пользователей, крупные производители ERP-продуктов заявляют, что их главным приоритетом стала интеграция своих систем с Web, и сообщают о первых результатах этой работы.

По словам Джона Вурфла, которого в SAP America (филадельфийском отделении фирмы SAP AG) считают апостолом CRM-систем (средств регулирования отношений с клиентами), созданный компанией около полугода назад корпоративный портал mySAP.com дает возможность пользоваться главными компонентами ERP-системы R/3, обеспечивая наряду с этим доступ к различным Интернет-службам и узлам онлайнового бизнеса.

Компания стремится к тому, говорит Вурфл, чтобы не только добавить функции Web к каждой отдельной части ERP-пакета, но и органично интегрировать все компоненты системы в общий бизнес-процесс. Аналитики, однако, считают, что именно этот элемент стратегии SAP слишком долго не находит практического воплощения.

С тех пор как появился mySAP.com, фирма заключила ряд соглашений об использовании системы для создания вертикальных онлайновых рынков в сферах здравоохранения, химического производства, фармацевтики, нефтегазовой индустрии и финансовых услуг. Кроме того, у SAP недавно появилась дочерняя компания под названием SAPMarkets, которая предоставит пользователям SAP возможность выхода на онлайновые рынки бизнес - бизнес.

Тем не менее полную поддержку бизнес-процессов на базе Интернета пока не реализовал ни один производитель. Как считает аналитик фирмы AMR Research Род Джонсон, переработка бизнес-логики в соответствии с новыми требованиями Интернета может занять несколько лет.

Корпорация Oracle (Редвуд-Шорз, шт. Калифорния) не так популярна на ERP-рынке, как SAP, однако она поняла значение электронного бизнеса быстрее других поставщиков ERP-систем и сделала из этого практические выводы. Но чтобы удержать инициативу, Oracle должна, по мнению аналитиков, продолжать работу по улучшению своего портала, системы самообслуживания пользователей, а также своих стратегических предложений в области управления поставками и торговли между предприятиями.

Хотя многие эксперты рекомендуют компаниям не отказываться от ERP-систем недавнего прошлого, официальные лица Oracle придерживаются иного взгляда.

Как утверждает Джефф Колдуэлл, вице-президент Oracle по маркетингу ПО электронного бизнеса, его компания в отличие от других ERP-поставщиков, предлагающих лишь частичное решение проблем Web, располагает полностью интегрированным продуктом Application Release 11. Уже подготовлена его следующая версия Release 11i, обладающая новыми возможностями по управлению поставками, межкорпоративным товарообменом и глобальным онлайновым бизнесом.

Компания Baan (Рестон, шт. Виргиния), несмотря на финансовые трудности, тоже стремится идти в ногу со временем. Ее ПО BaanERP сегодня поддерживает язык XML и имеет функции онлайновой групповой работы и подготовки Web-отчетов в реальном времени. Как сообщили представители компании, в следующем квартале Baan выпускает продукт E-Supply Chain для корпоративного и производственного планирования, контроля поставок и оптимизации транспортных перевозок.

Что касается PeopleSoft (Плезантон, шт. Калифорния), то эта фирма фокусирует внимание на поддержке горизонтальных рынков, в то время как J.D. Edwards сочетает инициативы по созданию узлов электронной торговли и партнерство с компаниями типа Ariba в сфере систем онлайнового снабжения.

Однако всем этим крупным производителям еще предстоит решить ряд серьезных проблем, и, по оценке эксперта AMR Джонсона, основные события в этой области еще впереди.

ERP и электронный бизнес

Большинство ERP-пакетов разрабатывалось в эпоху, когда еще не было

электронного бизнеса. Ниже дается общая оценка современных ERP-систем

и перечисляются требования к интеграции ERP с онлайновым бизнесом.

ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩИХ

ERP-ПРИЛОЖЕНИЙ

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЛОЖЕНИЯМ НОВОГО

ПОКОЛЕНИЯ

- Имеют исключительную гибкость и многовариантность на этапе установки, но не могут быть перестроены в процессе эксплуатации.

- Адаптивные ERP должны допускать быстрое динамическое изменение конфигурации и иметь подсистемы моделирования процессов и управления рабочими заданиями.

- Слишком сложны для пользователей, не относящихся к категории постоянных (например, для внешних партнеров). Требуют опыта в обращении.

- Необходимы новые интерфейсы по образцу Web-браузеров, не требующие специальной подготовки пользователей.

- Затруднены интеграция с другими приложениями и использование в других видах бизнеса.

- В состав ПО должны входить агенты для контроля потока заданий и передачи сообщений, обеспечивающих связь и взаимодействие между компаниями.

- Хорошо подходят для хранения данных о транзакциях, позволяя выводить подробные отчеты. Как правило, совместимы с продуктами других фирм для онлайновой аналитической обработки данных и генерации отчетов.

- Необходимы инструменты анализа бизнес-процессов и управления ими, а также поддержка принятия решений в реальном времени.

- Спроектированы и разработаны для использования в частных сетях по клиент-серверной модели.

- Применение модели вычислений по образцу Интернета, которая переносит сложные процессы обработки данных на профессионально управляемые серверы с доступом из тонких, не требующих настройки и похожих на браузеры клиентов.

- Построены на базе монолитного кода с тесной интеграцией модулей.

- Компонентная архитектура, открытая для дальнейших разработок; стратегия модернизации на базе компонентов.

     Источник: AMR Research.

 

Версия для печати