БЮРОКРАТИЯ

Почти через 50 дней после окончания Intel ISEF (Intel Science and Engineering Fair, www.sciserv.org) министр образования Российской Федерации, доктор физико-математических наук Владимир Михайлович Филиппов во время одной из плановых пресс-конференций встретился с российскими школьниками, блестяще выступившими на этом крупнейшем в мире смотре юных талантов (см. PC Week/RE, № 21/2000, с. 29) и пожелал им “не расслабляться и учиться дальше”. После “полагающихся по протоколу” рукопожатий и вручения памятных подарков слово взяли ректоры вузов, пришедшие на краткую торжественную церемонию. И вдруг выяснилась странная ситуация: оказалось, что старейшие (им уже более полувека) и крупнейшие (около 3 млн. участников) научные соревнования, проводимые для школьников всех стран мира в возрасте от 14 до 18 лет, отсутствуют в списке научных Олимпиад, победители которых имеют преимущества при поступлении в российские вузы! Ректоры же не имеют права давать льготы тем, кому они (льготы) по “Федеральному указу” не положены!

Московский школьник Сергей

Тищенко - дважды лауреат Intel ISEF

По словам г-на Филиппова, вопрос о включении Intel ISEF в соответствующие списки, а он требует тщательного рассмотрения, никогда не ставился. Вот если бы организация отборочного тура и посылка российской команды на престижнейшие финальные соревнования оформлялись Приказом по Министерству и проходили бы под его контролем, тогда другое дело+ Одним словом, беда Intel (а может, и не Intel. - Прим. ред.) состоит в том, что всемогущая корпорация, взяв на себя немалые финансовые расходы и приложив огромные организационные усилия, не заручилась парой официальных бумаг.

Позиция министра образования более чем странна: ведь отборочный тур - он назывался “Юниор-2000” (см. электронную версию PC Week/RE, № 11/2000) - проводился под эгидой крупнейших российских вузов! Больше того - представители Минобразования были включены в состав комиссии, оценивающей представленные на конкурс работы! Неужели кто-то сомневается в компетентности жюри, состоящего почти сплошь из докторов и кандидатов наук?

О неразберихе в ведомстве, возглавляемом г-ном Филипповым, мы однажды уже писали (см. статью “Подарки надо уметь принимать”, PC Week/RE, № 34/99, с. 1). Позволю себе заметить, что медлительность чиновников и их привычка действовать строго по инструкциям (а инструкции о том, как принимать подарки со стороны отечественных и западных компаний, видимо, еще не написаны) не так безобидна, как это может показаться. Если Intel, уже израсходовавшая (с апреля 1997 г.) более 1,5 млн. долл. на приобретение 23 компьютерных лабораторий для семи университетов России, Белоруссии и Украины, примет решение о включении нашей страны в мировую программу, предусматривающую обучение (за счет средств корпорации) новым информационным технологиям 400 тыс. преподавателей из 20 стран Европы, Азии и Латинской Америки (см. PC Week/RE, № 3/2000, с. 1), то сколько времени потребуется Министерству образования на официальное “одобрение” этого решения и оформление соответствующего Приказа? И как воспримет такие сроки и такие Приказы Intel? Может, производитель микропроцессоров номер один, а теперь - и “кирпичиков для построения Интернет-экономики”, решит, что в Россию со своей благотворительностью лучше вообще не соваться?

Конечно, министр образования - весьма занятой человек, за свои 400 у. е. (таков уровень его официальной месячной зарплаты) денно и нощно пекущийся о повышении образовательного уровня населения РФ. Перед ним стоит масса проблем. Вводить или не вводить (по примеру многих развитых государств!) в масштабах всей страны Единый национальный экзамен (пока эксперимент такого рода проводится лишь в Якутии и Мордовии)? Как платить стипендии (или взимать плату за обучение) - в зависимости от успеваемости или с учетом материального положения студента? И как оценить это материальное положение? Кого финансировать в первую очередь: престижные учебные заведения (в которых, как правило, учатся дети из обеспеченных семей) или дышащие на ладан региональные образовательные центры? Как организовать на TV общенациональный учебный канал? Как подключить все школы к Интернету и оснастить их вычислительной техникой (даже в весьма благополучной Москве 70% школьного компьютерного парка составляют приобретенные лет десять тому назад “букашки” - бытовые компьютеры серии БК). Как бороться с коррупцией? Как организовать отраслевое пенсионное обеспечение преподавателей? Ну и так далее. Слов нет, список проблем велик, но зачем же затягивать решение вопросов, ответ на которые очевиден всем!

Разумеется, могущественной корпорации мало дела до того, поддерживает ли Минобразование РФ проведение Intel ISEF или нет (лишь бы не препятствовало!). Кого нынешняя позиция министра действительно ущемляет, так это наших с вами юных соотечественников - лауреатов ISEF и еще, очевидно, наши вузы, вынужденные согласовывать с министерством решение “принимать - не принимать” ребят без экзаменов.

С каждым годом образование становится все доступней?

Во времена существования СССР в нашей стране на 10 тыс. человек населения приходилось 220 студентов, сейчас в РФ на 10 тыс. человек приходится 285 студентов, причем 190 из них учатся за счет государства. И что примечательно - каждый год число “бесплатных” студентов хоть на несколько процентов, да возрастает.

Владимир Филиппов,

министр образования РФ

От редакции. Доктор физ.-мат. наук, наверное, неплохо понимает, в чем лукавство приведенных им цифр. На самом деле, если честно считать (не забывая о региональной разнице в уровне образования в СССР), то этот показатель снизится на 30 - 40%.

Минобразования РФ будет проводить конкурсы обучающих программ

В рамках Минобразования РФ (www.informika.ru) создано Управление информатизации, которое занимается внедрением информационных технологий в учебный процесс. Примечательно, что это Управление не собирается финансировать работы по созданию обучающих программ (по мнению г-на Филиппова, их и так уже разработано достаточно много), но оно намерено проводить конкурсы, в результате которых фирмы-призеры получат огромный (потенциальный, конечно. - Прим. ред.) рынок, а пакеты-победители смогут украсить себя грифом типа “Допущен для использования в образовательном процессе”.

Версия для печати