Проблемы правового регулирования на конференции “е-Форум’2000”

Во второй половине июня в Москве прошла Вторая Международная конференция по электронному бизнесу “е-Форум’2000”, организованная Algorithm Group, газетами PC Week/RE и ComputerReview и журналом CRN Enterprise Partner/RE при поддержке общественно-государственного объединения “Ассоциация документальной электросвязи” (АДЭ), Ассоциации системной интеграции и разработки информационных и управляющих систем (СИРИУС) и Союза операторов Интернета (СОИ). Значительность тематики конференции привлекла в число ее спонсоров 15 фирм - производителей компьютерного оборудования и сетевого ПО, операторов связи и провайдеров услуг Интернета, системных интеграторов в области информационных систем и связи, электронный магазин, работающий в секторе В2В, и одну из электронных платежных систем.

Во время конференции прошло два пленарных заседания, на которых обсуждались вопросы законодательства в области электронной торговли и стратегии планирования и перехода к электронному ведению бизнеса, три секции (“Платформы для Интернета и электронной коммерции”, “Интернет-экономика” и “Построение е-компании. Практический опыт”) и два круглых стола (“Российская Интернет-экономика” и “Пути развития бизнеса в новой среде - Интернете. Стратегия и тактика компаний”).

В этой статье я коснусь только дискуссии, возникшей в ходе первого пленарного заседания.

Законодательство на поле электронной коммерции: бои местного значения

Из шести представленных на этом заседании докладов четыре были посвящены вопросам законодательства. Позиции государства представляли и защищали сотрудник Министерства связи и информатизации РФ Иван Курносов и Герман Артамонов из ВНИИПВТИ. С другой стороны выступили Арсений Тарасов (Группа электронной коммерции Американской торговой палаты) и Михаил Якушев (СОИ).

О чем заботится государство

Сегодня считается, что в любой стране электронная коммерция становится окупаемой тогда, когда доступ в Интернет имеют примерно 10% ее населения. По прогнозу Минсвязи, в России этот порог будет достигнут в период 2001-2006 гг. (сегодня доступ в Интернет на работе или дома имеет около 2% россиян). И государство, которое, по мнению г-на Курносова, уже понимает, что электронная торговля является приоритетным направлением в области развития новых информационных технологий, поставило перед собой задачу именно до 2006 г. решить три глобальные проблемы, сдерживающие ее развитие в России: проблемы правового регулирования (т. е. создания соответствующей законодательной базы), частого невыполнения обязательств по торговым сделкам и информационной безопасности. На их решение направлен проект Программы правительства РФ по развитию электронной торговли в России на 2001-2006 гг., разрабатываемый Минсвязи и Минторгом РФ, ТПП РФ, а также рядом федеральных структур (первая его редакция была представлена в правительство в апреле нынешнего года, вторую после доработки предполагается представить к сентябрю).

Главное место в Программе (как рассказал г-н Курносов, к обсуждению ее основных положений со стороны “Интернет-общественности” привлекались АДЭ и ряд некоторых других структур) занимает вопрос создания необходимой правовой базы для электронной торговли. При этом требуется принять новые законы - “Об электронной торговле” и “Об электронно-цифровой подписи (ЭЦП)”. Предполагается также внести многие изменения и дополнения в действующие законы “Об информации, информатизации и защите информации” и “Об участии в международном информационном обмене”, в законы, касающиеся федеральных закупок и внешнеторговой деятельности, в Гражданский кодекс и в большое число нормативных документов правительства, в частности, регламентирующих правила продажи по образцам, таможенные и налоговые операции.

Что касается инфраструктуры электронной торговли, то здесь программа предусматривает создание опытных торговых зон и центров электронной торговли, консультативных центров и центров доверия, которые будут выдавать сертификаты на публичные ключи, используемые в ЭЦП, и т. д. Понятно, что госпрограмма заботится в основном о государственных структурах, поэтому в ней предусмотрен, например, постепенный переход к осуществлению госзакупок через Интернет.

По словам г-на Курносова, рабочая группа по созданию проекта Программы не смогла представить пакета предложений по совершенствованию налоговой системы, а потому формулировкой этих предложений займется ряд госструктур (каких, сказано не было) вместе с Интернет-сообществом (в последнее верится слабо).

Вполне вероятно, продолжил г-н Курносов, что в области криптографии государство так усовершенствует законодательство, что в электронной торговле будет позволено использовать все самые современные криптографические средства (но, как было подчеркнуто, с учетом интересов национальной безопасности); что же касается платежных систем, то здесь оно намерено задействовать конфуцианский принцип “пусть цветут все цветы”, предоставив возможность выбора самому пользователю.

Ключевым моментом Программы, по его словам, является тезис о том, что развитие электронной коммерции и инвестиционные проекты должны осуществляться за счет частных капиталов. Тем не менее Минсвязи рассчитывает получить на пилотные работы как минимум 54 млн. руб. из бюджетных средств, поскольку в экономической программе правительства, разработанной Центром стратегических исследований, в разделе, посвященном вопросам развития новых информационных технологий, прямо прописана необходимость государственной поддержки электронной торговли в России.

Как известно, рабочей группой под руководством Германа Артамонова подготовлена уже вторая “официальная” версия проекта закона “Об ЭЦП”, в работе над которым кроме Минсвязи участвуют ФАПСИ, Гостехкомиссия РФ, ФКЦБ, Минэкономики, Минюст и ЦБ РФ. Она обсуждалась на семинаре кафедры защиты информации МГУ, и ее основные положения были озвучены на парламентских слушаниях по проблеме регулирования Рунета (с текстом этой и предыдущей версий, а также рядом комментариев к ним можно ознакомиться по адресу www.isn.ru/zakon на сайте Российской сети информационного общества, созданном специально для обсуждения законодательных инициатив в сфере информатизации; при этом комментарии и предложения участников дискуссии напрямую направляются в рабочие группы по созданию соответствующих законопроектов).

Вобрав в себя рекомендации, изложенные на декабрьском заседании Совета Европы и в модельном законе об ЭЦП, обсуждаемом в рамках стран СНГ, этот проект, по мнению г-на Артамонова, стал более приближенным к мировой практике правового регулирования в этой щепетильной области. Новая версия закона существенно отличается от предыдущей: из нее исключено все то, что относилось к определению электронного документа, в качестве основного понятия выступает электронное сообщение, требующее оформления ЭЦП, и вокруг него вращается все остальное.

“В нем, конечно, осталась тяга к государственному перерегулированию, в частности, есть требование лицензирования деятельности так называемых удостоверяющих центров по выдаче сертификатов на публичные ключи, используемые в ЭЦП. Но уже сейчас появляются идеи распространить действие этого положения только на органы государственной власти и соответствующие государственные организации, которые в своей деятельности будут использовать ЭЦП”. Эти слова г-на Артамонова способны, я думаю, вселить определенные надежды в сердца противников жесткого государственного регулирования Интернета.

Что тревожит общественность

“По самой логике развития Интернета нужно как можно меньше лицензировать и сертифицировать, что так любят делать отечественные чиновники. Но если убрать из проекта закона "Об ЭЦП" всю "юридическую шелуху", то в "сухом остатке" окажутся вопросы контроля и регулирования деятельности по сертификации открытых ключей ЭЦП, находящихся в ведении ФАПСИ”, - считает г-н Якушев.

По его мнению, необходимости в каком-то отдельном законе об Интернете, говорящем, что и как регулировать, нет, а нужно законодательство, позволяющее все акты применять как в сетевой, так и в несетевой реальности. При этом в первую очередь необходимо принять закон “О государственной политике РФ по использованию сети Интернет”, который был подготовлен сетевым сообществом, рассмотрен на парламентских слушаниях и может быть предложен для принятия в первом чтении на следующей сессии Госдумы (его текст размещен на сайте www.algorithm.ru). В нем говорится о том, какой поддержки государства в отношении бизнеса в Интернете следует ожидать. (Одна цитата из этого закона, дающего ключ к решению вопроса о том, какие законодательные акты надо применять и разрабатывать, а какие нет: “Само по себе использование сети Интернет в деятельности российских операторов и пользователей сети не может служить основанием для применения к указанным лицам дополнительного регулирования осуществляемой ими деятельности”. Это означает, что к сертификации и лицензированию деятельности в Интернете должны применяться те же нормы, что и вне его, а для лиц, участвующих в правоотношениях, действие через Интернет не может служить основанием для того, чтобы освободить их от исполнения соответствующих требований.)

Что же касается других первостепенных задач в области законодательства, то, по словам г-на Якушева, необходимо признать возможность совершения сделок в электронной форме, закрепить обязательность идентификации сторон сделок и ее механизм, легализовать уже применяемые формы взаиморасчетов и сформулировать некие общие требования к предпринимательству в Сети (разработать определенный кодекс поведения, которому должны следовать все субъекты отношений в Интернете, без необходимости лицензирования, регистрации и сертификации продукции, предлагаемой к продаже).

Законодательство обязано также предусмотреть равные права и обязанности для всех участников сетевого предпринимательства, обеспечить разумную свободу информационного обмена в Интернете и разумную ответственность предпринимателей (по крайней мере так, чтобы на провайдеров не ложилась вся ответственность за информацию, размещенную на сайтах в рамках предоставления услуг хостинга, как это сегодня предлагают некоторые горячие головы из государственных структур).

Очень важной задачей г-н Якушев считает разработку процедуры подтверждения, например, того, что в какой-то конкретный момент на том или ином сайте была размещена та или иная информация, касающаяся делового оборота (технологически это возможно, нужно лишь добиться договоренности между сторонами информационного обмена о признании таких процедур).

Поскольку Интернет - это международная сеть, при разработке связанного с ним законодательства в первую очередь имеет смысл обращать внимание на то, что уже сделано в международном праве. Поэтому, конечно, имеет смысл прислушаться к рекомендациям Американской торговой палаты (АТП), которые огласил на конференции г-н Тарасов (о них сообщалось на мартовской конференции в Москве и соответствующий отчет, подготовленный Группой электронной коммерции АТП, был представлен на парламентских слушаниях в Госдуме).

Что же рекомендуют наши американские коллеги? Они считают, что создав здоровый и устойчивый рынок электронной торговли, Россия может получить большие преимущества - повсеместный рост экономики вне зависимости от форм собственности предприятия, доступ к экспортному рынку, рабочие места для квалифицированной рабочей силы, доступ к инвестиционному капиталу и в результате всего этого увеличение налоговых поступлений. А для того, чтобы устранить барьеры на пути электронной торговли, по их мнению, прежде всего необходимо принять закон “Об ЭЦП”, не закладывая в него никаких конкретных технологий ее создания. При этом лицензирование деятельности в области предоставления услуг, связанных с ЭЦП, должно быть добровольным и регулироваться самими участниками рынка. Необходимо также отменить законы, подзаконные акты и инструкции, предусматривающие обязательное бумажное оформление для заключения и регистрации электронных сделок.

АТП считает, что нужно ослабить являющиеся неэффективными и нереалистичными нормы и ограничения на использование средств кодировки и шифрования информации, которые только вызывают неуверенность у потребителей, препятствуя развитию электронной торговли.

Необходимо устранить барьеры, запрещающие монополистам на рынке связи иметь какое-либо отношение к провайдингу в области Интернета и не дающие им возможности инвестировать средства в развитие технической инфраструктуры электронной торговли (по мысли АТП, вследствие этой меры увеличится конкуренция на рынке услуг доступа в Интернет и цены снизятся).

Ну и наконец, следует пересмотреть порядок налогообложения сделок, осуществляемых через Интернет, не вводить новые налоги и не создавать новые неясности.

Чрезмерное увлечение государственным регулированием в области электронной торговли только замедлит ее развитие и сведет на нет конкурентные возможности России на мировом уровне, существующие в настоящее время, - в этом не сомневаются специалисты АТП. Роль же государства должна быть сведена к тому, чтобы устранить все препятствия на пути развития электронной коммерции и предоставить предприятиям частного сектора возможность самим создать необходимую инфраструктуру и регулятивные органы. И это перекликается со словами г-на Курносова, который заявил, что, создавая упомянутую выше Программу правительства, государство заботится о том, чтобы обеспечить условия для развития электронной коммерции в России. Осталось только добиться, чтобы в очередной раз “не получилось как всегда”.

Версия для печати