Открытые тайны автоматизации банка “Ак Барс”

Сергей Аврин    

“С точки зрения укомплектованности высококачественным оборудованием других таких организаций, как наш банк, в республике нет. Всего у нас более 1100 компьютеризованных рабочих мест, причем только в головном офисе их 550, и это полностью покрывает нашу потребность в технике”, - рассказал начальник управления автоматизации банка “Ак Барс” Ринат Зарипов.

Созданный в ноябре 1993 г., казанский “Ак Барс” сегодня является крупнейшим коммерческим банком Республики Татарстан (РТ): по данным Национального банка РТ, его активы на 1 января 2000 г. составляли 28% от суммы активов всех коммерческих банков Татарстана, а оплаченный уставный капитал - 66% совокупных банковских капиталов республики. “Ак Барс” имеет статус уполномоченного банка Кабинета министров РТ и уполномоченного банка Государственного таможенного комитета РФ по предоставлению таможенных гарантий.

Кроме головного офиса в инфраструктуру банка входят 20 филиалов и 29 дополнительных офисов, расположенных в различных городах республики, в которых обслуживается 11,4 тыс. юридических и более 149 тыс. физических лиц. Кроме стандартного “джентльменского” набора услуг, предоставляемых юридическим лицам любым банком, в перечень услуг “Ак Барса” входят операции с векселями, брокерские операции на рынке ГКО, ОФЗ и корпоративных ценных бумаг, экспертиза инвестиционных проектов и анализ финансового состояния предприятий, а также депозитарное обслуживание и консалтинговые услуги. Среди услуг для физическим лиц (по большей части это персонал корпоративных клиентов банка и сотрудники органов государственного управления РТ и бюджетных организаций) - депозитарное обслуживание и брокерские операции с корпоративными ценными бумагами, а кроме того, открытие расчетных счетов предпринимателям, кредитование, операции с пластиковыми карточками и дорожными чеками, международные денежные переводы и многое другое.

Понятно, что предложить клиентам столь солидный перечень осуществляемых банком операций было бы невозможно без его комплексной автоматизации, и наш разговор с Ринатом Зариповым шел о подходах банка к решению этой задачи и о том пути, который он прошел в этом направлении с момента основания.

Программные продукты: подходящее купим, отсутствующее разработаем

В начале деятельности “Ак Барса” в его операционном зале работали всего 6 человек, а из программных продуктов автоматизации использовались только два: учетная система “Опердень” и программа “Кредиты”. Это были продукты, разработанные одним из сотрудников Казанского университета с использованием языка Turbo Prolog (!!). Они эксплуатировались в банке длительное время: “Опердень” - до 1998 г., а “Кредиты” - и вовсе до 1999 г., (к тому времени эта программа перестала удовлетворять банк в связи со значительным ростом числа договоров). Сегодня “Ак Барс” использует преимущественно покупное программное обеспечение, но также и системы собственной разработки - “Кредиты” и “Депозиты”. Хотя в известном споре о том, что лучше - покупать готовые программные продукты или разрабатывать нужное самим, банк является сторонником первой концепции, но из-за специфичности требований к учету некоторых операций многое приходится разрабатывать своими силами.

До 1997 г. “Ак Барс” испытывал сложности с обменом электронными документами между головным офисом и территориально удаленными офисами и филиалами. В зависимости от транспортной среды передачи сообщений использовались различные почтовые программы, что вкупе с некачественными каналами связи значительно усложняло администрирование всей системы документооборота. Все эти проблемы отпали в результате реализации единой системы электронного документооборота на Lotus Notes (в этом банк явился пионером в республике). Выбор был однозначен, поскольку на тот момент другого аналогичного продукта не существовало.

Если техника, то передовая

До 1994 г. здание, где расположен головной офис “Ак Барса”, было гостиницей, и первая локальная сеть в банке была проложена силами сотрудников его подразделения автоматизации с использованием коаксиального кабеля со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но эти времена остались в прошлом: сегодня в сети банка, базирующейся на СКС 5-й категории фирмы Lucent Technology, около 1300 портов, и это одна из крупнейших сетей в Татарстане.

Все дополнительные офисы банка, расположенные в Казани, работают с находящейся в головном офисе интегрированной СУБД по выделенным линиям в онлайновом режиме. Некоторые удаленные филиалы также ведут свой баланс в головном офисе, но на отдельном сервере (подобная организация работы решает проблему автоматизации удаленных площадок).

В 1995 г. банк приобрел пять серверов типа LH 100 производства Hewlett-Packard, которые, имея частоту процессора 100 МГц и объем памяти 32 Мб, по тем временам выглядели очень “навороченными” (они, кстати, до сих пор работают в его филиалах в качестве файл-серверов). С тех пор банк ни разу не изменял этому производителю серверного оборудования, и сейчас в “Ак Барсе” используется около 30 серверов HP.

Ну а что же используется в качестве рабочих станций? По словам г-на Зарипова, сегодня для банка вопрос об оснащении компьютерной техникой как таковой не стоит - понимая важность автоматизации, здесь готовы вкладывать средства в приобретение самой передовой техники, и в настоящее время компьютеров с процессором ниже Pentium в банке нет. В “Ак Барсе” отсутствует корпоративный стандарт, предусматривающий использование компьютеров с возможностями не ниже некоторых заданных: характеристики машин, установленных на рабочих местах, определяются функциями, выполняемыми тем или иным сотрудником или подразделением. Понятно, например, что в обменном пункте, где требуется выполнять самые тривиальные операции, совершенно не нужно устанавливать “крутой” компьютер, и машина с процессором Pentium 60 с ними вполне справится. А вот на рабочих местах аналитиков, пользующихся приложениями, требующими высокой производительности, устанавливаются компьютеры с процессором Pentium III.

В то же время корпоративный стандарт на марку рабочих станций в банке существует, и это марка Dell. Первую партию машин Dell объемом 40 штук “Ак Барс” закупил еще в 1995 г., а на сегодняшний день на столах его работников стоят уже 740 компьютеров Dell (в том числе и несколько графических станций, используемых издательской группой пресс-центра банка для подготовки различных буклетов и годовых отчетов о его деятельности к собраниям акционеров). Такое количество компьютеров Dell в одной организации - общероссийский рекорд для этой марки.

Поставкой компьютерного оборудования для “Ак Барса” занимается крупнейший системный интегратор РТ - фирма ТИССА (“Татарские информационные системы и средства автоматизации”), образованная 10 лет назад выпускниками Казанского университета, много лет проработавшими в области информатизации. За все время сотрудничества с банком эта компания поставила ему более четырех тысяч единиц оборудования (это и сетевое оборудование, и компьютеры, и принтеры, и источники бесперебойного питания). Но ТИССА известна не только как поставщик оборудования и ПО; она - один из разработчиков концепции информатизации Татарстана и активно участвует в различных республиканских проектах, в частности, таких крупных, как проект информатизации ГИБДД РТ, а также проект МАРС (“Муниципальная автоматизированная расчетная система”), позволивший решить проблему взаиморасчетов между различными коммунальными службами в городах Елабуге и Казани при использовании единой расчетной квитанции для оплаты жилищно-коммунальных услуг населением этих городов (на мой взгляд, эти проекты заслуживают отдельного разговора, так как в ходе их реализации получены впечатляющие результаты, воспользоваться которыми можно было бы и в других населенных пунктах и субъектах РФ).

С надеждой на лучшее будущее

В 1999 г. “Ак Барс” провел структурную перестройку, четко отделив основные функциональные подразделения от обслуживающих, благодаря чему он сможет улучшить качество обслуживания клиентов, тем более что число их постоянно растет (только за прошлый год на обслуживание в банк перешло около 3 тыс. предприятий и организаций). Думаю, эта перестройка благотворно скажется и на спектре предоставляемых “Ак Барсом” услуг.

Ну а в целом банк, как и многие другие кредитные организации страны, ждет позитивных перемен в экономике, которые позволили бы ему быстрыми темпами развиваться и дальше, инвестируя свободные средства не только в предприятия, входящие в созданную им финансово-промышленную группу (в ее составе еще банк, а также две инвестиционные, одна страховая, пять промышленных, одна сельскохозяйственная и три торговые компании), но и в перспективные инвестиционные проекты других предприятий.