ОБУЧЕНИЕ

Проблема обучения основам экономики и управления в нашей стране существует до сих пор, несмотря на возросшее число экономических факультетов и множество разнообразных курсов по менеджменту и учету (кстати сказать, весьма недешевых).

А между тем есть прекрасная возможность получить эти знания и практические навыки. Речь идет о таком прогрессивном и действенном методе обучения, как деловые игры (ДИ).

Немного истории

На западе ДИ уже давно стали непременным элементом университетских учебных программ в сфере экономики и управления. Однако мало кому известно, что родились они в нашей стране.

В 1930 г. в Ленинградском инженерно-экономическом институте была организована “группа пуска новостроек”. В результате исследований, проведенных этой группой, было установлено, что одной из важнейших причин неудач и задержек в запусках крупных заводов являлась нехватка опыта у руководящих кадров. Мария Мироновна Бирштейн предложила обучать руководителей на примере условных ситуаций, моделирующих реальные, еще до пуска объекта (подобные методы использовались ранее в военных играх). Первая такая игра была успешно проведена в июне 1932 г. Впоследствии автор первой ДИ М. М. Бирштейн писала об их значении: “Аналогично тому, как проекты технических новшеств обязательно проходят испытания в лабораторных условиях до их запуска в производство, так и проекты новшеств организационного характера в социально-экономической сфере могут и должны до их внедрения испытываться методом ДИ на качество и прочность, на пригодность их в данных конкретных условиях”. Здесь, кстати, отмечено значение ДИ не только для процесса обучения, но и для организационно-исследовательских целей - например, испытания новых методов управления и организации производства.

“Бизнес-курс” поможет руководителю освоить основы бухгалтерского учета и

координировать различные аспекты хозяйственной деятельности

За несколько следующих лет было разработано около 40 ДИ (для тренировки диспетчеров и проектирования диспетчерских служб; по отработке аварийных ситуаций в энергетике и других отраслях промышленности и т. п.). К сожалению, в конце 30-х годов деловые игры в нашей стране были запрещены и преданы забвению вслед за такими науками, как кибернетика, генетика и ряд других. Это продолжалось почти 20 лет.

В середине 50-х годов за развитие ДИ взялась Американская ассоциация менеджмента. Одна из наиболее актуальных для США того времени проблем - развитие крупной производственной компании - стала темой первой игры, получившей широкую известность. Она позволяла быстро и эффективно обучить менеджеров практическим навыкам управления предприятием. По данным некоторых исследователей, к 1980 г. в США насчитывалось около 100 деловых игр.

В нашей стране создание и применение ДИ возобновилось в 70-х годах, а к 1980 г. их число достигло 300.

Деловая игра - что это?

Вообще говоря, ДИ - это моделирование реальных ситуаций по определенным правилам, с помощью которого отрабатываются навыки принятия решений. Основным элементом игры является механизм имитации, т. е. моделирование ситуации, близкой к реальности. Математические методы (например, имитационное моделирование), позволяют заменить реальный процесс экспериментом с математической моделью. Создание имитационной модели, как правило, включает в себя ряд таких этапов, как формулировка проблемы, выявление наиболее существенных элементов системы и анализ их взаимодействия, формулировка математической модели системы, программирование имитационной модели, оценка ее пригодности.

Первоначально деловая игра предполагала участие в ней опытного эксперта, способного задать исходные условия для имитационной модели и затем оценить результаты действий участников. Однако понятно, что людей, обладающих знаниями на уровне эксперта, немного, поэтому на начальном этапе распространение деловых игр в массовом обучении тормозилось именно этим фактором.

С появлением вычислительной техники ситуация изменилась - стало возможным роль эксперта доверить компьютеру. На начальном этапе, в пору больших ЭВМ, решения игроков, записанные на перфокартах, вводились в машину специалистами-операторами, по запрограммированной модели производился расчет и его результаты (оценка решений) распечатывались. В эпоху персональных компьютеров процесс введения информации и получения результатов упростился, стал доступным обычному пользователю.

Поиграем с компьютером?

Первая компьютерная деловая игра (КДИ) была создана в США в 1956 г. и моделировала деятельность фирм-производителей и их конкуренцию на рынке готовой продукции. В нашей стране также предпринимались попытки создания такого рода программных продуктов, однако КДИ, разработанные до 90-х годов, базировались на принципах плановой экономики и были рассчитаны на устаревшую сегодня вычислительную технику.

Сегодня стало общепринятым делить КДИ на два типа - коллективные и индивидуальные.

Собственно говоря, изначально ДИ являла собой именно коллективное мероприятие: взаимодействие нескольких игроков, принимающих решения, моделирует конкретную экономическую ситуацию, а эксперт, направляющий игру, анализирует и оценивает их действия. С появлением ЭВМ и дисплейных классов коллективный вариант игры легко переносился в вычислительную среду, моделирующую внешние условия, роль эксперта (анализ и оценка действий участников) также частично переходила к ЭВМ (роль руководителя игры, обладающего правом подведения итогов и комментирования окончательных результатов все же до сих пор остается за человеком). В коллективных КДИ предусматривается обмен ролями, появляется возможность изучить проблему с разных сторон. При этом процесс обучения идет очень эффективно - каждый участник наблюдает развитие проблемы в динамике, сам принимает решения (правильные и неправильные) и может быстро увидеть их результаты, обретая таким образом свой собственный опыт.

Индивидуальные КДИ появились недавно, их развитие в целом совпало с распространением персональных компьютеров. В этой разновидности КДИ моделируется не только внешняя среда, но и действия всех участников игры (помимо самого играющего). Но и в индивидуальном варианте КДИ все равно остается коллективной по существу, просто все остальные роли в ней имитируются программными средствами.

Сегодня с помощью современных средств разработки и математических методов моделирования стало возможным создавать игры, хорошо адаптированные для не очень опытных в компьютерном отношении участников. Благодаря высокой скорости обработки данных за 2-3 часа можно пройти гораздо больше циклов игры, чем прежде, - например, “прожить” несколько лет в роли директора предприятия. К тому же индивидуальные КДИ позволяют проводить игру без партнеров и часто даже без преподавателя, выполняя тем самым роль неких тренажеров, которые можно использовать для самосовершенствования.

Существует еще одна классификация ДИ - по назначению: они подразделяются на учебные, производственные и исследовательские.

Учебные КДИ используются для обучения студентов средних и высших учебных заведений, а также для переподготовки кадров.

Производственные игры применяются для повышения квалификации персонала непосредственно на предприятиях, часто с использованием реального информационного материала.

Исследовательские КДИ предназначены для экспериментирования в области управления и экономики.

Разумеется, такое деление весьма условно, так как многие игры несут в себе элементы двух или трех разновидностей. Сегодня на российском рынке уже представлены разные типы ДИ.

Обучение - на современном уровне

Наиболее известным примером КДИ для экономического образования являются разработки московской компании КОББИ. В программный комплекс входит девять игр (“Рынок ценных бумаг”, “Конкуренция”, “Спрос”, “Менеджер”, “Рыночное равновесие”, “Аукцион”, “Инвестор”, “Бухучет” и “Предприниматель”), посвященных определенным темам. Так, в игре “Инвестор” изучаются задачи, связанные с определением оптимального вида, срока и суммы вклада, величины дохода и доходности, а также валютный рынок и рынок ссудных капиталов; в игре “Бухучет”, помимо модуля ведения бухгалтерского учета, имеется модуль принятия хозяйственных решений, с помощью которого можно научиться решать задачи производственного менеджмента и финансового анализа; в игре “Рыночное равновесие” также два модуля - “Управление предприятием” (отрабатываются навыки принятия решений, связанных с объемом производства и сбыта, ценой продажи) и “Прогнозирование рыночного равновесия” (данная проблема изучается на основе построения кривых спроса и предложения). Игра “Предприниматель” представляет собой универсальный продукт. С его помощью можно изучать и темы, содержащиеся в других играх (производственный менеджмент, конкуренция, операции с банком и пр.), и такие экономические реалии, как инфляция, налогообложение прибыли и т. п.

Развитые графические средства пакета “Бизнес-курс” помогают сделать обучение более наглядным

Каждая из девяти игр имеет типовую структуру, каждая снабжена тематическими тестами, учебными заданиями и методическими материалами. Такие программные продукты можно использовать для самообразования, повышения квалификации, дистанционного обучения, однако наиболее эффективны они тогда, когда применяются как практикум в составе учебного процесса, обеспечивая и его увлекательность, и автоматизированный контроль знаний. Игры существуют в двух вариантах - для работы под DOS и под Windows. В первом случае можно использовать IBM-совместимые компьютеры даже с небольшими ресурсами; версии под Windows требуют более мощных устройств, но зато имеют и гораздо больше интересных возможностей.

На сегодняшний день пользователями КДИ фирмы КОББИ являются более 200 организаций (среди них вузы составляют 45%, средние учебные заведения - 35%) и свыше 1000 индивидуальных пользователей.

КДИ для руководителей

В настоящее время требования к руководителю предприятия таковы, что помимо предметной области он должен в достаточном объеме знать бухгалтерский и производственный учет, планирование, управление сбытом, а также уметь координировать различные аспекты хозяйственной деятельности своей компании. Именно для тренинга руководящего состава предприятий, для пополнения навыков в работе с отчетными и аналитическими данными и предназначена КДИ “Бизнес-курс” (разработка фирмы ВККБ, Москва).

Игра создана на основе серьезной математической модели, описывающей финансово-хозяйственную деятельность предприятия, и включает в себя все ее базовые компоненты: капитальные вложения, снабжение, управление персоналом, производство и реализацию продукции, бухгалтерский учет, выпуск акций, налогообложение и, наконец, управление финансами и финансовый анализ. Играющий исполняет роль директора производственного предприятия, действующего в жесткой рыночной среде таким образом, чтобы не стать банкротом. Количество параметров, которые он должен принимать во внимание и анализировать, весьма велико - как в жизни. Это, например, покупка и списание оборудования, покупка сырья, производство продукции разных видов, оплата труда, контроль качества, реализация продукции, открытие депозитов, выплата дивидендов, выпуск акций и пр.

Особого внимания потребуют проблемы финансового менеджмента: выбор направления долгосрочных инвестиций и источников их финансирования, согласование дивидендной и эмиссионной политики и так далее.

В новой версии игры, вышедшей в начале текущего года, реализованы возможности многономенклатурного производства, свободного регулирования его объема (путем изменения рабочего времени и количества смен), финансовых вложений, а также наличие свободного выбора дивидендной и эмиссионной политики (отсюда - возможность регулирования рыночной цены) и ряд других моментов.

Игра выпущена в двух вариантах - индивидуальном и коллективном. В первом варианте играющий “сражается” с компьютером, который моделирует конкурентное окружение, цены на сырье, готовую продукцию, рабочую силу и другие параметры рыночной ситуации. Во втором - коллективном - участники игры конкурируют друг с другом, создавая эту самую рыночную ситуацию своими собственными силами. Именно в коллективном варианте “Бизнес-курс” используется при проведении семинаров по повышению квалификации высшего руководства крупных предприятий. Популярен этот вариант и в вузах, где он применяется при обучении различным специальностям (от бухгалтерского учета до общего менеджмента).

Кроме того, существуют две версии этой игры - “Бизнес-курс: Корпорация” и “Бизнес-курс: Предприятие”, различающиеся масштабом и набором параметров, которыми должен управлять играющий.

В настоящее время КДИ “Бизнес-курс” выпускается для работы под Windows; игра снабжена обстоятельным руководством (оно служит также методическим пособием, освещающим данную предметную область).

Управлять - значит анализировать

Деловой игрой, сочетающей в себе элементы производственной и исследовательской, является вышедший в прошлом году пакет “Управление супермаркетом”. Данная КДИ создана специалистами Владимирского университета и фирмы “Инрэко-Лан” на основе программного комплекса “Триумф-Аналитика” (разработчики - корпорация “Парус” и Национальный альянс управляющих и консультантов). “Триумф-Аналитика” представляет собой комплекс аналитических программ для реального управления предприятием розничной и оптовой торговли, супермаркетом, сбытовой сетью. Его назначение - дать руководителю полную и точную картину его бизнеса, помочь выявить скрытые резервы и в конечном итоге увеличить прибыль и снизить издержки. С помощью “Триумф-Аналитики” можно анализировать динамику продаж различных групп товаров и строить оптимальную стратегию закупок; анализировать динамику складских запасов по каждой товарной группе, подгруппе или отдельному товару за определенный период (квартал, год и т. д.); анализировать динамику выручки и прибыли по каждой товарной группе, подгруппе и товару, выделяя наиболее и наименее доходные товары в каждой группе; анализировать и прогнозировать сбыт на несколько недель вперед и подбирать оптимальные варианты закупок; удерживать заданный уровень прибыли при уменьшении оборотных средств.

Играющий выступает в качестве директора супермаркета, в котором три отдела - винный, кондитерский и молочный. Перед началом игры можно просмотреть данные по продажам, складским запасам и спросу по каждому товару за последние три месяца, а также информацию о потоке наличности, динамике курса доллара и текущим розничным ценам по каждому товару. В процессе игры необходимо так организовать работу в этих отделах, чтобы за игровой период получить максимальную прибыль.

Современные технологии анализа и прогнозирования, использованные в этой КДИ (равно как и в комплексе “Триумф-Аналитика”), позволяют проигрывать разнообразные ситуации, исследуя зависимость конечных результатов (доходности, прибыльности торгового предприятия) от различных факторов - инфляции, спроса, величины торговой наценки и т. д. Графические средства дают возможность показать эти результаты в виде диаграмм и графиков.

КДИ “Управление супермаркетом” создана для работы под Windows; она полезна как для практиков (работников торговли, руководителей сбытовых служб), так и для использования в учебном процессе (в вузах и техникумах), где молодежь постигает основы профессии.

А эффективны ли ДИ?

Да, весьма эффективны. Исследования, проведенные еще в середине 60-х годов, показали, что при сравнении ДИ и соответствующей ей по содержанию традиционной лабораторной работы уровень усвоения знаний существенно различается. Так, в “игровой группе” он составил 79,3%, а в группе, выполнявшей лабораторную работу, - 54%; через две недели соответственно 64,9% и 11,8%, через четыре недели - 49% и 8,5%, через шесть недель и позже - 32% и 5%. К сожалению, пока практически нет более новых отечественных данных в этой области, однако, по отзывам участников коллективной КДИ “Бизнес-курс”, такая активная форма повышения “управленческой грамотности” очень эффективна и позволяет даже за один цикл обучения длительностью два-три дня охватить многие вопросы практического менеджмента.

Более подробный обзор отечественных КДИ можно найти в книге В. Д. Сапунцова “Компьютер в экономическом образовании” (М., Издательский дом “Новый век”, 1999. - 232 с.).

Версия для печати