КОНСАЛТИНГ

Елена Монахова    

6 сентября руководство подразделения управленческого консалтинга (MCS) российского представительства компании PriceWaterhouseCoopers (PWC), систематизировав полученные результаты и выявив общие тенденции, выразило удовлетворение своей деятельностью за прошедшие два года. (Конец финансового года приходится в PWC на лето, как и у многих других западных компаний, и, подведя его итоги, руководство MCS назвало прошедший год самым успешным за все время своей деятельности в России).

Как сообщил Леонид Богуславский, управляющий партнер PWC, руководитель направления управленческого консалтинга, доля доходов PriceWaterhouseCoopers от выполнения коммерческих проектов (в основном по внедрению систем управления предприятием и по стратегическим преобразованиям) за период с 1998 по 2000 г. увеличилась в девять раз. При этом доходы от управленческого консалтинга в общем объеме доходов PWC увеличились в 1,6 раза (аналогичная динамика характерна и для других компаний, работающих в этой области).

В абсолютных цифрах это выглядит так. По оценкам рейтингового агентства “Эксперт РА”, объем российского рынка консалтинговых услуг составлял в 1999 г. 200-300 млн. долл., из которых более 15-20% пришлось на PWC (т. е. примерно 45 млн. долл.). При этом в структуре рынка доля услуг в области ИТ составила 7%, а доля управленческого и бизнес-консалтинга - 24%.

Кризис 1998 г., по оценке Леонида Богуславского, сыграл весьма положительную, даже переломную роль в формировании нового отношения к консультантам. Он считает, что именно с этого момента в России стал формироваться цивилизованный рынок консалтинговых услуг.

К слову сказать, спрос на подобные услуги растет не только в России. Ежегодные темпы роста мирового рынка услуг управленческого консалтинга достигают 25-30%. Например, в 1999 г. доля доходов PriceWaterhouseCoopers от предоставления услуг управленческого консалтинга в мире составила 27%.

Однако причины роста спроса на подобные услуги, по мнению Леонида Богуславского, в России и на Западе существенно разнятся.

На Западе он обусловлен потребностями стремительно развивающегося э-бизнеса. Оборот мирового электронного рынка, по данным eStats, в 1999 г. составил 98,4 млрд. долл., увеличившись с 1998 г. на 250%. В 2000 г. прогнозируется дальнейший рост оборотов - до 197,2 млрд. долл.

Корни роста спроса на услуги управленческого консалтинга в России иные. В 1998-2000 гг. спрос на них здесь определялся потребностью крупнейших российских предприятий (ОАО “Газпром”, НК “Лукойл” и др.) во внедрении ERP-систем, в первую очередь SAP R/3, и потребностью отечественных компаний в услугах, связанных со стратегическими преобразованиями. (К примеру, в прошедшем финансовом году объем доходов PWC от предоставления консалтинговых услуг в данной области возрос в два раза.) В будущем большие надежды возлагаются на консалтинг в сфере э-бизнеса (см. “Прогнозы PWC”). Во всяком случае, первые результаты работы группы, созданной около года назад и специализирующейся на этом направлении, вселяют оптимизм - ее бизнес подрастает со скоростью 30% в квартал при шести активных проектах. Причем для развития электронного рынка и завоевания на нем значительной доли PWC прибегает к различным нетрадиционным средствам. В частности, никого не смущает, например, такая схема: из специальных фондов PWC, целевым образом поддерживающих э-коммерцию, тем или иным предприятиям выделяются средства, которые затем в виде оплаты консалтинговых услуг опять возвращаются в PWC. В результате такой замысловатой финансовой петли каждый остается при своем интересе. В целом же процесс называется “инвестиции в российскую экономику”.

Кстати, по мнению руководства MCS, сегодняшние успехи российского подразделения компании не в последнюю очередь связаны с прошлыми инвестициями в российскую практику (в размере 6 млн. долл.), осуществленными в 1997 г. Тогда деньги пошли на создание соответствующей инфраструктуры и обучение сотрудников. Новые времена - новые песни. Результаты очередных финансовых вливаний PWC, думается, будут видны в России раньше, чем через два года.

Отделение MCS компании PWC в Москве: (095) 967-6461.

    

Из досье

Во всемирной сети международного консалтингового гиганта PriceWaterhouseCoopers (www.pwcglobal.com) трудится сегодня более 15 000 консультантов. Основу деятельности компании составляют два направления - аудиторские услуги и управленческий консалтинг. Последним занимается подразделение MCS - Management Consulting Services. В свою очередь деятельность MCS распадается тоже на две линии - услуги в области комплексных преобразований (экспресс-диагностика, выработка стратегии, бизнес-планирование, повышение эффективности деятельности) и услуги в области ИТ (анализ потребностей предприятия, выбор и внедрение ИСУП, системная интеграция, консалтинг в области э-коммерции).

Леонид Богуславский: “Это был самый успешный год в деятельности MCS в России”

В российском отделении PWC сегодня работает около 1000 человек (причем иностранных сотрудников среди них менее 3%) и примерно 10% из этого числа приходится на подразделение MCS.

Распределение доходов подразделения MCS в 1999-2000 гг. по отраслям

В общем объеме доходов MCS доля ERP-проектов составила в прошлом году 79%.

Прогнозы PWC

По мнению Леонида Богуславского, в ближайший год российский Интернет-бизнес ожидает качественный скачок. В 2001 г. емкость российского рынка услуг управленческого консалтинга в сфере электронного бизнеса составит уже 10-15 млн. долл., а значит, появится поле деятельности для 20-30 серьезных игроков. При том, что в 2000 г. этот рынок оценивается в 3-6 млн. долл. (без учета Web-дизайна и оффшорного программирования). И все это на фоне инвестиционных вливаний, оцениваемых в 100 млн. долл. только в 2000 г.!

Версия для печати