Российская сотовая связь обещает качественно новые возможности. В полном объеме они станут доступны с вводом сетей третьего поколения через несколько лет, однако уже в будущем году многие смогут воспользоваться мобильным доступом в Интернет со скоростью, сопоставимой с той, что обеспечивают нынешние аналоговые модемы. Очевидно, на этой почве бурно расцветут всевозможные сервисы - одним это даст возможность оперативно получать информацию и услуги независимо от местонахождения, а другим - найти применение своим идеям и силам, просто заработать, наконец.

Ответить на некоторые вопросы о современном состоянии отечественной сотовой связи, рассказать о ее проблемах и перспективах я попросил Владимира Преображенского, заместителя генерального директора “Вымпелкома”, генерального директора компании “БиОнЛайн - Портал” (www.beeonline.ru), выведшей на рынок новый класс сервисов - персональных цифровых услуг. Пользуясь случаем, отмечу, что г-н Преображенский - не только прирожденный топ-менеджер с большим опытом (назову лишь несколько его должностей - вице-президент Инкомбанка, член совета директоров Самарской металлургической компании, финансовый директор “Штерн-цемента”, генеральный директор группы “Время”), но и очень интересный собеседник.

PC Week: На мой взгляд, отечественный рынок сотовой связи несколько перегрет громкими заявлениями операторов. Рядовому пользователю довольно сложно разобраться в потоке рекламной информации о грядущих технологиях и услугах. По вашему мнению, почему сложилась такая ситуация и как в ней ориентироваться простому пользователю?

Владимир Преображенский

Владимир Преображенский: Шум вокруг любого высокотехнологичного бизнеса - нормальное явление. Более того, если взглянуть на то, что происходит за рубежом, то сотовые компании отнюдь не самые шумливые - по сравнению с ведущими производителями программного и аппаратного обеспечения, а в последнюю пару лет - и со специалистами в области биотехнологии. Компании всегда стараются максимально громко рассказать о новых прорывах, ведь это единственный способ проинформировать широкую общественность, включая не в последнюю очередь инвесторов, о том, что именно создается.

В России же среди высокотехнологичных фирм, в которые вкладываются серьезные деньги, сотовые компании - чуть ли не единственные. Поэтому и создается впечатление, что вокруг этого рынка больше всего шума. Кроме того, сотовая связь - это всегда борьба за клиента. И зазывная модель поведения здесь совершенно естественна.

Теперь о том, “куда бедному крестьянину податься”. Есть абоненты, которые хорошо ориентируются в предложениях и умеют их сортировать. Судя по тому, как были восприняты новые сервисы “БиОнЛайна”, таких клиентов довольно много: более 30 тыс. подписчиков мы легко набрали без рекламы всего за два месяца. По нашим оценкам, в эту группу в Москве сейчас входит от 50 до 100 тыс. человек. Они молоды (от 18 до 35 лет), не боятся экспериментировать, активно ищут новые решения (на Западе таких людей называют early technology adapters), их число будет расти.

Почти все новшества для подписчиков связаны с новыми техническими решениями, наложенными на существующие сети операторов. В качестве примера можно привести известные предоплатные карты “Би Лайна”, оказавшиеся очень удобными для многих. Эта услуга пошла великолепно (сегодня ею пользуются 66% всех московских абонентов компании. - А. М.). Но чтобы предложить ее, пришлось создать довольно сложное технологическое решение. Точно так же GPRS, одна из последних технологических новаций, - это крупное наложенное решение, которое фактически создает новое измерение сотовой сети и, кстати, влечет за собой необходимость замены терминального оборудования. С одной стороны, это несколько тягостно для пользователя, хотя я надеюсь, что первые GPRS-трубки будут по цене сопоставимы с сегодняшними высококлассными GSM-телефонами, т. е. останутся в диапазоне от 300 до 500 долл. Но, с другой стороны, и выигрыш для абонентов очевиден: с помощью такой трубки можно уверенно рассчитывать на скорости передачи данных от 56 кбит/с.

Для оператора каждое такое нововведение - настоящая головоломка. Он должен заранее спрогнозировать логику будущей оптимизации трафика, еще не зная, насколько быстро потребитель начнет использовать услугу. Эта неопределенность диктует ряд правил поведения на рынке. Так, нужна определенная денежная “подушка”, чтобы вкладывать средства в новшество. А значит, надо постоянно рассказывать о том, “какой ты красивый”, чтобы заинтересовать инвесторов. Отсюда, чем выше степень неопределенности прогноза, тем выше публичная активность оператора. Но не стоит забывать, что любое заявление - это большая ответственность: стоит раз-другой не сдержать слово, как сразу же столкнешься с большими проблемами.

PC Week: Процесс появления новых, как вы говорите, наложенных на сотовую сеть технологий явно ускоряется. Сначала к простому голосовому трафику прибавилась возможность передачи данных со скоростью до 9,6 кбит/с, затем речь пошла о доступе к Интернет-контенту по протоколу WAP, теперь же на слуху у всех высокоскоростная технология GPRS, которая, по моим представлениям, может качественно изменить (если, конечно, успеет - не за горами гораздо более скоростные сети третьего поколения) роль сотовой связи. Большинство нововведений требует не только совершенствования операторского оборудования, но и замены пользовательских терминалов, которые быстро стареют морально. Какова оптимальная стратегия пользователя, вкладывающего в трубки личные или корпоративные средства?

В. П.: Какой-то одной стратегии нет. Все зависит от конкретного типа пользователя. Например, один мой друг, занимающий серьезный финансовый пост в крупной корпорации, - очень активный пользователь Интернета и мобильного телефона, прекрасно разбирающийся в том, что происходит на рынке. У него неплохие доходы и есть необходимость много работать в своем загородном доме. Сейчас он с нетерпением ждет, когда появится GPRS, чтобы стать действительно независимым от местоположения. Для него замена трубки - не вопрос. Но не надо считать, что люди такой категории готовы на любые затраты. Они очень серьезно все взвешивают и принимают решения в зависимости от того, какой тарифный план предлагает оператор.

Что касается GPRS, то здесь маркетинговая политика ни одним нашим оператором еще не определена. Ведь это самое трудное и рискованное - продавать то, чего еще ни у кого нет. Сейчас идет очень активная работа в этом направлении - проводятся исследования, опросы, фокус-группы и т. п. С появлением GPRS у пользователя реально появится еще один выбор - между проводным и беспроводным способом доступа в Интернет и к услугам телефонии. На одну чашу весов лягут инвестиции в прокладку линии связи (если нет городского телефона), терминальное оборудование и оплату Интернет-провайдера, а на другую - в GPRS-трубку, абонентную плату сотовой сети и трафик данных. Эти затраты вполне могут оказаться сопоставимыми. Прояснится все к концу года, когда сотовые операторы определятся с ценами на услуги.

PC Week: С появлением высокоскоростного мобильного доступа в Сеть реальным станет большой спектр услуг. Кто возьмет на себя труд их оказывать - сотовые операторы или специализированные компании типа “БиОнЛайн”?

В. П.: Оказание онлайновых услуг - забота бизнес-альянсов, в которых операторы выступают в качестве ключевых партнеров. По моему убеждению, в будущем сотовые операторы будут выполнять роль мощных “машин”, предлагающих открытые архитектурные решения для ведения бизнеса. Оператор должен быть хорош в качестве “трубы”, пропускающей огромное количество битов и байтов информации и правильно их тарифицирующей. Одновременно с этим он инвестирует в создание транзакционных платформ для мобильной электронной коммерции, обеспечивает эффективный клиентский интерфейс на базе CRM-решений и развивает биллинговые системы, поддерживающие в том числе и работу с услугами третьих компаний. Оператор оказывается окруженным кучей партнеров, обладающих разнообразным контентом и предоставляющих интересные услуги. Посмотрите на NTT DoCoMo, которая при выводе своего Интернет-сервиса iMode сказала: “Наша сеть открыта для всех, мы готовы пропускать ваш трафик и помогать собирать денежки за услуги”. Благодаря открытой политике число сотрудничающих с компанией контент-провайдеров выросло за девять месяцев с 5 до 6000.

Если говорить о нас, то и “Вымпелком”, и его дочка “БиОнЛайн” - проповедники открытой архитектуры. При этом последняя компания концентрируется на наложенных сервисах следующего “уровня” - так называемых персональных цифровых услугах. В основе такой услуги лежит уникальная комбинация контента (он должен быть качественным - т. е. своевременным, достоверным и т. п.), способа доставки (через Интернет, мобильную или широкополосную связь и т. д.) и механизмов персонализации (услуга должна быть именно такой, какая вам нужна). В следующем году каждый подписчик “БиОнЛайна” получит совокупность личных каналов, настраиваемых в соответствии с собственными предпочтениями абонента. Потом эти каналы станут умными - они, например, будут сами собирать новую информацию по заданным темам.

Сейчас идет закладка технологического базиса “БиОнЛайна”. Совместно с IBS создается ядро системы, наш партнер в области биллинга - петербургский “Рексофт”, есть ряд партнеров в области вывода прикладных сервисов - в том числе новообразованная компания “Новалюмин”. Пока услуги “БиОнЛайна” бесплатны, но со временем они станут платными. Модель бизнеса здесь вполне устойчива - есть четкий механизм создания добавленной стоимости по всей цепочке, соответствующей персональному цифровому сервису - от предоставления доступа до контент-услуг. Мы активно создаем альянсы по всей цепочке и работаем с самыми разнообразными партнерами.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати