Как-то так складывается, что мы встречаемся с Тагиром Яппаровым примерно раз в год для бесед “о главном” - об изменениях на рынке и о том, как они отражаются на стратегии и тактике возглавляемой им компании.

Если год назад центральное место в разговоре занимали внутренняя послекризисная “настройка” “АйТи” и новая партнерская программа, то во время нынешней беседы ключевыми темами стали Интернет, удовлетворенность клиента, качество. Именно они определяют жизнь “АйТи” в 2000 г., требуя непрерывной внутренней реорганизации. “Изменения у нас происходят постоянно, - говорит Тагир Галеевич, - иначе просто не угонишься за динамичным рынком, на котором мы работаем. Недолгое затишье было только после кризиса 1998-го, когда соблюдался режим жесткой экономии, а реорганизация, как известно, вещь довольно затратная”.

Что побуждает “АйТи” к развитию сегодня, заставляет формировать новые бизнес-цели? В этом интервью я пыталась получить ответ на этот вопрос.

Тагир Яппаров

PC Week: Тагир Галеевич, сейчас много шума вокруг “новой экономики”, в которой заметную роль будет играть электронный бизнес. Как вам видится образ такой экономики?

Тагир Яппаров: Ей будут свойственны следующие основные черты.

Во-первых, преимущественно электронный способ ведения всех основных бизнес-процессов в организациях, вследствие чего ИТ становятся не обслуживающим элементом бизнеса, а неотъемлемой его частью.

При этом новая экономика не только переводит в цифровые формы привычные бизнес-процессы, но и порождает принципиально новые, например ASP (Application Service Providing) - аутсорсинг услуг через Интернет.

Во-вторых, глобализация рынков, быстрый выход новых игроков на уже сформировавшиеся рынки, динамичная смена лидеров. Все предприятия новой экономики должны будут играть по единым правилам, а благодаря Интернету постепенно сотрутся национальные особенности и исчезнут временны/е границы.

В-третьих, концентрировать усилия предприятия будут не на решении внутренних задач, а на выстраивании “правильных” отношений с потребителями (недаром такую популярность приобрели системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM).

Большее внимание обращено на задачи сбыта по сравнению с задачами производства. Использование преимуществ э-решений - в том числе возможности работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Наконец, усилится влияние акционеров на политику компаний (это, может быть, не очень актуально для России, но заметно на развитии западных компаний).

PC Week: Как скоро станут видны черты новой экономики в России? Ожидаются ли какие-нибудь особенности вхождения нашей страны в нее?

Т. Я.: Некоторые черты заметны уже сегодня, хотя бы по той возрастающей роли, которую начинает играть Интернет в жизни многих россиян (особенно учащихся и служащих). Авторитетные источники утверждают, что Россия находится на пороге Интернет-бума. Так, по данным компании BCG, к 2003 г. объем рынка электронной коммерции в России составит 400-600 млн. долл.

Подтверждает это и официальная статистика.

Согласно оценкам различных зарубежных и российских аналитиков, сегодня постоянно или периодически к Интернету обращается около 3,5% населения страны, или более 5 млн. человек. Безусловно, число постоянных пользователей Сети намного ниже, но даже самые скептические оценки дают цифру свыше 1,5 млн. К концу 2002 г., по данным ряда агентств, количество российских пользователей Интернета может составить порядка 10 млн. человек.

Увеличивается “вал” Web-ресурсов Рунета. Общее число доменов .ru к началу 2000-го приблизилось к 150 тыс.

Идет массовое перераспределение “Интернет-собственности” и ее концентрация в руках ряда финансовых, промышленных и масс-медиа-групп, преимущественно в области Интернет-СМИ, электронных магазинов, рекламных площадок и различных публичных сервисных систем (каталоги, поисковые машины и т. д.)

Растут объемы инвестиций, привлекаемых российскими компаниями - разработчиками Интернет-ресурсов (называются цифры в 100 млн. долл. в качестве объемов инвестиций в Рунет в 2000 г.).

Особенности вхождения России в новую экономику несомненно будут. Они обусловлены следующими причинами:

1) наличием большого резерва для повышения эффективности деятельности организаций за счет решения элементарных задач по организации труда, управлению, повышению качества;

2) незавершенностью процессов внутренней автоматизации предприятий (не выстроены адекватные инфраструктуры для “электронных” бизнес-процессов);

3) сохраняющейся актуальностью производства, а не сбыта, концентрацией на внутренних задачах (поэтому внимание к ERP-системам, видимо, сохранится у нас еще длительное время, пока не будет упорядочена производственная деятельность в масштабах страны);

4) недостаточно развитой телекоммуникационной инфраструктурой, что, возможно, спровоцирует рост спроса на мобильные устройства и доступ в Интернет через них;

5) преобладанием В2В-решений над B2C (как по оборотам, так и по их востребованности), т. е. ожидается активное создание различных бирж, систем “поставщик - дилер”, систем отраслевого и межотраслевого документооборота и др.

С учетом новых тенденций мы год назад заняли позицию “Интернет-инкубатора” и запустили у себя шесть новых проектов, ориентированных на Сеть. По прошествии года, глубже поняв рынок, “АйТи” закрыла несколько проектов, сочтя их неперспективными (в частности, по созданию информационного портала и B2C-решения). Зато, сохраняя ориентацию на корпоративных клиентов, компания оставила в силе все B2B-решения (Webmail и “АйТи-РИТМ”) и проекты, связанные с услугами по мобильному доступу.

Кроме того, мы модифицируем уже существующие в нашей продуктовой линейке приложения, разворачивая их в сторону Интернета. Например, был добавлен Web-интерфейс к “БОСС-Кадровику” (для заполнения форм резюме и т. п.)

PC Week: Использует ли “АйТи” уже какие-то элементы э-бизнеса в своей деятельности, и если да, то насколько эффективно?

Т. Я.: Главное в идеологии электронного бизнеса - это прежде всего оптимизация всех продуктов и услуг, предлагаемых организацией заказчику, улучшение работы всей цепочки поставок от производителя к потребителю. В этой модели Интернет является лишь средством коммуникаций, и, следовательно, Интернет-решения нельзя рассматривать отдельно от информационной системы предприятия в целом.

По нашему представлению, в России для большинства корпоративных заказчиков эффективной моделью ведения э-бизнеса станет модель “business-to-business” (В2В). Она может не только изменить характер и способы взаимодействия предприятия с покупателями и партнерами, но и дать достаточно быструю экономическую отдачу.

Мы это уже почувствовали на себе. Вы, наверное, помните, что год назад на форуме в Египте мы обкатывали идею создания нового сервиса для партнеров, которая, кстати, была воспринята “на ура”. Очень скоро она воплотилась в системе “АйТи-РИТМ” - типичном B2B-решении. Этот сервис уже полгода успешно используется большинством активных дилеров и демонстрирует воодушевляющие результаты (см. врезку “Эксперименты+”. - Прим. ред.). Теперь, при наличии отлаженного механизма взаимодействия с партнерами, мы можем безбоязненно расширять номенклатуру поставляемой нами продукции раза в два-три. Кроме того, показав систему своим заказчикам, мы обнаружили выраженный интерес к ней и с их стороны, что заставило нас подумать о тиражировании “АйТи-РИТМа”. На “Софтуле” мы объявим дату начала его продаж как тиражной версии.

PC Week: Изменится ли, на ваш взгляд, облик системного интегратора в условиях зарождающейся новой экономики? Какие новые задачи ему предстоит решать?

Т. Я.: Несомненно изменится, а главное, значительно повысится уровень интеграторских услуг и их доля в общем пакете товаров/услуг компании-интегратора.

Прежде всего потребуется принципиально более высокий уровень взаимодействия с заказчиком на этапе консалтинга и предпроектного обследования. Как мы уже говорили, с появлением э-экономики ИТ станут неотъемлемой частью любого бизнес-процесса. Поэтому стратегия развития предприятия в области информационных технологий станет одним из центральных элементов общей бизнес-стратегии. Участие системного интегратора в разработке стратегии развития ИС предприятия будет обязательным.

Поскольку в процесс создания В2В-решений вовлекается широкий круг участников - службы внутренней автоматизации, поставщики Интернет-решений, операторы связи и др., потребуется продуманная стратегия объединения всех решений в единую В2В-систему. В арсенале интеграторов отдельной строкой появится такая услуга, как управление проектом (project management). (К слову, за рубежом стоимость этой услуги сегодня достигает 10% стоимости проекта.)

Об аутсорсинге по выполнению ряда информационных и бизнес-задач в России говорят уже давно. На мой взгляд, широкое распространение он получит в более отдаленной перспективе, однако такие виды аутсорсинга, как ASP (предоставление доступа к приложениям через Интернет) или поддержка и управление корпоративными сетями через Web, безусловно, найдут спрос на рынке уже в ближайшее время. Росту их популярности будет способствовать развитие рынка мобильных устройств доступа.

Принципиально более высокий статус в связи с развитием решений В2В получит деятельность интеграторов в области создания интегрированных систем безопасности. Открытость и доступность решений для э-экономики требует других подходов к задачам информационной безопасности. Очевидно, что ни один из поставщиков частных решений, предлагая систему защиты только своего участка работ, не сможет предоставить предприятию комплексную систему безопасности.

Понятно, что новые услуги потребуют от наших специалистов другой квалификации, в частности, более серьезной методологической подготовки. Сейчас у нас развернута программа по массовому обучению сотрудников для освоения ряда новых дисциплин, в том числе в сфере бизнес-консалтинга.

PC Week: Спасибо за беседу.

Эксперименты на собственной шкурке

Эффект от внедрения “АйТи-РИТМа”, по мнению использовавших его специалистов, уже можно выразить в количественных показателях. За прошедшие полгода в “АйТи”: д На 30% выросло количество ежедневных обращений от партнеров, ввиду легкости использования этого инструмента и быстроты отклика (система работает 7 дней в неделю и 24 часа в сутки, устраняя трудности общения из-за расположенности в разных временных поясах). д Поскольку основная масса простых рутинных заказов пошла через “АйТи-РИТМ”, то у сотрудников “АйТи” и у ее партнеров высвободилось время на обсуждение и более серьезную проработку крупных проектов (оборот по ним вырос в 2 раза!). д Решена проблема удержания партнеров: обслуживание стало более комфортным. д В 2-3 раза сократилось время согласования заказов (80% заказов проходит фазу согласования в течение одного дня, остальные - не более двух-трех дней). Среднее время обработки заказа от получения заявки до ее согласования (с учетом всех тонкостей, касающихся скидок, форм оплаты и пр.) - 17 часов. д Группа по работе с партнерами в “АйТи” освободилась от “пустых” счетов и необходимости их отслеживания. Удалось повысить эффективность работы сотрудников этой группы (за счет более равномерного распределения нагрузки).