В начале сентября компания Hewlett-Packard (Пало-Альто, шт. Калифорния) объявила о намерении приобрести консультационный бизнес фирмы PricewaterhouseCoopers (Нью-Йорк). Осуществление этой сделки даст еще один наглядный пример стирания и без того весьма размытых границ между стратегиями в области ИТ и бизнеса. Правда, для НР она чревата многими серьезными трудностями, которые послужат настоящим испытанием для всего процесса реорганизации компании.

Пройдет еще немало недель, пока участники определят окончательные условия сделки, - если только они смогут договориться о ней. В случае же успешного исхода переговоров результат может быть драматическим. Объединение 30 тыс. консультантов в области управления и информационных технологий, которые сегодня работают в PricewaterhouseCoopers, с шеститысячной армией сотрудников НР, действующих в этой же сфере, способно существенно изменить ситуацию на данном сегменте рынка.

Слияние может стать очередным звеном в цепи подобных сделок. Это - и совместное предприятие Avenade, организованное корпорацией Microsoft и фирмой Andersen Consulting, и приобретение фирмой Cap Gemini клиентуры консультационной компании Ernst & Young, действующей в области информационных технологий, и переход под крышу Compaq Computer корпорации Digital Equipment вместе с ее организациями обслуживания клиентов. Данный список, как считает Рэндалл, будет расширяться.

Тем не менее к оценке планируемого приобретения наблюдатели подходят с некоторой долей настороженности и предупреждают о возможности полного перехода PricewaterhouseCoopers в руки Hewlett-Packard. Результатом такого шага стало бы слияние двух совершенно разных культур, и произошло бы оно на фоне небывалого спроса на высококвалифицированных специалистов ИТ.

“Деятельность компании из Кремниевой долины основана на просиживании штанов, а производственная культура ее напарника предельно формализована”, - заметил Франк Дзюбек, президент вашингтонской консультационной фирмы Communications Network Architects.

Участникам сделки предстоит решить целый ряд сложных вопросов. Они должны будут объединить две различные системы оплаты труда, создать стимулы для закрепления консультантов, убедить клиентов в том, что слияние консультационных организаций вызвано объективными причинами. “Компаниям придется немало потрудиться, чтобы сохранить независимый вид, а потом еще и доказать свою независимость, - уверен Дзюбек. - Возможно, в конце концов им придется провести полную реорганизацию сферы профессиональных услуг, передав этот бизнес дочерней компании, находящейся под полным их контролем”. В пример он приводит историю с подразделением Global Services корпорации IBM, которое превратилось затем в отдельную компанию.

Представители Hewlett-Packard и PricewaterhouseCoopers обсуждать ведущиеся переговоры отказались, признав только сам факт их проведения. Кроме того, они сообщили, что возникли разногласия по вопросу стоимости подразделения и его активов, которые оцениваются в сумму от 17 до 18 млрд. долл.