Понятие “автоматизированная система управления” в Россию пришло в 50-х годах с благословения Исаака Брука, одного из создателей малых ЭВМ серии СМ (см. www.computer-museum.ru. - прим. ред.). Однако реально АСУ появились несколько позже, когда вычислительная техника достигла уровня развития, достаточного для ее использования не только при математических расчетах, но и для управления различными процессами в реальном времени.

В 70-80-х годах автоматизация на предприятиях была направлена в основном на облегчение рутинных операций. Главной задачей в то время было исполнение в срок, по плану. Никто не задавался вопросом, зачем производить. В наше время предприятия не могут позволить себе роскошь так подходить к производству, и от автоматизации они ждут ответа на вопросы, что производить, когда и сколько. Система должна построить схему отслеживания полного цикла прохождения заказа на предприятии от приема до реализации, включая этап производства. Речь идет как о материальных, так и о финансовых потоках и об их взаимосвязи.

Сегодня информационные системы стали необходимым и даже обязательным элементом бизнеса. Руководители начинают понимать ключевую роль этого инструмента в управлении бизнесом в современных условиях. Масштаб деятельности многих предприятий с точки зрения сохранения ее устойчивости и управляемости сейчас приближается к критическому. Для дальнейшего роста бизнеса нужно уходить от “бумажных” технологий управления. В противном случае предприятию грозит либо жалкое положение аутсайдера, либо гибель. Но чтобы осознать это, руководитель должен почувствовать себя полноценным предпринимателем. При этом в России основная проблема состоит в недостатке или несвоевременности поступления информации. Ценность информационных активов предприятия - не в хранении данных, а в соответствии текущей информации специфическим процессам и ситуациям.

До последнего времени к автоматизированным и информационным системам управления подход был строго определенным: это статья чистого расхода, деньги, затраченные на это, можно заранее списывать, поскольку они никогда не окупятся. В крайнем случае есть вероятность некой косвенной эффективности, рассчитываемой через снижение затрат и ведущей к увеличению выпуска продукции, а значит, и к увеличению объема продаж.

Утверждаю, что это в корне неправильное мнение! Такие проекты не только окупаются (причем достаточно быстро), но и приносят чистый доход. Специалисты нашей компании провели расчеты на примере внедрения М-2 - интегрированной системы управления предприятием, разработанной компанией “Клиент-серверные технологии”. Результаты показали, что системы подобного класса позволяют увеличить объем продаж не менее чем на 15%, а экономический эффект от снижения потерь окупает все затраты на внедрение уже через один-два квартала после начала ее работы в полном контуре. При этом оперативные потери или упущенные выгоды (“риски прямого действия”) снижаются на 80-90%, а стратегические потери (“риски непрямого действия”) - на 60-90%. Например, общий эффект в процессе сбыта составит не менее 2% от объема продаж. Это связано в первую очередь с тем, что сводятся к минимуму потери: от срывов поставок продукции из-за сбоев и ошибок в планировании, неполноты или утери информации, низкой скорости прохождения заявок, недостаточного учета потребностей клиента и т. д. Интегрированная система позволяет поставлять продукцию в сроки, согласованные с производственными возможностями предприятия по всему циклу планирования. Практически та же цифра (2%) получилась при расчете экономического эффекта от снижения потерь в сфере управления складскими запасами. С помощью системы вы будете получать в режиме мониторинга информацию о состоянии конкретных материальных ресурсов в любом месте хранения в соответствии со всеми имеющимися внешними и внутренними документами. Если угодно, это можно назвать режимом непрерывной инвентаризации.

Таким образом, я предлагаю рассматривать внедрение интегрированной системы управления предприятием как полноценный инвестиционный проект, имеющий свою стоимость и свой уровень рентабельности и доходности. Конечно, точную цену здесь указать практически невозможно. Но, например, уровень затрат предприятия с годовым оборотом в 20-30 млн. долл. на интегрированную систему М-2 на 150 рабочих мест с полной гарантией ее внедрения и возможностью использования страховых схем вряд ли превысит сумму в 600 тыс. долл. По нашим расчетам, такой проект равен приблизительно 30% годового дохода. При этом он является практически безрисковым, поскольку не включает внешних факторов, не контролируемых руководством предприятия и разработчиками систем. По сути внедрение интегрированной системы управления эквивалентно приобретению новой технологической линии, но с существенно более высокой финансовой эффективностью. При этом происходит ощутимый рост активов, поскольку внедренная информационная система стоит дороже.

К автору можно обратиться по адресу: office@ecuran.ru.