По мере того как Сеть проникает в наш быт, э-бизнес планирует новые формы сервиса

Скоро наша жизнь благодаря Интернету может стать очень похожей на сказку, в которой достаточно было объявить скатерти-самобранке о своем желании, как яства немедленно появлялись на столе. В реальности именно Web становится ключом к созданию широкого круга новых бытовых электрических устройств, которые преобразят жизнь и труд людей. В недалеком будущем Интернет сделается неотъемлемой частью повседневного быта, проникнув во все, что нас окружает: от бытовой техники и электроники до систем, позволяющих занять досуг в автомобиле или самолете.

По словам Билла Кенни из Sears, в будущем его

компания сможет выполнять мониторинг установленных

в домах бытовых устройств и выявлять неисправные

По мнению экспертов, расширяющиеся перспективы использования Сети требуют пересмотра стратегий э-бизнеса. Компаниям уже нельзя концентрировать усилия лишь на развитии служб электронной коммерции, воспользоваться которыми можно с помощью ПК или даже беспроводного карманного устройства. э-Бизнес должен больше внимания уделять проблемам, связанным с доставкой онлайнового контента и предоставлением услуг владельцам самых разных подключаемых к Web потребительских устройств.

Как считают эксперты, важно понять, что при использовании новых Интернет-устройств вроде бытовой техники или автомобильных систем главную роль станут играть персональные Web-службы, а не браузеры. Необходимость в персонализации контента для таких устройств неизбежно потребует новых форм межотраслевой кооперации, например между изготовителем бытовой техники, провайдером широкополосного доступа в Интернет и онлайновой фирмой, занимающейся розничной торговлей продовольственными товарами.

Разумеется, трудно сказать, как скоро доставка онлайнового контента на бытовые устройства станет реальностью. Это будет зависеть от того, когда потребители проявят желание оплачивать такие службы. Однако ряд исследователей оптимистично оценивает перспективы роста рынка бытовых Web-устройств. По мнению корпорации International Data, изучавшей положение дел с внедрением Web-доступа во всевозможные приборы - от Web-планшетов и телевизионных приставок до бытовой техники, - к 2004 г. на мировом рынке будет продано 89 млн. единиц потребительских информационных устройств на общую сумму 17,8 млрд. долл. После отработки бизнес-модели темпы роста могут стать еще выше, поскольку в игру включатся крупные авиационные и автомобильные компании.

Подключение на дому

Учитывая открывающиеся перспективы, торговые фирмы, производители бытовой техники, онлайновые компании и провайдеры широкополосного доступа в Интернет ищут способы взаимной кооперации и модели бизнеса в сфере производства и продажи потребительских устройств с подключением к Web.

Например, торговая компания Sears Roebuck (Хофман-Эстейтс, шт. Иллинойс) намерена познакомить покупателей с тем, что привнесет Интернет в домашнюю технику и электронику. По словам вице-президента Sears по стратегии сервиса и онлайновых служб Билла Кенни, в компании планируют создать выставочные образцы “подключенных жилищ” для демонстрации дополнительных удобств и новых видов сервиса, обеспечиваемых домашней сетью с выходом в Интернет. В частности, предполагается оборудовать кухню техникой таких фирм, как General Electric, у которой уже есть опытные образцы холодильников, электроплит, микроволновых печей и жаровен с подключением к Web.

По прогнозу Кенни, среди бытовых Web-приборов первой на полки магазинов попадет домашняя электроника, например компьютерные игровые системы типа PlayStation2 фирмы Sony Computer Entertainment и приставки для интерактивного телевидения. В будущем году Sony планирует снабдить PlayStation средствами подключения к Интернету, а компании типа America Online уже организовали интерактивные телевизионные службы, позволяющие просматривать Web-ресурсы на экранах обычных телевизоров.

Sears работает над проектами, которые в будущем позволят извлекать из этой индустрии дополнительные доходы. Компания собирается не только демонстрировать и продавать новые приборы, но также создавать сервисные службы, способные осуществлять непрерывный контроль за работой домашней техники и ее оперативный ремонт. Например, говорит Кенни, отслеживая энергопотребление холодильника, можно заранее предсказать его выход из строя, так как для неисправного компрессора характерны скачки в потреблении электроэнергии. В этом случае пользователь сможет обратиться в службу ремонта непосредственно через Web еще до аварии.

В Sears и подобных ей компаниях понимают, что реализовать проекты “подключенных жилищ” в одиночку вряд ли возможно. Свою роль Sears видит в налаживании подходящих партнерских связей, которые облегчат осуществление таких проектов. “Интересы потребителя требуют, чтобы различные компании объединили свои усилия в развитии данного направления, и в этом заключается самая главная трудность, - считает Кенни. - Никакая компания не сможет вытянуть этот груз в одиночку”.

По мнению экспертов, для передачи контента на бытовые устройства придется использовать современные технологии построения домашних сетей и обеспечения широкополосного доступа в Интернет. Некоторые провайдеры широкополосного доступа, например служба Excite@Home (Редвуд-Сити, шт. Калифорния) корпорации At Home и компания GTE, уже налаживают связи с производителями бытовых Web-устройств, провайдерами контента и узлами электронной коммерции. Что касается домашних сетей, то они, полагает Альберт Лин, аналитик по коммуникационному оборудованию из фирмы Abernathy Group (Сан-Франциско), найдут дорогу к потребителю лишь после того, как станут дешевле и проще в установке. Подойдут как беспроводные сети, так и сети с использованием электрических розеток.

Для тостера не нужен браузер

Не стоит думать, что владельцы бытовых устройств и автомобилей c Web-доступом смогут использовать их вместо ПК для серфинга в Интернете. Лин полагает, что по крайней мере первое время сервис-провайдеры будут вынуждены отбирать службы и контент для конкретных устройств в соответствии с принятыми в них форматами данных.

Сеть расширяет зону действия

Как в будущем будет использоваться Интернет? Вот примеры новых разработок.

Именно так обстоит дело с реализацией доступа в Интернет из салона автомобиля. Когда фирма OnStar (Трой, шт. Мичиган), дочернее предприятие корпорации General Motors, запустит службу нового поколения Virtual Advisor для владельцев машин GM выпуска 2001 г., в ней будет предусмотрена возможность обращения только к электронной почте и к избранному Web-контенту. Присущее беспроводной связи ограничение полосы пропускания, считают фициальные лица OnStar, не позволяет оснащать автомобили Web-браузерами.

Как сообщил менеджер OnStar по новым технологиям Эд Крумка, Virtual Advisor будет действовать на основе речевого канала беспроводной сети, обслуживаемой группой операторов. В серверной части системы электронная почта и контент (новости, спортивные сообщения, сводки погоды) будут преобразовываться в речь, а затем передаваться в автомобильные устройства. Это напоминает уже существующую службу, благодаря которой водитель или пассажир, нажав кнопку, может связаться с оператором центра обработки вызовов. “Браузеры здесь неуместны, - пояснил Крумка. - Они и на настольном компьютере не очень-то удобны, поэтому нет смысла пытаться применять их для голосовой навигации по Сети из автомобиля”.

В OnStar, однако, не исключают возможности и более широкого использования Web внутри автомобиля. Это подтверждает другая инициатива фирмы, позволяющая устанавливать в машинах модели GM 2001 Cadillac усовершенствованную аудиосистему с выходом в Web. Ее создателем является корпорация Delphi Automotive Systems, которая разрабатывает целый ряд Интернет-подключаемых аудиосистем для автомобилей.

По мнению директора отделения Mobile Multimedia (Кокомо, шт. Индиана) этой компании Боба Шумахера, в будущем, когда пропускная способность каналов беспроводной связи возрастет, пассажиры автомобиля смогут загружать аудиофайлы формата MP3 и просматривать видеоклипы. А совершенствование систем глобального позиционирования и служб, способных отслеживать место нахождения клиента, позволит водителю получать рекламу местных компаний и пользоваться скидками при размещении в близлежащем мотеле.

Если верить Шумахеру, браузерные системы в автотранспорте подобно современным WAP-средствам для мобильных телефонов и карманных ПК будут обеспечивать доступ к сокращенным версиям Web-страниц. Водителю же машины нужна специальная информация типа путеводителей, сводок новостей и котировок акций, которая должна воспроизводиться в звуковой форме через стереосистему.

И дома, и в дороге Интернет все больше проникает в нашу повседневную жизнь. Соответственно меняются и наши требования к Сети. “Интернет уже не может оставаться простым собранием статических HTML-страниц, - утверждает вице-президент по разработкам Excite@Home Джефф Хубер. - Постепенно он превратится в платформу приложений для пользовательских устройств. А наша цель заключается в том, чтобы привести все это в согласованную форму и обеспечить интеллектуальное взаимодействие различной аппаратуры”.

Когда эти проекты воплотятся в жизнь, останется совсем немного и до скатерти-самобранки.

Версия для печати