Вообще говоря, вместо статьи можно было бы, наверное, написать всего одно предложение. Примерно такое: в то время, когда другие фирмы соревнуются в “освоении” Турции и Египта, компания ЛАНИТ провела дилерский семинар на Камчатке. И дать несколько фотографий. Но привычка сильнее...

Еще десять лет назад о семинаре на Камчатке и мечтать было нельзя - это была закрытая зона Советского Союза, куда иностранцы попасть не могли вовсе, а российские граждане - только по специальному пропуску (отголоски этих строгостей заметны и до сих пор: при выходе из самолета у всех тщательно проверяют паспорта).

Камчатка до сих пор остается малоизученным, таинственным краем,

который был открыт русскими казаками в XVIII веке. На восточном

побережье полуострова находится выдающаяся по ландшафтной

красоте и удобству для мореплавания гавань мирового класса - Авачинская

бухта,  которая оспаривает у Рио-де-Жанейро

и Сан-Франциско право на звание лучшей гавани мира.

Край этот относится к категории суровых. Здесь традиционны сильные ветры, а снег в большинстве районов лежит даже летом. Зимой же его покров достигает толщины 5-6 м, поэтому на работу в это время года люди частенько добираются на сверхпроходимых военных “Уралах”.

Идея организовать дилерский семинар на Камчатке крепко засела

 в голове Владимира Грибова, вице-президента ЛАНИТа по работе

 с партнерами, еще прошлой осенью, после встречи с представителями

дальневосточных дочерних структур московского холдинга, состоявшейся в этом

удивительном краю. Не вернуться сюда невозможно, подумал тогда Владимир,

да и на партнеров всегда полезно посмотреть через призму экстремальных ситуаций.

Проживает на полуострове примерно 350 тыс. жителей, причем более 200 тыс. из них - в Петропавловске-Камчатском. На это количество жителей приходится 10 тыс. бурых медведей, обитающих в окрестных сопках и в большом количестве скапливающихся около рек, где нерестится рыба (мы тоже видели одного во время камчатского сафари).

Самое крупное рыболовецкое предприятие Камчатки - ЗАО “Акрос”, где работает

2600 человек. “Акрос” располагает 49 современными судами и мощным береговым

 комплексом. Продукция предприятия регулярно берет призы на международных

 конкурсах, а его официальный годовой оборот составляет 100 млн. долл. Управлять

“Акросом” - все равно что управлять военной флотилией: здесь военная дисциплина,

поэтому и автоматизация идет уверенно, по приказу.

Камчатская область всегда была и остается дотационным регионом, имеющим, однако, важное стратегическое значение для всей России. Между тем с переходом к рыночным отношениям все чаще стали раздаваться призывы обеспечить самоокупаемость этого края.

Полуостров, омываемый двумя морями и одним океаном, - российский рекордсмен

по заготовке рыбы и морепродуктов. Рыбные запасы прикамчатских вод составляют

почти половину рыбных богатств России. В общей сложности их продается на

сумму более 5 млрд. долл. в год, причем большая часть экспортируется.

Собственно, основных проблем здесь две: дороговизна электроэнергии и транспорта. Осложняется ситуация еще и тем, что при довольно высоких объемах продаж морепродуктов (преимущественно за границу) налоговые поступления от них в местный бюджет невелики. Вообще, продукция рыбной индустрии составляет около 70% валового продукта области (по оценкам местных экспертов, годовой оборот области по рыбе превышает 5 млрд. долл.), и резонно было бы ожидать, что примерно в такой же пропорции будут заметны в местном бюджете налоги с ее продажи. Между тем сейчас они не превышают 20%, и как с этим бороться - пока не знает никто. Не исключено, что поможет более строгий контроль за деятельностью камчатских рыболовных судов (по установленному недавно порядку сейчас все они должны присылать суточные отчеты о выловленной рыбе). Или, например, организация специальных рыбных бирж, где на выгодных условиях будет приниматься привезенная из морских глубин продукция.

В знаменитую Долину гейзеров туристов забрасывают вертолетом - другого пути нет.

 Эксклюзивный контракт на проведение экскурсий в этом уникальном уголке Земли

имеет компания “Кречет”, в распоряжении которой имеются четыре вертолета Ми-8,

вмещающих по 20 пассажиров. Девиз компании - “Показать и сохранить”, поэтому она

 делает все возможное, чтобы приезжающие туристы не повредили камчатское чудо. И пока ей это удается.

Что касается энергетического “гордиева узла”, влекущего за собой масштабные перебои с электроэнергией, то определенные шаги по его развязыванию уже сделаны: пущена первая очередь Мутновской термальной ГЭС, выделены государственные средства на строительство газопровода. Правда, эти источники могут пока претендовать лишь на роль резервных. Зато на Камчатке есть и другие потенциальные возможности - использование ветряков, приливных волн, высота которых на севере области достигает 14 м.

Долина гейзеров, расположенная в Кроноцком заповеднике и простирающаяся

на 6 км, входит в сокровищницу геологических чудес Земли. В ней сконцентрировано

около тридцати крупных гейзеров - горячих фонтанов, которые бьют с определенной

регулярностью. Подобные заповедные места есть еще в трех странах - Новой Зеландии,

Исландии и США. Но наша Долина превосходит их по красоте и насыщенности этими уникальными источниками.

А вот с транспортом сложнее - с ним пока никаких дешевых альтернатив не просматривается, поскольку сухопутного способа добраться в этот край нет, можно только долететь или доплыть.

Подобраться поближе к вулкану, двигаясь по земле, можно только одним способом -

на сверхпроходимом и сверхнадежном “Урале”. Все его колеса - ведущие, и следовательно,

он способен выбраться из самой “крутой” ситуации. К тому же этот вездеход практически

 невозможно опрокинуть - центр тяжести в нем расположен очень низко, как у неваляшки.

Жаль только, что все эти приятные подробности мы узнали после того, как “хватанули”

изрядное количество адреналина в моменты, когда машина практически ложилась

 на бок в сверхрельефных ущельях камчатских гор.

Достаточно очевидно, что денежные средства на Камчатке есть, надо только научиться их взять. Видимо, на них в будущем рассчитывают и руководители московского ЛАНИТа, находящегося за тысячи километров от восточных берегов России. Недаром же из восьми дочерних структур холдинга три расположены на Дальнем Востоке - в Петропавловске-Камчатском, Хабаровске и Владивостоке.

Ущелье у подножия вулкана Мутновского, прорезаемое 80-метровым водопадом,

 по живописности не уступает известному американскому Гранд-Каньону, только в

миниатюре. А возвышающийся над ним заснеженный вулкан очень “жизнелюбив” - этим

летом он проявлял такую горячую активность, что в результате взрыва, сопровождающегося

выбросом вулканических “бомб”, образовался новый кратер. Камчатским вулканологам,

прозевавшим такое мощное извержение, оставалось только кусать локти.

В целом на Камчатке довольно благоприятный “климат” для компьютерных технологий. По мнению местных жителей, камчатское население обладает особым менталитетом, позволяющим по достоинству оценить красивые технические решения. Объясняется это тем, что в 70-80-х годах сюда приехало много ученых с материка (кто по доброй воле, кто на выселки), пополнивших местную интеллигенцию и внесших немалый вклад в обучение молодежи. Поэтому известны случаи, когда, скажем, новейшие сетевые решения Cisco или 3Com внедрялись в Петропавловске раньше, чем в других регионах России.

Один из высокопоставленных сотрудников ЛАНИТа, характеризуя поездку, не уставал

повторять: “Эксклюзив и форс-мажор”. Действительно, хватало и того и другого. Но и в самых

экстремальных ситуациях гости чувствовали неусыпную опеку хозяев Камчатки. Когда, например,

сильно задержалась с возвращением группа, осуществлявшая восхождение к жерлу вулкана,

 по тревоге была поднята местная служба МЧС (к счастью, ее помощь в конечном счете не потребовалась).

Что касается ЛАНИТа, то, являясь давним поставщиком Центробанка, компания через дальневосточных партнеров обслуживает и здешние региональные отделения (недаром среди участников семинара было много региональных представителей ГУ ЦБ РФ). Помимо продаж традиционного оборудования (компьютеров, серверов, сетевых комплектов) значительны поставки в эти края и техники, обеспечивающей бесперебойное питание, - дизелей и ИБП. А эти направления, как известно, в ЛАНИТе очень развиты.

По мере того как спрос на “железо” понемногу снижается, спрос на конечные решения растет. Поэтому акцент в камчатском семинаре (как, впрочем, и в работе центрального офиса) делался именно на продвигаемые холдингом приложения, связанные с документооборотом, системами финансового анализа и планирования и др.

(Окончание следует)