В последние два-три года стало очевидно: процесс компьютеризации госбюджетных организаций необходимо упорядочить. Стихийная закупка компьютерной техники и программного обеспечения, когда основным критерием выбора является максимальная экономия средств, проявила себя с резко отрицательной стороны: низкое качество техники, трудности в согласовании различных операционных систем, проблемы с технической поддержкой - все это приводит к явному перерасходу средств на содержание внедренных решений.

Еще одной причиной, заставившей искать “местного” сборщика, явились налоги. Эта важнейшая составляющая любого бюджета попросту уходила в Москву, где, собственно, в основном и закупалась компьютерная техника. И это при том, что в Казани фактически простаивало предприятие - Казанское производственное объединение вычислительных систем (КПО ВС), в советское время производившее до 40% отечественной компьютерной техники.

В целях реорганизации этих крупнейших в республике производственных мощностей в марте 1998 г. правительство Татарстана подписало соглашение о сотрудничестве с двумя иностранными компаниями - International Computers Limited plc (Великобритания) и Fujitsu (Япония). Два года потребовалось на подготовительные работы и различные согласования, и наконец 21 апреля 2000 г. вышло постановление кабинета министров “О мерах по поддержке высокотехнологичного производства средств информатизации в ОАО ICL-КПО ВС”, давшее зеленый свет казанскому производственному объединению. В этом документе предприятие официально объявлялось генеральным поставщиком средств информатизации для нужд бюджетных организаций Республики Татарстан и главным подрядчиком работ по созданию единой информационной системы органов государственной власти и республиканского управления.

Первый успех поднял планку доверия к новой компании - и уже в начале сентября в Токио состоялась встреча президента Республики Татарстан с президентами корпораций ICL и Fujitsu при непосредственном участии генерального директора ICL-КПО ВС Виктора Дьячкова. В ходе этой встречи удалось не только заинтересовать японскую компанию перспективой организации в Татарстане производства FDH-оборудования для передачи данных по оптоволоконным линиям, но и добиться предварительной договоренности о довольно крупном заказе на разработку программного обеспечения.

Уже в ближайшие месяцы в Казань намерены приехать японские специалисты, чтобы поближе познакомиться со своими татарскими коллегами, оценить возможности ICL-КПО ВС и обсудить различные технические аспекты будущего сотрудничества. Подобный визит, по мнению казанцев, мало того что ускорит реализацию упомянутых проектов, но и побудит Fujitsu разместить свои ориентированные на Европу заводы не в Испании или Португалии, а в Татарстане.

“Переговоры удались, - утверждает Виктор Дьячков, - и прошли даже успешнее, чем мы могли надеяться. Объективные предпосылки для этого конечно же были и есть. В Японии существует избыток финансовых ресурсов, у нас же налицо излишек ресурсов материальных и трудовых. Объединение потенциалов может привести не просто к обоюдной выгоде, а к очень быстрому развитию отношений”.

Интерес к системам защиты информации возник у Газпрома два года назад, когда была отмечена первая попытка хакеров проникнуть в его закрытые базы данных. С тех пор атаки на компьютерные сети Газпрома стали регулярными и вынудили компанию всерьез заняться поисками фирмы, которая взяла бы на себя ответственность за создание эффективной защитной системы.

Из многочисленных претендентов на реализацию проекта была выбрана ICL-КПО ВС, уже “отметившаяся” выполнением ряда заказов для военных. За два года казанское объединение сумело организовать информационный щит для гигантской АСУ Газпрома, потребовавшей на свое создание около десяти лет и составленной более чем из полусотни только системных программных продуктов.

Работа проводилась в несколько этапов. Первые два месяца специалисты ICL-КПО ВС занимались “латанием дыр”. Прикрыв слабые места, приступили ко второму этапу - созданию виртуальной “секьюрити”, вплетенной абсолютно во все используемые программные продукты. С 1998 по 2000 г. работали “вахтовым методом”, почти не зная выходных и праздников.

Боевое крещение системы информационной безопасности уже состоялось: по тревожному сигналу, полученному оператором в Москве, был моментально выловлен хакер в Ухте.

При этом созданная система способна противостоять не только внешним, но и внутренним попыткам проникновения: украсть или уничтожить информацию не могут ни посторонние люди, ни недобросовестные сотрудники самого Газпрома. Программа блокирует подозрительные информационные запросы, сообщая о них в службу безопасности, а затем производит анализ - было ли несанкционированное обращение случайной ошибкой, техническим сбоем или намеренной попыткой проникновения.

* * *

В апреле нынешнего года в Татарстане начала действовать система единого государственного заказа на средства информатизации: всем бюджетным организациям вменено в обязанность покупать компьютерную технику по единому плану у назначенного правительством официального поставщика.

Для “отработки” официального заказа назначено казанское предприятие ICL-КПО ВС.

Недавно казанское предприятие ICL-КПО ВС завершило изготовление первой партии из 1300 компьютеров, предназначенных для республиканской службы социальной защиты. Выполнив этот заказ, оно тем самым продемонстрировало свою работоспособность. По словам генерального директора ICL-КПО ВС Виктора Дьячкова, фирма способна выпускать до 15 тыс. компьютеров в год, но при весьма небольших инвестиционных вложениях эта цифра может вырасти до 50 тыс.

Очередным этапом работ ICL-КПО ВС стало создание систем информационной безопасности. На днях работа казанского производственного объединения в этой области была отмечена премией Газпрома.