С момента нашего последнего “ударного” обращения к теме карманных компьютеров (см. PC Week/ RE, № 6/2000, c. 14 и № /2000, c. 14) прошло уже полгода. Тогда мы собрали за круглым столом персон, наиболее осведомленных не только в области технологий, но и в специфике организации поставок на отечественном рынке. С тех пор что-то изменилось к лучшему, а что-то осталось в прежнем состоянии. Увидела свет масса новых моделей, многие из которых представлены в нынешнем тематическом обзоре, стали доступнее средства мобильной связи. Но произошло ли качественное изменение? Уточнить современную картину мирового и отечественного рынков карманных компьютеров я попросил главных энтузиастов самых маленьких ПК Александра Фузеева, недавно назначенного генеральным директором фирмы “Электон”(www.electon.ru), и Дмитрия Хавжу, заместителя генерального директора компании “МакЦентр” (www.maccentre.ru). Двум старожилам рынка я предложил независимо друг от друга ответить на одни и те же вопросы, поэтому определенные повторы в мнениях совершенно естественны. Вместе с тем в точках зрения двух топ-менеджеров заметны различия. И на основании их можно судить о направлениях развития деятельности компаний, которые, собственно, и формируют российский рынок КПК.

Дмитрий Хавжу

PC Week: Какие события на мировом и российском рынках КПК вы считаете главными в 2000 г.?

Дмитрий Хавжу: 2000-й год проходил под знаком усиливающейся борьбы производителей КПК и операционных систем за место под солнцем. Наиболее заметный ход сделала Microsoft, выпустив релиз PocketPC Windows Powered. Это событие было дополнено усилиями вендоров - производителей “железа”. Так, Casio выпустила целую линейку новых моделей Cassiopeia E-115/ 125, EM-500. Остальные участники этой схватки за потребителя - Palm, Handspring, Psion, Compaq, HP - тоже представили новые модели. Для российских пользователей заметным событием стал официальный выход на наш рынок компаний Handspring и TRG. Первую представляет “МакЦентр”, вторую - фирма MSG. Большое значение для нашего рынка также имели усилия компаний - разработчиков ПО, особенно русификаторов. Сейчас в этой области складывается вполне благоприятная картина - все платформы имеют по несколько качественных программ русификации, есть из чего выбирать.

Александр Фузеев

Александр Фузеев: Я бы выделил четыре события, способных существенно изменить мировой рынок КПК.

Во-первых, лицензирование ведущими производителями сотовых телефонов операционных систем Symbian EPOC, Microsoft Windows CE и Palm OS. Это активизирует процесс интеграции КПК с сотовыми телефонами, причем инициатива исходит именно со стороны производителей компьютеров. В ближайшее время нас ждет появление целого “зоопарка” новых устройств, которые готовят как разработчики КПК, так и создатели сотовых телефонов. У этих устройств будут более широкие возможности, пользоваться ими станет проще, да и цена их уменьшится. В результате они постепенно перейдут в разряд потребительских товаров.

Во-вторых, выход новых операционных систем Microsoft Pocket PC (Windows CE 3.0) и Windows for Handheld PC 2000 и объявление этой компанией о разработке (а не о переносе!!) под эти ОС новых программ. Это должно активизировать конкурентную борьбу среди разработчиков ОС и среди прикладных программистов, что позволит существенно улучшить возможности карманных компьютеров.

Затем, выход (точнее - возвращение) на рынок КПК фирмы Sony. Это событие еще раз подчеркивает, что карманные компьютеры постепенно становятся массовым товаром с широким спектром возможностей.

И наконец, появление новых мобильных технологий передачи данных (GPRS, WAP, Bluetooth и др.). Их развитие будет способствовать созданию целого класса новых услуг с использованием мобильного Интернета.

На российском рынке я бы отметил две тенденции. Первая - это активизация производителей КПК в России. Особенно хочется подчеркнуть, что активность проявляют и производители промышленных КПК - Symbol Technologies (через компанию “Пилот”), TRG Pro (через Management Services Group), Husky, Casio (через “Электон”).

Кроме того, новейшие модели КПК теперь быстро становятся доступны в нашей стране - сейчас здесь представлены практически все новинки. Это говорит как о возросшей активности российских продавцов, так и о росте готовности компьютерного рынка к КПК.

PC Week: Какие тенденции в области технологий КПК вы считаете определяющими?

А. Ф.: В первую очередь это развитие современных беспроводных технологий и их интеграция с КПК - все это поднимает карманные компьютеры на совершенно новый уровень работы с данными “в поле”. Также важно отметить совершенствование процессоров для КПК. С выходом новых версий StrongARM и MIPS существенно повышается быстродействие карманных компьютеров, что позволяет реализовать в них новые, уникальные даже для настольных ПК возможности. И, наконец, в сферу КПК пришли новые технологии памяти (например IBM Microdrive), которые дают возможность хранить огромные массивы данных в этих крошечных устройствах.

Д. Х.: Очевидна эволюция КПК в сторону развития функций коммуникации. Palm и Handspring уже показывают GSM-модули, превращающие компьютеры в телефоны. Многие сотовые трубки также получают функции развитого органайзера, Интернет-терминала и почтового клиента.

Ожидается появление какого-то чудо-симбиоза Cassiopeia с трубкой Siemens; любопытно, что получится. Увеличивается число клонмейкеров под Palm OS. С очень интересным устройством Clie/ выходит на этот рынок Sony. Учитывая маркетинговую мощь этой компании, можно ожидать впечатляющих результатов.

Можно увидеть и другие, менее заметные тенденции: видимо, умирает направление субноутбуков с Windows CE. “Последний из могикан”, Hewlett-Packard, прекратила производство модели Jornada 820. Нечто похожее сейчас выпускает только Hitachi, но это планшеты со всеми своими плюсами и минусами.

PC Week: Конкурентная борьба КПК разных типов в России привлекает внимание многих пользователей. Располагаете ли вы данными о динамике распределения продаж по платформам?

Д. Х.: Специально для тех, кого интересует этот вопрос, мы в августе сего года начали регулярно публиковать относительную статистику продаж различных устройств на сайте www.hpc.ru. Расклад здесь довольно стабильный и меняется не быстро: около 60% рынка принадлежит Palm и его клонам, 21% - бесклавиатурным Windows CE-устройствам (практически все они производства Casio), 14% - Psion, 5% - клавиатурным Windows CE устройствам (все - от Hewlett-Packard). Мы полагаем, что эти данные довольно точно описывают общую структуру российского спроса. Зарубежные источники отводят платформе Palm гораздо большую долю - вплоть до 90%, но наши данные этого не подтверждают.

А. Ф.: Точные данные я могу привести только по продажам в нашей фирме. В последние полгода распределение было следующим: Palm - 38%, Windows CE - 49% (бесклавиатурные модели - 42%, клавиатурные - 7%), Psion - 12%, другие - 1%.

Поскольку я имею большой опыт работы на отечественном рынке КПК, возьмусь дать приблизительные оценки соотношения продаж различных платформ в России, исходя из официальных данных производителей и продавцов, а также мнений экспертов: Palm - 46%, Windows CE - 32%, Psion - 20%, другие - 2%.

PC Week: В чем вы видите основные проблемы и главные перспективы розничного и корпоративного рынков КПК в России?

А. Ф.: Розничный рынок переживает сейчас достаточно бурный рост - карманные компьютеры продаются во всех крупных компьютерных салонах, на компьютерных рынках и даже в небольших магазинах. Постоянно открываются торговые точки в больших универсальных магазинах. КПК продаются практически во всех Интернет-магазинах, предлагающих компьютеры, на Интернет-аукционах, в салонах сотовой связи+ И этот список можно продолжить. Так что перспективы самые радужные - ожидается, что за квартал розничные продажи увеличатся минимум на 30%.

Из проблем розничного рынка я бы выделил невысокий уровень подготовки продавцов. Все-таки карманные компьютеры - технически достаточно сложные устройства и требуют определенной квалификации продавцов, умения организовать взаимодействие КПК с сотовым телефоном, принтером, настольным компьютером, локальной сетью и т. п.

Рынок корпоративный только зарождается. Хотя решения на основе КПК присутствуют на российском рынке достаточно давно, массовое применение их в корпоративном секторе только начинается.

Основные проблемы этого сегмента рынка - отсутствие действительно отработанных решений. Готовых решений мало, да и спрос на них возникает в вертикальных отраслях, для которых российских разработок пока не существует. Но есть благоприятная тенденция - в России растет армия разработчиков программного обеспечения для КПК и она уже активно включилась в процесс создания законченных решений. Прогноз в этом сегменте оптимистичный - темп роста корпоративных продаж будет существенно превышать темпы роста розничного рынка.

Д. Х.: Корпоративный рынок в России находится в состоянии бурного роста из зачаточного состояния. Пока он поглощает не более 10% продаваемых устройств. В то же время работа с корпоративным заказчиком требует гораздо большего внимания, поддержки, дополнительных усилий разработчиков. Кроме того, требуется серьезная помощь вендоров, иначе возможны конфузы. Например, мы обеспечили отдел новостей одной крупной еженедельной газеты субноутбуками Jornada 820 и средствами мобильной передачи информации в редакцию. И вдруг HP прекращает производство этой модели, нам приходится искать другие варианты, переучивать людей, заказчик обоснованно обижается... Все чаще поступают заказы от компаний, которые занимаются массированным сбором данных “в поле”, т. е. на улице, в магазинах, в транспорте. Для них наиболее удобны устройства типа Psion WorkAbout и Handspring Visor. Недавно мы поставили Cassiopeia перегонщикам автомобилей из Германии, которые хотели иметь за границей под рукой мобильный Интернет. Довольно редко попадаются компании, которые решаются оснастить своих сотрудников КПК для повышения производительности труда, мобильного доступа в корпоративную сеть и т. д. Такие заказчики есть, но их единицы.

PC Week: Поддержка пользователей - важный компонент работы поставщика на рынке. Какие возможности в этой сфере предоставляют вам современные Интернет-технологии?

Д. Х.: Наша длительная работа на рынке КПК показала, что ключевым условием успеха является качественная поддержка пользователей. А дело это совсем не простое. Например, легальный пользователь Windows 98 может позвонить в московский офис Microsoft и получить нужную консультацию. А попробуйте спросить у них что-нибудь, представившись пользователем Windows CE! Ответ будет неутешительным. Microsoft не хочет поддерживать этот продукт, как будто она здесь ни при чем. Другие вендоры также в большинстве случаев не имеют служб поддержки в России. Поэтому мы решили создать для пользователей КПК информационный Интернет-проект www.hPC.ru. В разделе “Конференции” этого сайта идет постоянное общение и обмен опытом. Здесь специалисты, разработчики, а также владельцы карманных устройств совместными усилиями решают практически любые проблемы. Кроме того, на сайте регулярно публикуются новости и обзоры. К сожалению, у пользователя не всегда есть возможность подержать в руках то или иное устройство. В этом случае хороший обзор - лучший источник информации. В скором времени будет открыт еще один очень интересный раздел, в котором будут собраны лучшие программы российских (и не только) разработчиков. Мы уверены, что подобный ресурс поможет пользователям повысить эффективность работы с КПК.

А. Ф.: Продвижение на рынок таких технически сложных устройств требует высокопрофессиональной информационной и технической поддержки, поэтому кроме традиционной службы технического обслуживания мы создали специализированный Интернет-ресурс “Зоопарк ручных компьютеров” (www.handy.ru). Здесь большой поток новостей, идущий по многочисленным информационным каналам, проходит некий “фильтр”, т. е. перерабатывается с учетом огромного опыта и знаний людей, работающих на российском рынке карманных устройств практически с момента его возникновения. В результате читатели могут не просто экономить свое время, имея оперативный доступ к основным новостям, но и получать все материалы в наиболее оптимальном виде. На сайте собрана уникальная по объему и содержанию подборка обзоров и статей, посвященных новейшим технологиям (больше 200 публикаций). Для решения конкретных вопросов существует конференция, где на вопросы пользователей отвечают как специалисты “Электона”, так и “продвинутые” пользователи. Детальную информацию дает каталог карманных и ручных компьютеров. Дальнейшее развитие ресурса мы связываем с расширением охвата различных категорий мобильных устройств и предоставлением через сайт разнообразных онлайновых услуг.

Версия для печати