Телекоммуникации, сервис и аутсорсинг овладели умами финансистов
Процессы, происходящие вокруг “российского сегмента Интернета”, или, как его принято называть, Рунета, тесно скоррелированы с ситуацией на Западе. Как и там, шквал вложений в российские Интернет-проекты (начавшийся прошлой зимой с покупки группы проектов Rambler и “оЗон”) сходит на нет. Блеск в глазах инвесторов в марте этого года (боялись “не успеть”) несколько потускнел, но все же погас не совсем (см. статью “Инвестиционный спад в Интернете” на с. 28).
Если перспективы Интернет-бизнеса неоднозначны даже в США, то что его ждет в России с ее слаборазвитой экономикой? Очевидно, что нет экспоненциального роста числа пользователей Рунета, а есть медленный линейный рост и все предпосылки к тому, что ничего в этом плане, по крайней мере в ближайшее время, не изменится. Практически все крупные проекты скуплены, а более мелкие требуют столь больших усилий на опеку и “выращивание”, что обоснованность таких приобретений все чаще ставится под сомнение - проще начать с нуля. Опять же сколько однотипных контентных проектов может выдержать аудитория в 2-3 млн. человек? Даже если предположить, что рынок Интернет-рекламы действительно вырастет до 10-15 млн. долл. в следующем году.
Также несмотря на то, что инвесторы пытаются контролировать российские проекты, выдавая им деньги порциями, Интернет-компании, как и их западные аналоги, умудряются эти средства прожигать довольно примитивными способами: организуя гигантские стенды на выставках, размещая невнятную рекламу на ТВ, спонсируя развлекательные телепередачи, наращивая сервисы своих сайтов и не заботясь при этом о перспективах их окупаемости, да и просто увеличивая число своих сотрудников и размер их зарплаты до астрономических величин.
Появились уже и первые печальные результаты подобного “управления”. Например, компания CyberPlat.com, поддерживающая одноименный платежный Интернет-шлюз, планировала найти стратегического инвестора, но столкнулась с массовым оттоком своих руководящих кадров.
Другие, более дальновидные компании начали оптимизацию затрат. В октябре фирма NetBridge, развивающая такие проекты, как самый крупный в России Интернет-аукцион Molotok.ru, из 120 своих сотрудников уволила человек десять и перевела на дистанционный режим работы около сорока, а также переехала в более дешевый офис. По словам Юлии Сигуновой, менеджера по маркетингу NetBridge, компания сделала упреждающий шаг, не дожидаясь возможных неприятностей. “Насколько мы знаем, подобные действия готовят и другие российские Интернет-компании. Общая ситуация в мире всем известна, просто мы задумались над ней раньше других”.
Однако есть и положительные примеры бизнеса в Рунете: холдинг eHouse заявил, что обороты его Интернет-магазинов составили за 9 месяцев 2000 г. 10 млн. долл.; “оЗон” недавно сообщил о том, что достигнет в этом году оборота 1,5 млн. долл.; холдинг “РосБизнесКонсалтинг” информирует о доходах от Интернет-рекламы на сумму 3 млн. долл. и от подписки - 2 млн. долл.; представители Port.ru также говорят о миллионных оборотах, а сервисная компания AIMSystems, входящая в состав корпорации ARRAVA Internet Management, заявила, что ее оборот за первые три месяца существования составил 250 тыс. долл. - столь высокий темп достигнут за счет трех удачных проектов в нефтегазовой области.
Это, конечно, вдохновляет инвесторов вкладывать деньги и дальше. Появилась, например, компания “Спутник-Технологии”, собирающаяся инвестировать в телекоммуникационный бизнес, проданы пакеты акций сайтов StockAccess.com и Rusoil.ru, а ru-Net Holdings получил заключительный транш инвестиций в размере 10,5 млн. долл., открылось и множество новых сайтов. Однако при этом прослеживается некоторое смещение приоритетов в сторону “выращивания” новых видов бизнеса с нуля, а также инвестирования в сервисные (а не контентные) проекты, желательно с экспортными возможностями.
Ведущие российские бизнесмены, инвесторы и руководители Интернет-компаний высказывались по этому поводу на двух мероприятиях, посвященных инвестициям в Рунете: на семинаре, проходившем в рамках выставки Internetcom’2000, и конференции “Инвестиции в развивающийся технологический рынок России”, организованной в Москве в конце октября фирмами Sachs и Bloomberg.
Мысли вслух
По мнению Салавата Резбаева, управляющего партнера инвестиционной компании “Веста-Евразия” (дочерняя структура фонда Sun Capital), приобретшей в сентябре студию Web-дизайна V6, имеет смысл вкладываться в услуги менеджмента и консалтинга в сфере ЭБ, в компании, создающие интегрированные Интернет-решения, в оффшорное программирование, экспортные предприятия и связанный с ними бизнес.
“Веста-Евразия” не будет инвестировать в B2C-порталы, так как инфраструктура доступа в Интернет неразвита, да и аудитория невелика. Среди позитивных сторон российской экономики компания видит обилие технических специалистов, среди отрицательных - недостаток менеджеров проектов. Позиционируя себя как Value-added reseller, она собирается помогать приобретенным ею фирмам выстраивать бизнес.
Дэвид Херн (David Herne), управляющий фонда Brunswick Capital Management, полагает, что имеет смысл вкладываться в российский телекоммуникационный рынок, поскольку у него есть потенциал роста. Однако, по его мнению, лучшие компании сегодня недоступны для инвестиций, а те, что все-таки доступны, недешевы. Плохо и то, что телекоммуникации - лишь малая часть российской экономики, в отличие от экономики развитых стран. Кроме того, на открытом рынке котируется слишком малая доля от общего числа акций российских фирм, что приводит к резким перепадам цен на эти акции, существенно превышающим по относительной амплитуде колебания индекса NASDAQ. “Но инвестировать все равно нужно, ведь вложения необходимо диверсифицировать”, - говорит г-н Херн.
Президент телекоммуникационной компании “Голден Телеком” Стюарт Рейх (Stewart Reich) считает перспективными вложения во все виды Интернет-услуг: услуги Web-хостинга, дизайна, консалтинга, ASP (Application Service Provider), доступа в Интернет. Его компания приобрела в этом году ряд проектов, включая “Инфоарт”, Aport.ru, Atrus.ru, и будет интегрировать их в горизонтальный портал. Также “Голден Телеком” намерен создавать вертикальные контентные порталы и предлагать услуги электронной коммерции.
Майкл Калви (Michael Calvey), управляющий партнер Baring Vostok Capital, одной из родительских структур компании ru-Net Holdings (инвестора Ozon.ru, Yandex.ru и iXlelerator.com), полагает, что сейчас - лучшее время для инвестиций в Россию за последние 10 лет. Перспективными объектами для вложений он считает компании, занимающиеся производством ПО и аутсорсингом услуг ИТ, а также фирмы - поставщики инфраструктуры (в ближайшее время фонд проведет второй и третий раунды вложений средств в них). При этом, по его оценке, число российских компаний, акции которых можно будет сбыть на бирже или с выгодой перепродать международным игрокам, совсем не велико.
А вот какими идеями руководствуется Baring Vostok при выборе объектов для инвестиций: вложение в людей, а не hard assets, контроль расходования средств и постепенное, а не единовременное их вложение. Похожего, но несколько отличного подхода придерживается фонд Delta Capital, инвестор компании Port.ru. “Фонд рассматривает бизнес, а не идеи, - говорит его управляющий Виталий Белик. - Нас интересует, как модель предприятия будет генерировать доход. Мы обращаем внимание не на конкретных людей, а на механизм их подбора, ищем хороших менеджеров с продуманными идеями”.
Группа “Спутник”, по словам ее директора по инвестициям Сергея Рубцова, будет вкладывать деньги в B2B-интеграторов и консультантов, в торговые площадки B2B, производителей ПО. В ближайшие годы г-н Рубцов ожидает роста рынка интеграции (сейчас он составляет 320 млн. долл.) и B2B-коммерции в десятки раз, однако предсказывает, что “обостренное чувство независимости помешает вертикальным торговым площадкам сотрудничать и они постепенно угаснут, зато горизонтальные B2B-площадки будут процветать”. Развитию электронного бизнеса будут мешать также неэффективные бартерные отношения, избыточное число посредников, работа экономики, построенная на личных связях, малое число внедрений ERP-систем и отсутствие прозрачности бизнеса.
Аутсорсинг и еще раз аутсорсинг
Как нетрудно заметить, значительное число инвесторов говорят о желании вкладываться в компании, специализирующиеся на экспорте услуг по написанию ПО, - бизнесе, иначе называемом оффшорным программированием. Это вообще наиболее популярная тема последнего времени.
Множество российских компаний и просто групп программистов и дизайнеров уже годами занимаются этой формой бизнеса, правда, не слишком ее афишируя. Наиболее известными игроками на данном поле являются питерская фирма “Рексофт”, Luxoft (дочерняя структура холдинга IBS), DataArt Ent. (родитель Port.ru) и подмосковная Agava (г. Долгопрудный). Заявили о намерении предоставлять оффшорные услуги “Веста-Евразия” (купившая V6), A. Partners и Actis Systems, открывшая недавно совместно с австрийским инвестиционным фондом Red Stars подразделение в Вене, которое займется поиском заказов.
Кроме того, ряд западных компаний имеют в России подразделения по разработке ПО. К их числу относится, например, фирма OpenPages, создающая ПО электронной коммерции и управления Web-сайтами, и TerraLink, владелицей которой является Эстер Дайсон. А компании “Элвис+”, “Эльбрус-2000” и ряд групп из Новосибирска и Сарова работали по контрактам с такими гигантами, как Sun, Intel и т. п.
По мнению Дмитрия Лощинина, управляющего директора фирмы Luxoft, Россия отличается рядом особенностей, дающих ей определенные преимущества на рынке оффшорных услуг: сильные программисты, наличие людей с систематическим образованием и абстрактным типом мышления, что очень важно для креативных работ (здесь мы лучше индийцев), наличие традиции научно-исследовательских работ (НИР).
С другой стороны, наши люди разговаривают с заказчиком на разных языках, в компаниях не поставлена стандартизация работ (поэтому большая компания зачастую становится неуправляемой), плохо налажено глобальное присутствие, нет финансирования и правительственной поддержки (фирмам приходится реинвестировать прибыль и на начальных этапах размер инвестиций превышает размер заработка).
Сейчас штат Luxoft увеличивается на 20 человек в месяц. Ее клиентами являются Boeing, IBM, BMC, но она также пытается стать “порталом” в Россию, т. е. помогать другим фирмам продавать своих программистов и научных специалистов. Фирма активно отдает исполнение заказов в регионы: Минск, Киев, Саров, Новосибирск, Омск. Без регионального развития, по мнению г-на Лощинина, добиться успеха невозможно.
Оффшорный рынок работает как супермаркет: иностранные заказчики приходят сюда только за решением определенной проблемы. Поэтому крайне важно выходить на него с готовыми предложениями для конкретной индустрии. Удачным примером в этом смысле служит американская компания eGAR Technologies (www.egartech.com), разрабатывающая ПО, Web-сайты и Web-приложения для банков, подразделений и корпораций, вовлеченных в торговлю финансовыми инструментами; она производит как собственные продукты, так и заказные. Ее клиентами являются сайты TechRules.com, iVolatility.com, DerivativesStrategy.com и пр. Открытый eGAR офис в России быстро рос, и сейчас в нем сосредоточена основная группа разработчиков и около 80% всего персонала компании (т. е. 100 человек). При этом никаких сторонних инвесторов фирма не привлекала - она всегда развивалась за счет прибыли.
Сооснователь eGAR Жене Иоффе (Gene Ioffe) согласен с тем, что преимущество России - в недорогих и высококвалифицированных технических специалистах. При этом он не считает проблему неумелого управления компаниями сугубо российской. “И на Западе большинство стартапов не имеет отлаженного менеджмента, - заявил он. - Для успеха нужно выбрать область, где чувствуешь, что сможешь стать мировым лидером, сфокусироваться на ней, а затем аккуратно выстраивать бизнес. Большая часть моего времени уходит на построение менеджмента и экспертизу”.
Не только оффшор
Однако у модели оффшорного программирования помимо очевидных плюсов есть и масса минусов. Юрий Аммосов, вице-президент компании Port.ru, указывает на некоторые из них: требуется организация работы без постоянного контакта с заказчиком, спрос на услуги зависит от конъюнктуры на международном рынке, российским компаниям сложно конкурировать с индийскими фирмами (лидерами в этой области) в ценовом плане.
Поэтому софтверным компаниям есть смысл задуматься над другими способами зарабатывания денег. Скажем, вполне реально получать доли в новых проектах (в придачу к деньгам) только за то, чтобы выполнить его несколько дешевле. Подобный способ получения доходов широко распространен среди западных компьютерных фирм. Скажем, Ariba, Commerce One, Computer Associates инвестировали в онлайновые биржи не деньги, а программное обеспечение и услуги. При этом риск мал, но появляется потенциал роста. “eGAR поступала так, когда создавала продукт для одной испанской компании. Теперь эта компания разместила свои акции на бирже, сделала IPO (т. е. Initial Public Offering) и стоит 11 млн. долл.”, - делится своим опытом Жене Иоффе.
Юрий Аммосов предлагает другую модель, которую называет израильско-скандинавской. Ее суть - экспорт конечных продуктов на международный рынок, что позволяет компаниям добиваться максимальной прибавочной стоимости, а также самим создавать новые рынки. Ключевыми в этом подходе являются хороший менеджмент и маркетинг, для чего требуются “лучшие люди”: ветераны ИТ, опытные кадры из других отраслей, западные профессионалы (экспаты). Последних, по мнению Юрия Аммосова, можно заманить не столько большими деньгами, сколько большими пакетами акций. По его оценке, критическая масса, по достижении которой экспаты пойдут к нам табунами, составляет 30-40 человек.
”Агрессивность - главный завет для тех, кто пойдет по израильскому пути, - заявил г-н Аммосов. - Последние 40 лет наша страна живет только за счет торговли нефтью и стала подобием алкоголика, продающего обручальное кольцо матери. Следующего нефтяного кризиса она не переживет. Либо мы начнем экспортировать технологии, либо нам конец”.
Нефтяной отрасли Интернет не нужен
Крупные российские компании прохладно относятся к Web-технологиям. На октябрьской конференции “Инвестиции в развивающийся технологический рынок России” выступил Михаил Ходорковский, президент нефтяной компании “Юкос”. По его мнению, внедрение Интернет-технологий не повысит производительность труда в экономике России, где 40% ВВП генерирует ТЭК, - для этого требуется культурная перестройка. Сеть не нужна большим компаниям, и хотя она критически важна для фирм с оборотом менее 100 млн. долл., имеющих распределенную структуру, число таких компаний мало.
Вот схема примерной экономии, которую получит “Юкос” в результате внедрения Интернет-технологий через один - три года: эксплуатационные расходы уменьшатся на 10 млн. долл. в год; расходы на закупки снизятся еще на 10 млн. долл. в год; экономия на массовом переобучении сотрудников (в “Юкосе” оно проиходит ежегодно) составит 2 млн. долл. в год, контроль за добычей нефти позволит сэкономить 5 млн. долл. в год. Возможно также снижение расходов на организацию торговли месторождениями (правда, для этого необходим соответствующий закон), возможно и удешевление взаимоотношений с клиентами, но для этого нужны изменения инфраструктуры и это вряд ли принесет “Юкосу” много денег.
Итог: уменьшение издержек не превысит 30 млн. долл. в год при ежегодном объеме продаж 7 млрд. долл. Основные расходы нефтяников приходятся на транспортировку, поэтому экономия в 30 млн. долл. их не особо вдохновляет.
Что касается торговли нефтью, то Интернет также мало влияет на нее. “Предложения о торговле нефтью через Интернет опоздали лет на двадцать, - заявил г-н Ходорковский. - Подобные закупки осуществляются по территориальному принципу, и все поставщики и покупатели давно друг друга знают. Что касается закупки оборудования, то большинство заказов осуществляется при непосредственном взаимодействии инженеров "Юкоса" и заводов”.
С другой стороны, он указал на на пользу Сети при построении в России постиндустриального общества. По его словам, Интернет обеспечивает доступность образования, позволяет региональной молодежи избавиться от негативного влияния окружения (“Нужны предприниматели; сейчас их немного, поэтому мало предприятий с небольшими оборотами; эти предприниматели не появляются, так как влияет окружение, говоря "не высовывайтесь"), а стране Интернет дает возможность интеграции в международное сообщество, стимулирует демократические процессы.