Покупки в Интернет-магазинах совершают не более 50 тыс. чел.

C 9 по 10 ноября в Санкт-Петербурге прошла Третья российская конференция по электронной коммерции, организованная фирмой Admin Ltd. (www.admin.spb.ru) при спонсорской поддержке инвестиционной компании “Атон” (www.aton.ru) и питерского представительства юридической компании Baker&McKenzie (www.bakerinfo.com). На конференции выступили представители таких известных фирм, как Actis Systems, eHouse и др.

Александр Козленко, вице-президент компании Actis System (www.actis.ru), считает, что основной тенденцией развития оперативного э-бизнеса в следующем году будет выход на российский рынок крупных международных компаний, располагающих технологиями осуществления B2B- и B2C-решений на базе собственных систем управления предприятиями. Вероятно, это подстегнет процесс объединения и интеграции местных разработчиков в крупные российские или международные консалтинговые и программистские компании, а также уменьшит относительную долю “самопальных” B2B-систем, которые образно были обозначены как “Бивис-to-Батхед”.

Анатолий Шкред, представлявший eHouse (www.ehouse.ru), подчеркнул, что рынок электронной коммерции, по крайней мере в области торговли реальными товарами через Интернет-магазины, уже достаточно развит, хотя имеет относительно небольшую маржу и не столь привлекателен, как казалось раньше. Кроме того, вероятность правильной доставки товара в России по-прежнему “зависит от квадрата расстояния от Москвы”, а невысокая стоимость услуг государственной почты препятствует развитию более эффективных альтернативных служб доставки.

Основными проблемами электронной коммерции в России являются не технологические или юридические (вроде отсутствия закона о цифровой подписи), а низкий платежеспособный спрос и малочисленность Интернет-аудитории. По оценке eHouse, в России общее число пользователей Интернета составляет примерно 2 млн. человек, из них всего лишь 1 млн. использует Сеть в “более-менее благородных целях”, а размер аудитории, реально совершающей покупки в Интернет-магазинах, не превышает 50 тыс. человек. Эта ситуация не зависит от технологического уровня, а определяется в первую очередь макроэкономической ситуацией в стране. Настоящей трагедией российского э-бизнеса, по мнению Анатолия Шкреда, может стать венчурное инвестирование, так как “люди, избалованные чужими деньгами, не научатся эффективно продавать”.

Версия для печати