К сожалению, в русском языке так и не появилось достойного эквивалента емкому английскому термину workflow (в буквальном переводе - поток работ). Поэтому часто в разговорах об автоматизации сего “потока” используют сочетание “системы workflow” (иначе уж больно длинно и коряво получается - системы, автоматизирующие потоки работ). Придется и нам покуда принять эту смесь “английского с нижегородским” за основу, предварительно принеся извинения читателям.

В конце октября в Академии Госслужбы под эгидой компании “Весть-Метатехнология” (www.vest.msk.ru, www.e-office.ru) прошла трехдневная конференция “Логика бизнеса - 2000”, заставившая в очередной раз тщательнее присмотреться и к оптимизации бизнес-процессов, и к индустрии workflow. Развивая серию традиционных регулярных мероприятий, посвященных реформированию российских предприятий, организаторы придали данной конференции международное звучание (пригласив докладчиков с громкими мировыми именами) и Интернет-ориентацию (заострив внимание слушателей на особенностях процессной организации деятельности виртуальных компаний в эпоху электронного бизнеса).

Своими представлениями о “логике бизнеса” в преломлении на workflow-индустрию поделилась со слушателями Лэйна Фишер, исполнительный директор WFMC (Workflow Management Coalition, www.wfmc.org), президент WARIA (Workflow and Reengineering International Assosiation, www.waria.com) и просто обаятельная женщина. На конференции был представлен русскоязычный вариант ее книги “Совершенство на практике”, изданный при участии компании “Весть-Метатехнология”, в котором описаны лучшие проекты последних лет в области управления бизнес-процесссами и workflow. А во время нашей встречи за рамками конференции г-жа Фишер рассказала о деятельности двух возглавляемых ею ассоциаций.

Две грации workflow-индустрии (слева Лэйна Фишер, справа

Мария Каменнова, президент компании “Весть-Метатехнология”)

Системы workflow, существующие на рынке около 15 лет, подразумевают частичную или полную автоматизацию бизнес-процессов, когда документы, информация или задачи передаются от одного участника этого процесса к другому с тем, чтобы он совершил некоторые действия в соответствии с заранее заданным набором правил. Несмотря на внешнюю простоту заложенных в подобные системы принципов, эти программные продукты приобрели огромную популярность как удобные инструменты для групповой работы и получили широкое распространение в мире. Их преимущества заключаются прежде всего в том, что они серьезно упорядочивают деятельность предприятий, позволяя:

- осуществлять контроль за всеми процедурами;

- автоматически распределять и отслеживать прохождение документов или работ (при этом выбирая лучших исполнителей для конкретной задачи, распараллеливая процессы, отдавая первенство приоритетным работам, акцентируя внимание на важных с управленческой точки зрения аспектах и т. п.);

- в итоге улучшить обслуживание клиентов.

Еще одна важная характеристика систем workflow заключается в том, что все они разрабатываются на основе единых стандартов (в первую очередь Workflow XML - WF/XML), утверждаемых упомянутой выше коалицией WFMC, что обеспечивает легкую стыковку подобных продуктов, разработанных разными поставщиками (через интерфейс 4 на представленной схеме). Кроме того, внедрение workflow-систем позволяет предприятиям, где еще не установлены сложные многофункциональные приложения (к примеру, ERP-системы), приобрести опыт первичной автоматизации, разобраться в своих бизнес-процессах и оптимизировать их (иной раз за счет сокращения задействованного персонала), после чего более осмысленно подойти к освоению сложных программных “конструкций”. В то же время особое значение рассматриваемое ПО приобретает в эпоху э-бизнеса, когда для сохранения конкурентоспособности в новых условиях предприятие должно кардинально и в сжатые сроки изменить свои бизнес-процессы.

Референтная модель workflow-автоматизации (утвержденная коалицией WFMC)

Как подчеркивала Лэйна Фишер, технологии workflow демонстрируют сегодня высокий уровень развития, порождая различные виды систем, в том числе:

- наиболее простые ad hoc (для данного случая) или групповые системы, в которых процедуры, как правило, заранее не определены и систему можно очень быстро настроить для каждого конкретного случая;

- высокопроизводительные системы (production systems) - наиболее функционально развитые, рассчитанные на большое число транзакций, включающие многократно повторяющиеся операции. Процедуры в них жестко определены (или предусмотрено небольшое число вариантов их исполнения). Как правило, с помощью систем этой категории можно выводить статистику выполнения различных операций или всего процесса в целом.

Помимо функционального деления workflow-системы принято подразделять на горизонтальные и вертикальные, встроенные (являющиеся частью какого-либо бизнес-приложения) и автономные (способные поддерживать много бизнес-приложений одновременно).

Единство понимания базисных терминов и связей среди всех игроков workflow-рынка обеспечивает коалиция WFMC, насчитывающая сотни постоянных участников. Ее членами являются и SAP, и Oracle, и целый ряд других гигантов софтверной индустрии. WFMC имеет “узаконенную” workflow-модель (см. схему), общий глоссарий, постоянно развиваемые стандарты, действующие комитеты и подкомитеты, специализированные информационные каналы, методическую литературу и прочие элементы, которые свойственны органу, формирующему представления широких масс в определенной области. Его влияние уже распространилось и на нашу страну: фирма “Весть-Метатехнология”, распрастраняющая систему Staffware, стала первым и пока единственным российским членом WFMC.

Workflow-прогнозы

По прогнозам Gartner Group, годовой доход по всем документным технологиям возрастет с 13,2 млрд. долл. в 1998 г. до 41,6 млрд. долл. в 2000-м, при этом среднегодовой темп роста данной индустрии составит 26%.