Владимир Дрожжинов, Александр Штрик

     Есть много, друг Горацио, на свете, что и не снилось нашим мудрецам.

     У. Шекспир. Гамлет

Слабо, очень слабо мы знаем международные организации, в которых участвует Российская Федерация. Ну, к примеру, кто слышал о том, что она состоит в организации “Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество” (APEC - Asia Pacific Economic Cooperation, http://www.apcesec.org.sg/)? Кроме России в нее входят Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Южная Корея, Япония. Очень неплохая разношерстная компания: есть здесь развивающиеся страны, всего одна страна с переходной экономикой (отгадайте, какая), развитые страны и одна сверхдержава.

В 1998 г. АРЕС поручила компании PriceWaterhouseCoopers (PWC) - везет же некоторым - провести исследование на тему: как распространяется, развивается и используется электронная коммерция в малых и средних предприятиях (МСП) стран-членов АРЕС. Компании этой категории численно составляют самую большую часть игроков на поле электронной коммерции типа B2B. И те из них, кто активно использует технологию электронной коммерции, имеют значительные конкурентные преимущества. Большие и транснациональные компании, реализующие B2B-стратегию, очень часто вовлекают МСП в свои цепочки поставок.

Согласно статистике, в регионе, охваченном APEC, насчитывается свыше 40 млн. МСП, которые составляют свыше 95% всех предприятий. Они обеспечивают занятость около 84% всей наличной рабочей силы региона и производят от 30 до 60% ВНП, а их продукция составляет свыше 35% всего экспорта.

Результаты исследования были опубликованы осенью 1999 г. (http://www.apecsec.org.sg/pubs/freepubs.html#1999). И хотя они касались и России, никто в нашей стране не продемонстрировал до сих пор знание соответствующих данных, включая и депутатов Госдумы, активно развивающих в последние месяцы текущего года законотворческую деятельность по э-коммерции и Интернету. Впрочем, а что знают российские налогоплательщики об исследованиях, проводимых на их деньги в международных организациях, членом которых является Российская Федерация?

Определения

Сегодня в международных организациях применяется несколько определений электронной коммерции. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) определяет электронную коммерцию как “бизнес, поддерживаемый через открытые сети, такие, как Интернет, и не находящиеся в частной собственности”. Но специалисты АРЕС затуманивают понятие и считают, что “имеется несколько различных уровней вовлеченности в электронную коммерцию, которые требуют различных уровней развитости телекоммуникационной инфраструктуры и привлечения инвестиций различных размеров. Поэтому электронная коммерция - это деятельность, охватывающая широкий диапазон коммерческих отношений”.

В исследовании PWC электронная коммерция определена как “использование компьютерных и электронных сетей для ведения бизнеса через Интернет или через любые другие электронные сети”. В этом определении термин “бизнес” означает все виды коммерческой деятельности, генерирующие прибыль для фирм-поставщиков и фирм-потребителей. Такое широкое определение электронной коммерции близко к понятию “электронный бизнес”, которое используется компанией PWC и другими игроками для обозначения потребительской ценности (value), которую добавляет применение электронных сетей продуктам внешних и внутренних бизнес-процессов коммерческих организаций.

Определение “малые и средние предприятия” значительно варьируется среди стран-членов АРЕС. Принятое в контексте настоящего исследования, оно базируется на количестве работающего персонала, и к МСП отнесены фирмы, в которых число сотрудников не превышает 500 человек. Это определение совершенно не соответствует российскому законодательству, где к малым предприятиям, в зависимости от сферы деятельности, отнесены компании с числом работающих 50-150 человек. Понятие средних, как, впрочем, и больших предприятий, вообще в России не легитимизировано.

В исследовании применяется и более тонкая грануляция МСП: к микрофирмам отнесены структуры, имеющие от 1 до 19 сотрудников; к малым фирмам - от 20 до 99 и к средним фирмам - от 100 до 500.

Одной из особенностей АРЕС является очень большое различие в уровне экономического и социального развития входящих в нее стран. Поэтому в настоящем исследовании различаются две группы ее членов: страны, у которых показатель ВНП на душу населения превышает 10 000 долл. в год (они именуются ниже странами с высоким удельным ВНП), и страны, у которых этот показатель ниже 5000 долл. (страны с низким удельным ВНП). Подобная классификация стран, основанная на статистических показателях, определяемых Всемирным банком, была выбрана в связи с тем, что она сильно коррелирована с другими ключевыми индикаторами, отражающими значительное различие в удельных показателях информационной оснащенности стран-членов АРЕС. Эти индикаторы включают в себя, в частности, компьютерную оснащенность, оснащенность телефонными линиями и Интернет-хостами. Именно они являются определяющими при оценке уровня понимания и использования электронной коммерции в каждой конкретной стране (см. табл. 1.).

Таблица 1. Удельный ВНП и показатели удельной оснащенности

информационной инфраструктуры в странах-членах АРЕС

В исследовании PWC используется следующая классификация МСП по доступным им возможностям применения инструментов электронной коммерции (от менее развитых к более развитым возможностям):

1. МСП, обладающие очень ограниченными онлайновыми возможностями или вообще их не имеющие.

2. МСП, имеющие веб-сайт, но не располагающие возможностями э-коммерции.

3. МСП, обладающие возможностями получать на своем веб-сайте запросы на предоставление услуг потребителям и способные сами предоставлять эти услуги;

4. МСП, имеющие возможность на своих веб-сайтах проводить полноценные коммерческие транзакции и принимать платежи.

С тем чтобы не усложнять исследование, все обследуемые МСП разделены только на две категории: фирмы с неразвитыми возможностями электронной коммерции (1 и 2 классы МСП) и фирмы с развитыми возможностями электронной коммерции (3 и 4 классы МСП).

Согласно методике исследования, цикл перехода МСП на технологию электронной коммерции состоит из пяти этапов.

1. Осознание руководством МСП потенциальных возможностей и преимуществ, предоставляемых электронной коммерцией, например таких, как улучшенный доступ к международному рынку; главная задача данного этапа состоит в максимизации выигрыша от использования электронной коммерции.

2. МСП, исходя из представления своего руководства о преимуществах э-коммерции, а также в зависимости от доступных ресурсов, начинают развивать информационную составляющую электронной коммерции и, в первую очередь, прибегают к услугам электронной почты и поиску коммерческой информации во Всемирной паутине.

3. По мере того как МСП начинают использовать электронную коммерцию, они сталкиваются с различными препятствиями, не позволяющими реализовать весь ее потенциал. Это и неудовлетворительная телекоммуникационная инфраструктура, и отставание собственных средств МСП для ведения электронной коммерции от соответствующих средств их бизнес-партнеров, и высокая стоимость доступа в Интернет или низкое качество предлагаемого доступа. В результате на третьем этапе в основном происходит устранение препятствий, иногда и за счет сокращения выигрыша от э-коммерции.

4. Накопленный практический опыт, достигнутый уровень осознания получаемых преимуществ и выгод, а также характер влияния препятствий на распространение электронной коммерции позволяет МСП вырабатывать рациональные подходы и методы по преодолению их, в том числе и с помощью государственных мероприятий по стимулированию распространения электронной коммерции. К последним в основном относится создание или совершенствование правовой базы, а также улучшение качества используемых телекоммуникационных систем.

5. Все предыдущие стадии в рассмотренном цикле перехода к электронной коммерции создают исчерпывающие условия для получения ожидаемой выгоды при осуществлении реальной бизнес-деятельности МСП. При этом самое главное достигнутое преимущество связано с получением доступа к глобальной информации и с возможностью выхода МСП на новые рынки, в том числе на мировой.

Рис.1. Распределение респондентов из стран с

низким удельным ВНП по секторам экономики

Состав респондентов

Результаты исследования представлены по четырем различным профилям (срезам) МСП, составленным по соответствующим опросным листам: по странам; по секторам экономики; по размерам МСП; по состоянию развитости доступных для МСП возможностей электронной коммерции. Данные по каждому из этих профилей приводятся отдельно для стран с низким и с высоким удельным ВНП. Нас, естественно, в первую очередь интересуют данные по странам с низким удельным ВНП, поскольку к ним относится и Россия.

Рис. 2. Распределение респондентов из стран с низким

уровнем ВНП по размерам представляемых ими фирм

В опросе наиболее активное участие приняли МСП из Таиланда, Китая, России и Малайзии; в числе среднеактивных - Перу и Филиппины. Среди респондентов (рис. 1) представлены все основные секторы экономики. При этом отрасль, обозначенная как мореходство, включает в себя грузовые и пассажирские перевозки, а также хранение грузов на складах; коммуникации охватывают телекоммуникации, развлечения, СМИ и рекламу; торговля и маркетинг подразумевают розничную и оптовую торговлю, а также дистрибуцию; консалтинг подразделяется на инженерный и на бизнес-консалтинг. Все остальные, не обозначенные, отрасли экономики вошли в категорию других, которая составила около 16% респондентов (рис. 2, рис. 3).

Рис. 3. Распределение респондентов из стран с низким

уровнем ВНП по доступным им функциональным

возможностям средств электронной коммерции

Возможности и выгоды электронной коммерции для МСП

Потенциальные возможности и выгоды электронной коммерции для МСП включают в себя: упрочение отношений с потребителями, освоение новых рынков, оптимизацию бизнес-процессов, уменьшение стоимости и повышение качества поставляемых продуктов и услуг, расширение знаний о бизнесе, привлечение инвестиций, создание новых видов продуктов и услуг. Повышение своей осведомленности, а также степени понимания этих и других появляющихся возможностей и достигаемых преимуществ является важнейшим средством для дальнейшего развития и улучшения использования электронной коммерции среди МСП. Во всех странах для подавляющего большинства МСП электронная коммерция сулит неограниченные возможности в таких областях, традиционно проблемных для МПС, как доступ к новым рынкам, сбор и распространение информации в широких, в том числе и в международных, масштабах и ряд других.

В то же время для некоторых МСП электронная коммерция пока еще остается “навязчивым хитом” средств массовой информации и, с их точки зрения, она мало значима для их деятельности. Например, некоторые респонденты в Мексике отмечают, что одним из главных факторов, препятствующих внедрению электронной коммерции среди мексиканских МСП, является то, что они не имеют представления о тех потенциальных выгодах, которые электронная коммерция в состоянии реализовать в их бизнесе. Поэтому повышение осведомленности в вопросах понимания этих выгод и позитивный опыт ее использования передовыми МСП может значительно повлиять на появление интереса, а затем и потребности во внедрении электронной коммерции в своей бизнес-практике.

Многие МСП отмечают, что усиливающаяся конкуренция и расширение потребительских ожиданий являются важным фактором, серьезно воздействующим на необходимость применения растущих возможностей электронной коммерции в своей практике. Боязнь конкурентов, добивающихся преимуществ через электронную коммерцию, или улучшение имиджа своей компании путем предоставления более качественного сервиса во многих случаях служит сильным стимулом к развитию функциональных возможностей электронной коммерции. МСП также часто упоминают то обстоятельство, что электронная коммерция дает им возможность эффективно противостоять более крупным и солидным фирмам на новых и труднопредсказуемых рынках. Нередко МСП предполагают, что распространение Интернета и других электронных сетей приведет к появлению большого сообщества более требовательных потребителей. Речь может идти, например, о круглосуточном обслуживании или доступе к информации о продуктах, об ужесточении требований к срокам удовлетворения своих информационных потребностей и т. д.

В некоторых странах МСП отмечали важную роль правительств в содействии процессу внедрения электронной коммерции. Например, респонденты в Сингапуре считают, что электронная коммерция в сингапурских МСП продвигается полностью силами правительства. В частности, правительством разработаны мастер-план и серия инициатив, чтобы добиться ускоренного ее продвижения. Среди этих инициатив, например, принятие регламентирующих “киберзаконов” и предоставление грантов, поддерживающих распространение и развитие электронной коммерции в местных фирмах, а также налоговые льготы для иностранных компаний, которые используют Сингапур в качестве базы при организации своей деятельности в области электронной коммерции в Азии. Кроме того, респонденты отмечают, что правительственные органы предпринимают серьезные координирующие усилия в сингапурском регионе. Учебные институты организовали два политехнических курса по электронной коммерции и, кроме того, сформирован центр, призванный проводить исследование и руководство развитием э-коммерции в промышленности.

Рассматривая электронную коммерцию в качестве приоритетного направления, правительства тем самым активно содействуют ее распространению как эффективного способа улучшить конкурентоспособность своих малых и средних фирм и открыть им доступ к новым рынкам.

Привлекательность электронной коммерции для МСП во многом зависит от их восприятия ее возможностей и выгод и соответствия этих возможностей потребностям бизнеса. Как показано на рис. 4, большинство МСП, участвовавших в настоящем исследовании, учитывают те потенциальные преимущества, которые предоставляет их бизнесу электронная коммерция.

Рис. 4. Шкала потенциальных преимуществ

использования электронной коммерции в МСП

Градация их следующая:

- ориентированные на потребителя услуги и обмен информацией - наиболее важное преимущество;

- улучшение имиджа компании и увеличение конкурентных позиций - очень важное преимущество;

- использование электронной коммерции для выхода на международные рынки - важно, но не для всех фирм;

- увеличение доходов и сокращение затрат благодаря переходу на электронную коммерцию - представляет определенную важность.

В табл. 2 показано, каким образом распределяются приоритеты выгодности использования электронной коммерции в зависимости от принадлежности МСП к той или иной группе стран и состояния развитости возможностей ведения э-коммерции.

Таблица 2. Мнения респондентов о важности выгод от использования

ЭК в зависимости от категорий МСП и страны его местонахождения

Препятствия для распространения электронной коммерции

МСП, участвующие в исследовании, определили шкалу серьезности существующих барьеров с учетом важности потенциальных выигрышей. Процент участников, воспринимающих различные барьеры как очень серьезные составляет около одной четверти; процент участников, которые определяли различные потенциальные выигрыши от электронной коммерции как очень важные, составляет примерно половину. При этом особо отмечается, что среди участников исследования большинство являются давними пользователями электронной коммерции.

Рис. 5. Основные барьеры для использования электронной коммерции МСП *

*) здесь: ТК-телекоммуникационный

Как показано на рис. 5, к наиболее серьезным барьерам, препятствующим широкому распространению электронной коммерции среди МСП стран-членов АРЕС, относятся следующие:

- низкий уровень использования электронной коммерции потребителями и поставщиками;

- проблемы безопасности электронной коммерции;

- наличие правовых проблем и проблем ответственности;

- высокая стоимость компьютерных и сетевых технологий;

- ограниченные знания в области моделей и технологий электронного бизнеса;

- неуверенность компаний в возможности выигрыша от использования электронной коммерции;

- неадекватность качества телекоммуникационного сервиса для электронной коммерции.

В табл. 3 представлены данные о значимости препятствий для использования электронной коммерции в зависимости от принадлежности МСП к той или иной группе.

Таблица 3. Оценка респондентами серьезности препятствий

для ЭК в зависимости от категорий МСП

Меры по внедрению электронной коммерции в МСП

Участниками исследования был предложен ряд мероприятий, направленных на преодоление существующих барьеров и таким образом содействующих более широкому использованию электронной коммерции. Наиболее важные меры, подлежащие принятию на уровне правительства и на других уровнях, представлены на рис. 6.

Рис. 6. Мероприятия, содействующие расширению электронной коммерции среди МСП *

*) здесь: ТК-телекоммуникационный

Полученные результаты показывают, что МСП в странах с низким удельным ВНП в значительной мере убеждены в важности правительственных действий. Они считают, что правительство играет главенствующую роль во многих сферах электронной коммерции, в частности в улучшении телекоммуникационной инфраструктуры, в расширении доступа бизнеса в Интернет и в решении правовых и регулирующих проблем, возникающих при использовании электронной коммерции.

Например, эксперты в Малайзии определили, что правительство играет и в будущем продолжит играть важную роль в руководстве внедрением электронной коммерции среди МСП. Изданием национального регламента по электронной коммерции правительство Малайзии пытается решить такие важные проблемы электронной коммерции, как создание инфраструктуры, обеспечение безопасности, принятие киберзаконов, упорядочение налогового, финансового и торгового регулирования. Кроме того, эксперты считают, что существует растущее воздействие бизнес-сообщества на правительственные органы, работающие совместно с торговыми ассоциациями и частными компаниями в направлении выработки новых инициатив в поддержку внедрения электронной коммерции.

Различия в понимании малыми и средними предприятиями роли правительства, типах и видах его действий в значительно большей степени зависят от уровня экономического развития страны, чем от уровня развития электронной коммерции в фирмах. Приоритетность этих факторов для четырех категорий классификации МСП представлена в табл. 4.

Таблица 4. Распределение приоритетности мероприятий по внедрению

электронной коммерции в зависимости от категорий МСП

Заключение

Исследование, основные рекомендации которого сгруппированы в табл. 5, показало значительно возросший уровень понимания странами-членами АРЕС важности внедрения и использования электронной коммерции на МСП. Выявлены существующие точки зрения и различия в восприятии широким кругом МСП существующих и потенциальных возможностей, выигрышей и имеющихся барьеров для внедрения и использования электронной коммерции. Кроме того, представлено мнение МСП по вопросу о том, какие структуры - правительственные или иные - должны в первую очередь способствовать и стимулировать дальнейшее внедрение электронной коммерции в регионе стран-членов АРЕС.

Таблица 5. Основные рекомендации исследования

Активное участие МСП в настоящем исследовании показало, что во всех странах-членах АРЕС есть малые и средние предприятия, уже давно работающие с электронной коммерцией, а также те, которые проявляют сильный интерес к ее дальнейшему развитию. Эти МСП ожидают, что потенциальные преимущества и выгоды от электронной коммерции значительно перевесят возможные риски и ущерб. Они активно приветствуют вовлечение всех стран-членов АРЕС в процесс создания благоприятных условий и преодоление факторов, препятствующих внедрению электронной коммерции.

C авторами можно связаться по телефону: (095) 723-4418 или по E-mail: sadroz@cityline.ru.