“Биллинг телекоммуникаций-2000”
Формируется новая отрасль индустрии средств связи - производство АСР
Потребность отечественных компаний электросвязи в биллинговых решениях и автоматизированных системах расчетов (АСР) чрезвычайно велика, и в этой области в последние пять лет также делается немало. Масштаб коммерческих предложений АСР на российском телекоммуникационном рынке в какой-то степени отражают цифры, приведенные сотрудницей Минсвязи РФ Тамарой Моисеевой: 90 сертифицированных биллинговых систем (причем две из них предназначены для использования на сетях связи емкостью 5 млн. абонентов и около 30 - тиражируемые).
С полной уверенностью можно говорить о том, что количество производителей АСР превысило то критическое число, которое требуется для формирования отдельного тематического направления, и в стране фактически сложилась новая отрасль индустрии телекоммуникаций. Становится очевидным, что эта сфера уже требует к себе значительно большего внимания Администрации связи и других регулирующих органов, в частности, внедрения системного подхода, формирования и проведения определенной государственной технической политики. Тем не менее до последнего времени в России даже не было организовано ни одного крупного регулярного специализированного мероприятия, отвечающего этим целям.
Ряд участников форума предложил решения, рассчитанные на определенный круг пользователей. Фирма “Навиком” представила АСР “Дельта-С” для операторов сотовой связи, “Корпорация О. С. С.” - биллинг для провайдеров IP-телефонии и поставщиков услуг Интернета и т. д.
Однако основная часть экспонентов сделала упор на разработку широких платформ и комплексных решений. Компания CBOSS продемонстрировала одноименный аппаратно-программный комплекс, включающий системы биллинга, обеспечения продаж, абонентского обслуживания и ряд других услуг.
Фирма “Восточный Ветер” показала автоматическую систему расчета услуг связи и тарификации звонков, систему идентификации и зачисления карт авансовых платежей и ряд других решений, использование которых может обеспечить компании-оператору рост экономических показателей.
Компания МКТС представила сертифицированную интеллектуальную платформу УПАТС DTI-600, обеспечивающую учет переговоров в режиме реального времени, сбор данных для маркетингового анализа, обслуживание предоплаченных телефонных карт и т. д.
Компания “Рексофт” предложила линию продуктов “Барсум” для учета, тарификации и биллинга телекоммуникационного трафика в корпоративных структурах и сетях операторов связи.
Предприятие “Хантымансийскокртелеком” представило АСР “Буеръ-Телесеть”, обеспечивающую консолидированный биллинг по всем услугам оператора связи (местная телефонная связь, мобильные телекоммуникации и персональный радиовызов, Интернет-доступ, ISDN, передача данных, аренда каналов и сооружений связи и т. д.).
Перечень представленных фирмами продуктов можно продолжить и далее. Однако важно отметить и некоторые общие моменты. Форум “Биллинг телекоммуникаций” четко продемонстрировал, что в России много производителей программных продуктов, обеспечивающих поставку на рынок как специализированных АСР (например, для сотовых операторов или для ISP), так и универсальных систем, способных тарифицировать несколько видов трафика и работать в различных сетях. Кроме того, выставка показала, что с ростом требований операторов к функциональным возможностям АСР происходит неизбежное расширение библиотек интерфейсов и соответственно перечня сетевого оборудования, с которым они могут работать. Так что можно говорить не только о количественном росте предложений на рынке, но также и о расширении функциональности и универсальности предлагаемых решений.
Алексей Сабанов: “Форум дал хорошее
представление о современном состоянии
российского рынка биллинговых систем”
Компания “АйТи” анонсировала на форуме АСР “Биллинг АйТи”, предназначенную для автоматизации учета предоставляемых услуг, тарификации, а также расчета начислений и выставления счетов клиентам. В системе предусмотрена возможность адаптации к особенностям функционирования автоматизированного предприятия, к правилам оказания услуг и нормативам. Она также обеспечивает разнообразные формы отчетности и интерфейсы общения с клиентами. АСР “Биллинг АйТи” внедрена в фирме “Газсвязь” и поддерживает более 80 видов различных услуг для десятков тысяч абонентов Московского региона.
Компания “Атлант-Информ” представила универсальную масштабируемую тиражируемую АСР “Атлант”, которая может быть использована операторами, обслуживающими и несколько десятков клиентов, и крупные телекоммуникационные сети. Система может биллинговать практически любые услуги связи (проводную связь, сотовую связь, передачу данных по сетям АТМ и т. д.). Есть решения для ISP. Новинка - коробочный вариант для тех, кто пользуется Интернетом по выделенным каналам (см. PC Week/RE, № 46/2000, с. 32).
АСР “Атлант” способна предоставлять сервис конверсного биллинга, при котором операторы могут обеспечивать своим абонентам услуги нескольких видов связи и выставлять им консолидированные счета. “Система уже внедрена в ЗАО АМТ (Москва), где на ее основе пользователям предоставляются услуги радиосвязи, пейджинга и проводной связи”, - сказал Алексей Сабанов, коммерческий директор “Атлант-Информа”.
Довольно скромным можно назвать участие в форуме зарубежных компаний. Было заметно присутствие Sema Group Telecoms, Amdocs, Telesens KSCL. В частности, Telesens KSCL предложила свои информационно-биллинговые системы, такие, как Jupiter Solutions (модульные масштабируемые решения для конвергентного биллинга услуг связи и межоператорских расчетов, центров абонентского обслуживания и биллинговых бюро) и Exabill Solutions (решения для пост-биллинга, системы факторизации данных по Интернету и Интернет-услугам в корпоративных сетях).
В рамках симпозиума обозначились Nortel Networks и Lucent Technologies, хотя у таких фирм очень много наработок в области биллинговых решений и их опыт был бы чрезвычайно полезен российским компаниям. Например, Lucent способна предложить АСР не только для телекоммуникационных операторов, но и для других сфер деятельности. Буквально накануне форума эта компания подписала глобальное соглашение с British Telecommunications на поставку новейшей версии биллингового комплекса Kenan Arbor. Данное соглашение развивает действие предыдущего и охватывает основные совместные предприятия ВТ по всему миру.
К сожалению, даже отечественных производителей АСР выставка собрала далеко не всех. Причем, судя по проспектам, оргкомитет рассчитывал на участие 150 организаций, а реально их оказалось раза в три меньше. Возможно, из-за отсутствия серьезного интереса со стороны Минсвязи, что не могло не привести к снижению уровня представительности форума.
Региональные АО “Электросвязь”, пожалуй, только сейчас начали осознавать, что изготовленные “на коленке” доморощенные биллинговые поделки не соответствуют новому уровню развития телекоммуникаций и являются определенной преградой для развития бизнеса. Нужны сертифицированные универсальные масштабируемые тиражируемые системы, отвечающие современным требованиям. Некоторые региональные компании уже заказали подобные разработки, другие готовятся к такому шагу.
Для представителей многих из них широкий спектр АСР-предложений на форуме был откровением. Но решиться на подписание контрактов сейчас сложно: “Связьинвест” затеял укрупнение региональных структур, поэтому рекомендации по выбору систем, сделанные даже два года назад, явно устарели; нужны мощные АСР, рассчитанные на пять и более миллионов абонентов. При этом позиция Минсвязи продолжает оставаться неопределенной, свою техническую политику для нового витка телекоммуникационных реформ данное ведомство сформулировать пока не торопится, что отнюдь не способствует развитию деловой активности в этой сфере.
Вместе с тем участники форума в основном расценивают его как позитивное явление. По их мнению, АСР-форум хотя и не достиг некоторых поставленных целей, тем не менее создает особую атмосферу, заметно отличающую его от выставок и конференций общего профиля. “Здесь никому не надо объяснять, что такое биллинг. Сюда приходят специалисты не случайно, а по делу. И все потенциальные клиенты, на внимание которых мы рассчитывали, нашу экспозицию посетили”, - сказали мне на одном из стендов.
“Я считаю этот форум весьма “продвинутым” мероприятием, он дает достаточно полное представление о развитии биллинговых систем в России, и поэтому очень хорошо, что он появился”, - отметила эксперт по маркетингу и развитию представительства компании France Telecom Елена Брехунцова. К этому следует добавить, что данный форум решено сделать ежегодным и сейчас планируется проведение “Биллинга телекоммуникаций-2001”.