Совсем недавно компьютерное сообщество отмечало череду осенних юбилеев, в том числе десятилетие компании “Оптима”. Накануне Нового года главный редактор PC Week/RE Эдуард Пройдаков встретился с ее президентом Валерием Михайловичем Шандаловым.

Валерий Шандалов

     PC WEEK: Как поживает компания “Оптима” сейчас, в конце 2000 года?

Валерий Шандалов: У нас довольно напряженное время - предновогоднее оживление на рынке. Четвертый квартал, как правило, от второго отличается подъемом раза в четыре-пять. Поэтому просто много дел - как раз идет сдача проектов. Два года в силу многих причин мы почти не рассказывали прессе о делах компании. Во-первых, с 1996 г. у нас началась довольно серьезная реструктуризация. Мы практически отказались от дистрибуции, занялись исключительно системной интеграцией во всех ее аспектах. Во-вторых, может быть, мы вообще не очень “шумная” компания. Это не означает - не очень открытая. PR-ная компания и открытая компания, с моей точки зрения, - разные понятия. Мы достаточно легко вступаем в альянсы, у нас много друзей в нашем бизнесе. Сейчас наступило время альянсов, и это совершенно нормально. Наступило время привлечения в проекты фирм-партнеров и отдельных специалистов. Аутсорсинг специалистов именно внутри IT-сообщества - теперь тоже нормальное явление. Группу программистов, группу специалистов другой фирмы просто нанимаешь на какую-то конкретную работу. Классический аутсорсинг, когда мы предоставляем услуги некомпьютерным фирмам, - это отдельное большое направление бизнеса.

     PC WEEK: Это означает, что доверия между фирмами стало больше?

В. Ш.: Да, с одной стороны, доверия стало больше, но с другой - стало больше уверенности. На заре перестройки мы все всего боялись, старались свою поляну оградить, ни, Боже мой, туда кого пустить, ни рассказать, какой у тебя заказчик. Мало было фирм, которые работали уверенно в одной какой-то области. Не секрет, что на нашем рынке много бывших директоров институтов, поднявших собственный бизнес. Им было значительно легче, старт-то все-таки не одинаковый, что там говорить. Большинство, в том числе и мы, начинавшие с одной комнатенки, страшно боялись кого-то пустить в свой бизнес, потому что он был очень неустойчив, мог завалиться от любого дуновения ветерка. Те, кто уверенно и спокойно себя чувствует с точки зрения своих умений, с точки зрения того, что они могут предложить заказчику, - достаточно спокойно вступают в альянс, если, конечно, другая сторона в нем тоже заинтересована. Поэтому у нас уже реализовано довольно много совместных проектов, в которых мы выступаем в роли как генерального подрядчика, так и субподрядчика, так что в этом плане менталитет компьютерного рынка изменился.

     PC WEEK: “Оптима” - это единая компания или группа компаний?

В. Ш.: С юридической точки зрения и с точки зрения выстраивания направлений бизнеса - это, безусловно, группа компаний, холдинг. Сейчас “Оптима” - это порядка 350 человек, довольно бурно растущая фирма. Быстро растут софтверные подразделения. Достаточно активно развивается консалтинг.

     PC WEEK: Что представляют собой софтверные направления?

В. Ш.: В последнее время у нас много проектов, связанных с разработкой прикладного софта. Поэтому мы выделили ряд направлений и недавно здесь, рядом, взяли помещение в 1000 м^2. На этой территории сейчас создаем софтверхаус примерно на 150-200 программистов. Мы занимаемся разработками и для российского рынка, и оффшорным программированием, и электронной коммерцией. Консалтинговое подразделение работает над внедрением ERP-систем, систем документооборота и т. д.

     PC WEEK: Какие прикладные системы “Оптима” разрабатывает для российского рынка?

В. Ш.: Наиболее известная наша разработка - система документооборота OPTiMA-WorkFlow. Она неплохо продается. На ее базе мы строим многие элементы других систем, например управление ресурсами, складским хозяйством, управление кадрами. Сейчас довольно активно идет работа в области Интернета и электронной коммерции - это и разработка корпоративных сайтов для заказчиков, и сложные решения для использования внутренних ресурсов предприятия с применением возможностей Интернета. Упор в наших решениях делается на бизнес-потребностях конечных пользователей, а не разработчиков. У нас достаточно много заказчиков, которые говорят, что Интернет, электронная коммерция - это модно. Сами мы понимаем, что требуется серьезно обучать заказчика и серьезно объяснять, что это такое.

У нас для этого создан хороший учебный центр, в нем обучается довольно много народа, в том числе и государственных заказчиков, для которых выполняем проекты. Начинаем мы работу с заказчиком чаще всего с консалтинга. Вначале изучаем, что это за предприятие, как оно работает, где тонкие места, как построен бизнес Обычно мы вместе с предприятием формулируем комплекс задач, требующих решения. Чаще всего проектирование системы начинается с написания ОТЗ, ЧТЗ, техпроекта. В общем, системная интеграция - это серьезная фабрика производства проектов. У серьезных интеграторов толстенные папки с проектами, где по ГОСТам написаны бумаги, где чертежи спроектированы по ГОСТам. Недаром у нас система качества имеет международный сертификат ИСО 9001. И это - нормально. Была эйфория в 1991-1992 гг., мы все рисовали на листочке: “Сетка у тебя будет вот такая: здесь мы “сервачок” поставим, здесь - рабочую станцию”. Все это, слава Богу, давным-давно кончилось. И сейчас мы - серьезное производство, серьезный институт, если хотите. В химии работаем с ЦНИИКА, в энергетике - с “Энергосетьпроектом” и с “Гипросвязью”, с ВНИИЭ (ВНИИэлектроэнергетики), с другими ведомственными институтами. С этими институтами мы прекрасно вступаем в альянсы и объединяем усилия. У них есть свои умения, там работают люди, прекрасно знающие отрасли, нижний уровень автоматизации, уровень АСУ ТП.

     PC WEEK: Можно ли назвать для вас наиболее значимые проекты этого года?

В. Ш.: Не вдаваясь в подробности, скажу, что мы стали победителями тендеров по выбору системного интегратора в Федеральной службе налоговой полиции и еще по ряду проектов в энергетике, МВД. Для налоговой полиции - очень крупный проект, который делается на французские деньги, и вся системная интеграция там наша. У нас есть субподрядчики, есть много направлений, которые мы делаем сами.

     PC WEEK: Вам же необходимо постоянно следовать за новыми технологиями? Как организовано их освоение?

В. Ш.: Серьезный вопрос. Во-первых, есть технический маркетинг, во-вторых, у нас подразделения построены по смысловому принципу. Например, есть мощное управление телекоммуникационных проектов. В нем сосредоточен почти полный цикл работ, в том числе анализ телекоммуникационных технологий: DWDM, ATM, ISDN, цифровая и IP-телефония, спектр современных радиорешений. У нас очень много горизонтальных связей на фирме. Довольно часто мы обучаем менеджеров по продажам тем новым технологиям, которые внедряют специализированные управления. Если что-то новое появилось в телекоммуникациях и эксперты считают, что это надо продвигать, то идет внутрифирменное обучение. Если что-то новое появилось в области защиты информации, создании сайтов, торговых площадок, логистике через Интернет, - тоже идет обучение. Происходит передача знаний от производственных подразделений к чисто коммерческим, занимающимся продажами умений и знаний “Оптимы”, и я это всячески стимулирую как могу, потому что в этом вижу залог устойчивости фирмы. Конечно, всегда хочется, чтобы было лучше, честно скажу. Поэтому сейчас мы создаем отдельную службу при техническом директоре, которая будет заниматься только поиском, изучением, адаптацией новых идей и новых технологий.

     PC WEEK: Какие корпоративные системы вы продвигаете и на какие основные системы ориентируетесь?

В. Ш.: Мы не ориентируемся на какого-то одного вендора. Мы работаем с Cisco, Alcatel, Siemens, но мы также работаем с Compaq, IBM и HP. Естественно, как у интегратора у нас не должно быть слишком сильных пристрастий, это правильно. У нас есть люди, обученные SAP R/3, и мы работаем с SAP достаточно активно, работаем и с BAAN. Сейчас пошли проекты по “Аксапте”, хотя мы еще партнерами не стали. Скажем так, наше консалтинговое подразделение знает много систем, все зависит от того, что нужно в конкретном проекте, и от соотношения цена/качество.

     PC WEEK: А у себя что вы используете?

В. Ш.: У нас пока что используется АСУ ОПТИМА, написанная нами же система. Но сейчас мы в процессе выбора стандартной ERP-системы. Уже внедрили у себя свою систему документооборота, привлекли к процессу свой консалтинг. Они “по-взрослому” работают с нами, как с фирмой. Не все же делать вовне, надо и внутри немножко. Компания достаточно бурно растет, и нужно по-серьезному выстраивать многие процессы, иначе появляются точки сбоев, узкие места. Рост объемов работ - это не меньшее испытание для компании, а часто даже большее, чем отсутствие заказов. Мы пережили пару-тройку всплесков количества заказов, и я отношусь к этому очень серьезно, потому что фирма начинает сбоить, а подвести заказчика - это трагедия. Во всех наших буклетах напечатано мое любимое изречение “Репутацию зарабатывают всю жизнь, потерять ее можно за один день”, и это действительно так. Заказчик - дело святое, мы его стараемся не подводить, поэтому в связи с увеличением объема работ подбираем систему, которая будет настроена на работу с заказчиком. В общем, планируем год-полтора достаточно серьезно этим вопросом заниматься.

     PC WEEK: Сейчас, когда рынок растет, а все фирмы расширяются, как вы решаете проблему кадров?

В. Ш.: Сложно решаем. Это моя головная боль как президента компании. Я очень придирчиво подбираю людей и очень тяжело расстаюсь с ними. Мы привлекаем студентов, они у нас работают, потом становятся штатными сотрудниками. Чаще всего это либо программисты, либо сетевики. Работаем через рекрутинговые агентства и через хэдхантеров, если речь идет о вакансиях на серьезные должности. Сейчас приходит много демобилизованных военных, а они - крепкое братство. Ребята очень неплохо работают, привыкли к порядку. Может быть, меньше фонтанируют идеями, чем студенты, зато порученную работу выполняют в срок и с хорошим качеством.

     PC WEEK: А местные “охотники за головами” действительно уже есть в России?

В. Ш.: Есть. И мы на себе ощущаем их вполне серьезное внимание - много звонков, попыток переманить людей.

     PC WEEK: Сейчас идут довольно бурные обсуждения того, как государство должно выстраивать политику в области информационных технологий, чем оно должно помогать компьютерному и прочему бизнесу, прошли даже парламентские слушания на эту тему. Хотелось бы услышать ваше мнение: чем государство может помочь компьютерным фирмам?

В. Ш.: Политика в области высоких технологий - это еще и социальная политика, потому что, “вытаскивая” высокие технологии, вытаскиваешь целый клубок проблем. Раньше говорили: “Пусть не помогают, лишь бы не мешали”. Сейчас эта позиция устарела. Если мы хотим серьезно внедряться в цивилизованный мир, быть его частью, то, конечно, это тот момент, когда количество переходит в качество. Те, кто занимается высокими технологиями, и занимается ими так, как привыкли во всем мире, составляют, казалось бы, наименее активную часть населения: их же и на выборы толком не загонишь, но это те люди, которые преобразовывают страну просто своим существованием. И чем больше будет этот слой, тем лучше будет жизнь. Я бы очень хотел, чтобы мы превратились в великую державу, типа Норвегии, потому что там люди живут по великим принципам, и великолепно живут. Может ли помочь государство? Мне кажется, может. Достаточно посмотреть, как это делают другие страны, например Германия. Мы много говорим об оффшорном программировании. Это вполне прозрачная сфера деятельности, и ее можно льготировать, хотя мы не любим слово “льгота”. Мы - рыночники по определению, и мы хотим быть рыночниками. Нам нужно объединиться, чтобы конкурировать не между собой (а мы по-прежнему конкурируем между собой за заказы), а с ирландцами или с индусами. Это только кажется, что американцы или немцы не занимаются оффшорным программированием, еще как занимаются. Но они пишут для всего мира. Оффшорное это или не оффшорное программирование, да Бог его знает; оффшорное - это значит вне своих берегов. Но они пишут еще и за огромные деньги. Поэтому здесь надо задуматься о том, как нас объединить, и я готов объединяться и быть объединяющим началом, вырабатывать какие-то юридические схемы, структуры, думать об этом. У нас уже есть пример: на гартнеровском симпозиуме ITxpo-2000 в Каннах мы совместно выступали - “Оптима”, “АйТи” и IBS. Совместная подготовка рынка, совместная пресс-конференция. И я считаю, это абсолютно верно, хотя у меня сложное отношение к некоторым из компаний.

Мне кажется, наступило время, когда государство должно задуматься, как бороться с утечкой мозгов. Людям надо создать на родине человеческие условия жизни. Здесь родной язык, родные люди, родные кабаки, нормальные боулинги, бильярдные. Эта инфраструктура появилась, и спасибо людям, которые ею занимаются. С Запада возвращаются все больше и больше, и я безумно рад этому. Потому что деньги не все заменяют.

     PC WEEK: Вы работаете только в России и СНГ или, кроме вьетнамского, есть проекты и в других странах?

В. Ш.: Есть заказы, есть проекты. Еще небольшие, к сожалению, заказы по программированию. Хотелось бы больше. Мы работаем в Германии, в Австрии. Есть пара совсем маленьких проектов в Штатах, но пока я не хочу об этом говорить. По системной интеграции есть проект в Германии, и это интересно.

     PC WEEK: Там же полно своих интеграторов?

В. Ш.: Ну и что, это и есть оффшорная работа. Наш специалист по Cisco или Microsoft ничем не хуже, а с точки зрения регалий и умений, может быть, и лучше. По деньгам мы готовы немножко дешевле сработать. С точки зрения командировки и проживания тоже не смертельно. Поэтому, когда наш человек приезжает туда и делает что-то руками и мозгами, он вполне конкурентоспособен. Но надо иметь на Западе базу, некое представительство, чтобы была возможность проводить маркетинг и получать заказы. Пока у нас не представительство, а партнерский бизнес. Партнеры ищут заказы, а мы их выполняем. Пока таких проектов немного, но они начинают поступать. Мы интересуемся этим бизнесом и будем его продвигать.

     PC WEEK: В России у вас чисто партнерская сеть или работа идет через филиалы?

В. Ш.: Партнерская. Фирм уровня “Оптимы” с нашими умениями, мягко говоря, в регионах немного. Я уж не говорю про 15 государственных лицензий, включая четыре ФАПСИ, лицензии ФСБ, Гостехкомиссии, Госстроя и т. д. Они нас могут пригласить сделать тот кусок проекта, который мало кто сделает. Кроме того, работая с партнерами, нам не нужно думать, как кормить друг друга или какая у них там мебель. Мы должны быть уверены в качестве работы друг друга и во взаимной поддержке.

     PC WEEK: Еще хотелось бы поговорить о рынке системной интеграции. Каким вы видите его в следующем году?

В. Ш.: Если говорить о компьютерном рынке, я прогнозирую рост возможности работать на Запад, рост оффшорного программирования. Запад уперся. Им надо слишком много сделать в области IT-технологий. Отсюда перегрев по зарплатам, по запросам на специалистов.

Отмечу, что прокол одной-двух оффшорных программистских российских фирм на рынке сейчас, когда идет становление, может ударить по всему рынку. Нам нельзя прокалываться. Особенно пока не будет наработан имидж страны, которая нормально пишет, делает нормальные продукты, с которой можно работать, и что мы просто нормальные ребята.

А сейчас нужно серьезно подумать, как сделать, чтобы именно ты получил этот заказ, чтобы ты обязательно этот заказ выполнил, чтобы ты вложил свой труд в ячейку работы российских фирм, свой кирпич в создание имиджа страны, в которой умеют хорошо работать.

     PC WEEK: Спасибо за беседу.