Заметки с выставки-конференции ИТО-2000

ОБРАЗОВАНИЕ     

В ноябре в Московском лицее № 1511 при МИФИ прошла юбилейная X конференция-выставка “Информационные технологии в образовании” (ИТО-2000; см. PC Week/RE, N 44/2000, с. 1).

Среди экспонентов приятно удивили петербуржцы. Их журнал “Компьютерные инструменты в образовании” хорош тем, что сумел стать своеобразным просветительским центром. При нем работает дистанционная школа современного программирования, в которой обучаются школьники начиная с пятого класса. Общаться с преподавателями ребята могут по электронной или обычной почте (присылая домашние задания на дискетах). Важно то, что в эту школу принимают даже учащихся, не владеющих языками программирования. При содействии журнала проводится конкурс “Петербургская Интернет-школа”. Его задача - популяризировать лучшие мультимедийные учебные программы, размещая их на сайте www.aec.neva.ru/internet-school.

Еще одна петербургская фирма - “Северный очаг” - представила мультимедийный школьный курс физики, не уступающий, по отзывам посетителей выставки, лучшим программам подобного типа, таким, как “Открытая физика”, а также курсам физики от “1С” или “МедиаХауз”. Кроме того, фирма “Северный очаг” выпустила первый вариант программы, проверяющей знания школьников по математике, - скоро должна выйти ее окончательная версия.

Вообще обучающие и проверяющие программы на этой выставке были представлены очень широко. Так что учителя, замученные рутинной работой, связанной с проверкой домашних заданий и контрольных работ, можно сказать, увидели свет в конце туннеля.

В США и ряде стран Европы, например в Англии, проверка знаний учащихся с помощью компьютера широко применяется по крайней мере последние 20 лет, и игнорировать накопленный в этой области опыт, как позитивный, так и негативный, - неразумно. В России труд школьных учителей и вузовских преподавателей достаточно тяжел, а оплата - мягко говоря, занижена. Поэтому, если есть возможность снизить нагрузку преподавателя на 20-25%, заменив компьютерными тестами проверку письменных работ учащихся, то это следует сделать как можно скорее. В результате снизится поток родительских жалоб по поводу того, что учителя “придираются” к их любимым чадам, ведь в ответ педагог может предъявить результаты тестов, в которых оценку ученику выставляет компьютер!

Проверять знания учащихся можно с помощью телекоммуникационного, а также местного тестирования. В настоящее время действуют несколько систем телекоммуникационного тестирования, например Teletesting (разработка МГУ, руководитель проекта профессор А. Г. Шмелев), система в рамках проекта “Open College” компании “Физикон”, региональная система на сервере Ростовского центра информатизации образования. В стадии ввода - “Система электронного контроля знаний” (Центр “Махаон” при НИИ Ядерной физики, МГУ), аналогичные разработки ведутся в Лаборатории аттестационных технологий (ЛАТ) МИПКРО.

Однако свести проблему лишь к вводу в действие систем дистанционного тестирования, наверное, нельзя. Ведь любому хорошему учителю хочется, чтобы система проверки знаний соответствовала его методике преподавания и учитывала особенности его учеников, а это предполагает, что база задач (вопросов) в тестирующей системе должна быть открытой для коррекции. Таким образом, учитель должен получить удобную оболочку, которую он легко и быстро мог бы наполнять тестами по своему предмету. Кстати, лучшие тесты можно было бы тиражировать - с выплатой соответствующего вознаграждения разработавшим их учителям.

Одна из интересных программ подобного рода - система “Экзаменатор-2000”, представленная фирмой “Полигон-ЭКО”. Ее авторы учли требования и пожелания преподавателей многих школ и вузов. Например, если в задачу нужно ввести сложную формулу, то можно воспользоваться автоматическим вызовом приложения Microsoft Equation с сохранением результатов, а кроме того, нарисовать сопроводительный чертеж. Для графических иллюстраций, сопровождающих отдельные задания, предусмотрена кнопка “Увеличение” - благодаря этому, например, тесты по истории просто приятно сдавать, любуясь по ходу дела красивыми картинками. Проработана и “выходная” часть системы: ведется статистика результатов (в том числе по группам), которые затем экспортируются в Microsoft Excel для дальнейшей обработки. Все результаты размещаются в единой базе данных.

Внимание посетителей выставки привлекла также система ComputerMentor (www.computermentor.da.ru). Первая версия этой системы способна “натаскивать” ребят по школьному курсу алгебры. Особенность ее в том, что задачи не хранятся в базе, а генерируются по мере необходимости (по выбранной теме), с использованием специальной технологии. Таким образом, полностью исключен этап “набивки” текстов задач - это важно, когда нужно проверить знания у большой группы учащихся. Преподаватель, использующий ComputerMentor, может проводить тестирование, сразу проверяя ответы учеников или делая это в отложенном режиме. Выбранные типы задач могут быть сгенерированы и распечатаны на принтере для целой группы учащихся, при этом каждый ученик получает свое задание, а у преподавателя сохраняются ответы и правильные решения всех задач. Эта же система может работать в обучающем режиме - тогда демонстрируется подробное решение каждой задачи с приведением промежуточных результатов и правил преобразований. Авторы надеются распространить идею генерации задач на геометрию и другие разделы математики, но это будет довольно сложно сделать.

Еще одна подобная разработка - “Система 5+” - была представлена Современным гуманитарным университетом (www.muh.ru). Она демонстрирует подход, который можно назвать “полудистанционным”. Особенность его в том, что для одновременного тестирования группы учащихся достаточно одного персонального компьютера, а это означает, что компьютерный класс не блокируется на время проведения теста. Учащиеся получают листы бумаги с заданием (у каждого свой вариант) и вводят ответы через мини-пульт, который в беспроводном режиме передает сообщение на устройство ввода-вывода, подключенное к компьютеру. Приобрести систему можно с готовыми модулями тестовых заданий или на условиях размещения собственной базы вопросов в “Системе 5+”.

Кроме трех описанных продуктов в классе систем для проверки знаний было много других разработок. Однако не все они были тщательно протестированы и готовы “под ключ”. Например, автор этих строк, испытывая одну из систем, решил простую алгебраическую задачу и получил ответ:

x = (d - 1)/100 - 1.

Этот ответ система признала неверным и выдала свой, “правильный”:

x = (d - 2d - 99)/100

который, как мы видим, эквивалентен предыдущему. К чести разработчиков, ошибка была в кратчайший срок исправлена, но данный случай предостерегает: перед тем как поступить на “боевую службу” в школы и вузы, программы подобного рода должны быть тщательно протестированы и обязательно аттестованы.

Приведем еще один наглядный пример - вот как выглядит на экране окно программы, проверяющей знания школьников по английскому языку:

Преподаватели английского могут поверить: чтобы создать такой тест с помощью предлагаемой оболочки, учителю достаточно уметь переключать раскладку клавиатуры.

Фирма “Высшие коммерческие курсы” (www.vkkb.ru) представила деловые компьютерные игры из серии “Бизнес-Курс”. Индивидуальный вариант этой программы может применяться в качестве учебных курсов для экономических вузов, а также для самообразования. Коллективный вариант предназначен для проведения групповых занятий в виде деловой игры “Корпорация”, в процессе которой студенты вникают в тонкости финансового и производственного менеджмента.

С автором статьи можно связаться по E-mail: pasu@beep.ru.       

Лучшим образовательным сайтом Рунета (по результатам опроса, проведенного на выставке), как и год назад, назван сайт газеты “Первое сентября” (www.1september.ru), за ним следует сайт Федерации Интернет-образования (www.pokoleniye.ru), на третьем месте - сайт “Физикон” (www.college.ru).

Версия для печати