Статья только в электронной версии журнала
СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ
Развитие наземной связи ставит Globalstar в сложную ситуацию
Возможно, выход в открытый космос и является конечной целью для человечества, но для служб мобильной телефонной связи, по-видимому, еще нет. Стремительный темп развития наземных беспроводных сетей, в особенности в Соединенных Штатах, стал серьезной угрозой благополучию операторов спутниковой телефонии, рост бизнеса которых неизбежно замедляется с появлением каждой новой радиовышки.
Таким компаниям спутниковой связи, как Globalstar (Сан-Хосе, шт. Калифорния), приходится разрабатывать новые услуги и тарифные планы. Программа-минимум для них на сегодня заключается в том, чтобы не повторить путь Iridium - поставщика спутниковой телефонии, завершившего свое существование в этом году.
“По существу, с момента основания консорциума Iridium и до сих пор компании спутниковой связи так всё и занимаются поисками своего рынка, - сказал аналитик из фирмы Forrester Research (Кеймбридж, шт. Массачусетс) Марк Зохар. - Ошибка Iridium была в значительной переоценке спроса. И расплата не замедлила последовать... Охват поверхности Земли системами сотовой связи постоянно увеличивается, и ее приложения приобретают все более вертикальный характер”.
Представители Globalstar с негодованием отвергают всякие попытки уподоблять их компанию Iridium и считать владельцами обреченной группировки низкоорбитальных спутников. Действительно, услуги Globalstar стоят дешевле и ориентированы на более широкую аудиторию.
“Для Iridium все уже в прошлом, - отметил представитель Globalstar по связям с прессой Мак Джеффери. - Стричь всех под одну гребенку и равнять с выбывшим из гонки неудачником несправедливо”.
Система Iridium была основана на архитектуре, опирающейся на межспутниковую связь. Космическая инфраструктура Globalstar намного скромнее и служит лишь передаточным звеном между абонентом и наземным шлюзом, через который сигнал поступает в обычную наземную сеть. Это обходится дешевле.
Кроме того, в противоположность Iridium с ее громоздкими дорогостоящими аппаратами и высокими тарифами (до 7 долл. в минуту), рассчитанными преимущественно на богатых путешественников, система Globalstar лучше подходит для вертикальных рынков.
Джеффери добавил также, что критикующие его компанию американские аналитики склонны оценивать все в приложении к рынкам своей страны, тогда как Globalstar ориентируется главным образом на остальной мир - на территории, посещаемые бизнесменами, но слабо или вообще не охваченные наземными системами связи, способными составить конкуренцию спутниковым.
“Основные потребители наших услуг находятся в Канаде, России, Китае, Южной Африке, - пояснил Джеффери. - Потребуются десятилетия, чтобы сотовая связь развилась там до уровня, представляющего угрозу нашему рынку”.
Однако существуют аргументы, относящиеся к любой компании спутниковой связи, занятой услугами телефонии. Цена телефонного аппарата системы Globalstar (способного работать как в спутниковых сетях, так и в наземных стандарта СДМА) составляет около 1,5 тыс. долл. Хотя в действительности их можно приобрести намного дешевле - нередко даже за 600 долл., - бесплатный сотовый телефон, предоставляемый абонентам многими поставщиками услуг наземной связи, все равно будет хоть на 600 долл., да дешевле.
Кроме того, высоки расходы на развитие инфраструктуры. “Это вам не наземная сеть, где достаточно поставить вышку и сразу же расширится охват или повысится емкость, так что можно добавлять их по одной по любому удобному графику, - поясняет исполнительный директор организации Satellite Industry Association (Александрия, шт. Виргиния) Клей Мори. - Здесь приходится сразу выводить на орбиту целую новую спутниковую группировку. А это недешевое удовольствие”.
Из финансового отчета Globalstar за III квартал очевидно, что компании необходимо приложить дополнительные усилия, чтобы удержаться на плаву. “Темпы роста как по числу абонентов, так и по объему предоставления услуг стабильны, но недопустимо низки”, - признал председатель правления и главный исполнительный директор этой компании Бернард Шварц вскоре после его опубликования.
Чистые убытки Globalstar составили 219 млн. долл., или 3,54 долл. на партнерскую долю, что соответствует 1 долл. на акцию Globalstar Telecommunications.
“Я думаю, что Globalstar держится уже из последних сил, - полагает Зохар из Forrester. - Если они не смогут предложить новые услуги, они серьезно рискуют отправиться вслед за Iridium”.
Но есть и такие компании спутниковой связи, что живут припеваючи. Inmarsat Holdings, например, заработала за прошлый год 200 млн. долл. - по большей части на клиентах, пользующихся ее услугами уже длительное время (некоторые даже в течение 20 лет).
Новичкам приходится труднее, но представители Globalstar уверяют, что у компании есть план радикального улучшения ситуации. Одно из направлений - усиление акцента на вертикальные рынки, в частности на рынок морских коммерческих перевозок.
“Этой категории клиентов приходится выбирать между нашими услугами и военно-морской спутниковой связью с ее космическими ценами”, - комментирует Джеффери из Globalstar.
Кроме того, предполагается сделать упор на услуги передачи данных. Модемы для системы Globalstar производит фирма Qualcomm.
Помимо этого, Globalstar предоставляет свою спутниковую инфраструктуру для службы iPort, владельцы которой предполагают к следующему году начать предоставление Интернет-доступа коммерческим авиакомпаниям. Конкуренцию iPort составит компания Boeing, вынашивающая подобные же планы.
“Совершенно очевидно, что рынок здесь есть, и стремление Boeing оснастить самолеты этим видом связи станет большим плюсом для нарождающегося рыночного сегмента спутниковой связи”, - считает Мори из SIA.
Однако он вынужден признать, что даже дополнительные доходы от обслуживания авиалиний не позволят операторам спутниковой телефонной связи продолжать работу при нынешнем высоком уровне издержек.
Секрет успеха заключается, по словам Мори, в выпуске дешевых телефонов, соответствующих требованиям клиентов: “Я не утверждаю, что эти рынки значительны в сравнении с рынком услуг наземной связи, но совершенно очевидно, что здесь есть на чем делать бизнес”.