ТЕХНОЛОГИИ И ЖИЗНЬ

Дом 6 на Миусской площади в Москве с давних пор имеет самое прямое отношение к сфере образования. В свое время здесь располагался созданный по инициативе и на средства мецената Альфонса Леонидовича Шанявского Московский народный университет. В советское время здание занимала Академия общественных наук при ЦК КПСС, а с августа 1991 г. оно передано Российскому государственному гуманитарному университету (РГГУ), возглавляемому академиком Юрием Афанасьевым. Сегодня РГГУ известен не только в России, но и за рубежом. Он сотрудничает с университетами 43 стран, а из 22 его научно-учебных центров пять являются международными.

Ректор РГГУ академик Юрий Афанасьев:

“Мы хотим, чтобы образование было не репродуктивным,

а формирующим личность, не подверженную манипуляциям”

Вот уже несколько лет в РГГУ активно работают над созданием принципиально новой модели гуманитарного образования, которому (об этом немало говорят в последнее время) в XXI веке предстоит сыграть весьма значительную роль. “Весь XX век прошел под знаком подготовки специалистов узкого профиля, - говорит Сергей Кувшинов, проректор РГГУ по информатизации и новым технологиям образования. - Плоды такой подготовки мы сегодня наблюдаем. Участившиеся в последнее время техногенные катастрофы можно было бы объяснить несовершенством технических средств, однако проблема гораздо глубже - в людях. XXI век должен изменить ситуацию, и, видимо, больше внимания будет уделено гуманитарной составляющей подготовки технических специалистов. Им нужно дать новое понимание существующих проблем. Главная особенность образования будущего - социальная ответственность, научно-инженерная этика”.

Суть новой модели гуманитарного университетского образования, по словам Юрия Афанасьева, проста: “Мы хотим, чтобы образование было не репродуктивным, а формирующим личность, не подверженную манипуляциям, откуда бы они ни исходили. Весь мир бьется над этой проблемой, стремясь сделать образование более соответствующим времени”.

Основные элементы создаваемой модели образования в РГГУ пытаются осмысливать в рамках постоянно действующего семинара “Новые образовательные технологии”. Прошедший в конце минувшего года в здании университета на Миусской площади 60-й по счету семинар стал в определенном смысле этапным. Он был организован в содружестве с московским представительством Mitsubishi Electric (www.mitsubishi.ru) и компанией Polymedia (www.polymedia.ru), при активном участии которых в университете создается единый мультимедийный учебный комплекс. Завершению оснащения первой очереди учебных аудиторий комплекса и начальному опыту его эксплуатации главным образом и был посвящен семинар. В его работе приняли участие преподаватели РГГУ и представители многих московских вузов.

Информационные технологии - инструмент современного образования

Работа любого специалиста, будь то ученый, менеджер, маркетолог, инженер или, скажем, историк-архивист, сегодня в первую очередь связана с восприятием значительных информационных потоков, транслируемых с помощью различных средств коммуникации и в том числе через Интернет. Неудивительно, что работа с информацией, как отметил Сергей Кувшинов, стала важной составляющей новой университетской модели. Еще несколько лет назад, когда не каждый технический вуз мог похвастать развитым компьютерным оснащением, в РГГУ заложили основу будущего учебно-методического комплекса - оптоволоконную сеть. На сегодняшний день она работает под управлением Lotus Notes, и в этой среде сосредоточено все методическое обеспечение учебного процесса. Теперь, формируя новый курс, преподаватель получил возможность просмотреть все имеющееся учебное окружение и с его учетом заложить собственный кирпичик в общее здание университетского образования.

Михаил Невзоров, менеджер департамента презентационного

оборудования Mitsubishi: “Наша компания готова идти на скидки

при поставке оборудования. Единственное условие - мы хотели

бы видеть реальные плоды работы, реальные методики”

Следующим шагом стала разработка учебных компакт-дисков (их в университете называют учебными мультимедийными комплексами) - для их применения потребовались специальные технические средства визуализации информации. Таким образом в РГГУ и пришли к идее создания единого учебно-исследовательского компьютерного комплекса, который вооружил бы преподавателя широким спектром современных средств мультимедиа.

Собственно, с этого момента и началось сотрудничество РГГУ с компаниями Polymedia и Mitsubishi, взявшими на себя техническую сторону проекта. “Несколько лет назад, - рассказывает Елена Новикова, исполнительный директор компании Polymedia, - задумавшись о том, как эффективнее работать на рынке, мы пришли к выводу о необходимости содружества производителя, интегратора и конечного пользователя. Нам повезло, и мы смогли начать совместную работу с РГГУ. Мы прекрасно понимали, что новая модель университетского образования подразумевает применение современного оборудования. Кроме того, здесь была концепция, было необходимое ПО, была основа для развития проекта”.

Сначала - взаимопонимание, потом - взаиморазвитие

Вспоминая первые переговоры по поводу разработки мультимедийного компьютерного комплекса, представители той и другой стороны отмечают, что поначалу с трудом понимали друг друга. Привычный для “полимедийцев” термин “презентационное оборудование” в гуманитарном университете воспринимали с недоумением: зачем оно нам, ведь мы не собираемся здесь устраивать презентации. Да и само понятие “технология”, в компьютерной среде применяемое сплошь и рядом и нередко скрывающее под звучным названием что-нибудь вроде дополнительной виброгасящей прокладки или тривиального цифрового фильтра для сглаживания шумов, в среде ученых мужей означает нечто иное - собственно то, что и должно означать. (С подобными проблемами, видимо, сталкивается любая компания, вторгающаяся в малознакомую для нее сферу, где есть свои задачи, свое представление о том, как их нужно решать, своя культура.) В данном случае общий язык удалось найти. “Совместная работа разных людей, - отметил Юрий Афанасьев, - привела к тому, что мы заговорили по-новому и начали постепенно погружаться в сущность очень сложных комплексных проблем. Если в РГГУ представляли задачу в целом, то Polymedia могла предложить инструмент ее возможного решеяния. В то же время, как это нередко происходит на этапе согласования технического задания (или технических требований), взаимодействие с заказчиком помогло ее сотрудникам по-новому взглянуть на многие вещи. “Нам казалось, - говорит Елена Новикова, - что мультимедиа-класс должен иметь все доступные медиа-средства (мультимедиа-проекторы, документ-камеры, копировальные и интерактивные доски и т. д.), но сотрудничество с РГГУ обогатило нас новым пониманием того, как он должен быть оборудован: удобная мебель, микроклимат, расположение столов в аудитории, пятиканальный звук столь же важны, как и средства визуализации информации”.

Объективный контроль: облепили датчиками, а теперь - на занятия

Действительно, оборудованные на сегодняшний день восемь специализированных классов впечатляют не столько наличием дорогостоящей техники (некоторые классы еще дооснащаются), сколько примененным их создателями системным подходом. Как утверждают специалисты РГГУ, здесь все направлено на то, чтобы обеспечить комфортные условия для занятий и максимально облегчить студенту восприятие учебной информации. Поработали психологи и дизайнеры - и в классах появились настенные художественные панно, негромко зазвучала классическая музыка. Этот звуковой фон помогает снизить напряжение во время интенсивных занятий и удерживать внимание студентов на преподавателе, которому отводится роль навигатора в информационном пространстве.

Занятия в мультиплексном классе ведет Сергей Кувшинов

Особенно интересен в этом смысле мультиплексный класс, оборудованный двумя мультимедиа-проекторами Mitsubishi, двумя проекционными экранами (каждый площадью 5 кв. м), компьютерными системами и набором средств воспроизведения звука и видео. Здесь проводятся брейн-ринги и деловые игры, а также преподаются некоторые учебные дисциплины. Во время занятий в этом классе преподаватель может задействовать оба экрана для одновременного воспроизведения данных из Интернета, видеофильма и, скажем, записанной на CD-ROM мультимедиа-программы. В одних случаях это позволяет более наглядно представить аудитории предмет изучения, в других преследуется цель научить студента не теряться в большом потоке информации, уметь выделять главное, правильно выстраивать логические связи между отдельными разнородными информационными элементами. Неподготовленный человек в такой ситуации испытывает стресс. Именно поэтому, учитывая относительную новизну мультимедийных технологий в области образования, университет совместно с Институтом психического здоровья РАН в настоящее время проводят комплексное исследование влияния многоканального информационного воздействия на аудиторию. В течение учебного семестра опытные специалисты с помощью средств объективного анализа следят за степенью утомляемости учащихся, оценивают динамику включения студентов в процесс обучения, уровень усвоения ими материала и на основе этого формируют рекомендации по выбору оптимальной интенсивности применения мультимедийного оборудования в учебном процессе. В скором времени завершится первый этап этого исследования и, вероятно, его итогам будет посвящен отдельный семинар, главная роль в котором, очевидно, будет отведена психологам.

Мультимедиа? А зачем?

Вернемся, однако, к отправной точке. Собственно, в какой степени мультимедийные технологии необходимы с точки зрения проблемы формирования личности, не подверженной стороннему влиянию и способной не только самостоятельно находить ответы на поставленные кем-то вопросы, но и формулировать новые вопросы?

“Решение этой задачи - высший пилотаж и для школы, и для университета, - отвечает Юрий Афанасьев. - В этом смысле мультимедийные технологии, как, впрочем, и традиционные методы преподавания, хороши лишь в том случае, если педагог постоянно “держит руку на пульсе” студента, отслеживая его продвижение к тому, чтобы самостоятельно осмысливать окружающий мир. В то же время средства мультимедиа обеспечивают диалогизм, междисциплинарность, интерактивность, поэтапное продвижение от одного уровня понимания вещей к следующему и создание механизмов фиксации этого продвижения”.

Интернет-кафе РГГУ никогда не пустует

Эту же тему продолжил на семинаре Сергей Шеховцов, представлявший организованный при РГГУ научный центр по культуре информационных технологий: “Сегодня в образовании неспроста стараются не затрагивать вопросы понимания студентом изучаемого материала. Здесь даже выработали такую триаду дидактических ценностей: знания, умения, навыки (ЗУН). Почему? Потому, что это очень технологично, это позволяет контролировать ситуацию. Например, математики не стесняются говорить, что многие преподаватели математического анализа сами не понимают этого предмета, но преподавать его могут. ЗУН это позволяет. Между тем традиционные технологии образования имеют дело с весьма ограниченной интеллектуально-информационной средой, что является принципиальным препятствием для углубленного понимания сути тех или иных явлений. Для этого требуется гораздо более богатая информационная среда, каковую нельзя сформировать традиционными способами. С помощью же компьютерных и мультимедийных средств такую среду создать можно”.

Все только начинается

Оборудованные в РГГУ мультимедийные классы - лишь одна составная часть общей информационной инфраструктуры университета. Другая ее часть - службы обеспечения, библиотека, медиатека и Интернет-кафе (кстати, тоже оснащенное проекционной системой). Все это действует и развивается, но тем не менее большую часть пути к созданию и внедрению новой модели образования еще предстоит пройти. И проблем тут, увы, немало. Судя по выступлениям на семинаре, это хорошо понимают не только в РГГУ, но и в других вузах, так или иначе двигающихся в том же направлении. Причем на первом месте оказывается не пресловутое отсутствие денежных средств для технического оснащения, хотя оно требует серьезных вложений даже с учетом того, что производители (как в данном случае Mitsubishi), заинтересованные в развитии местного рынка, нередко готовы идти на скидки для учебных заведений. На сегодняшний день в числе первоочередных задач - разработка отвечающих времени методик преподавания, содержательного наполнения курсов, а также подготовка преподавательского состава, требования к которому повышаются на порядок. Самостоятельно решать эти проблемы каждому вузу крайне тяжело, и неслучайно проректор Российского университета дружбы народов Александр Ефремов предложил создать ассоциацию высших учебных заведений, чтобы под ее эгидой можно было бы обмениваться наработанными материалами. Ту же цель преследует и организуемый РГГУ при поддержке Mitsubishi международный конкурс учебных методик и курсов, разработанных с учетом новейших достижений педагогики и предусматривающих применение современных мультимедийных средств. Согласие на участие в конкурсе и жюри уже дали специалисты из Стэнфорда, Ганновера, Хагена и учебных заведений ряда других зарубежных городов.

Структура учебно-исследовательского компьютерного комплекса РГГУ

Таким образом, работа идет, причем по инициативе снизу. Ну, а что же государственные структуры, отвечающие за образование в стране? Казалось бы, именно они и должны взять на себя координацию подобных исследований, контроль за внедрением наработок в учебный процесс, а также взаимодействие с иными ведомствами, возможно, уже имеющими опыт в решении схожих задач. “Все, что мы делаем в РГГУ, мы делаем локально, - говорит Юрий Афанасьев. - Даже готовые учебные комплексы (компакт-диски. - Прим. ред.) не распространяются на российскую систему в целом. Я усматриваю в этом серьезную проблему - социальную и политическую+ Дело в том, что создание и распространение учебных пособий стало закрытой для посторонних высокодоходной сферой деятельности, в которой все схвачено. Схвачено не с целью выработки новых образовательных моделей, а для извлечения максимальных выгод. Пробиться в эту сферу нам, видимо, не удастся. Я пытался доказать - то, что мы делаем, должно принадлежать не только нам, но все оказалось бесполезно”.

Хочется верить, что ректор РГГУ несколько сгустил краски, тем более что выступивший вслед за ним помощник председателя Комитета по образованию и науке профессор Александр Золотарев заверил в том, что поднятая проблема будет решена. Остается надеяться, что в данном случае слова не разойдутся с делом.

Что такое гуманитарный университет XXI века?

- Базовое общегуманитарное образование как овладение знаниями в наиболее фундаментальных предметных областях, не только гуманитарных, но и негуманитарных.

- Непрерывно развивающаяся образовательная среда, универсальные свойства которой позволяют студентам обрести целостное мировоззрение.

- Демократизация учебного процесса, открытость, подвижность учебных планов, альтернативность учебных программ.

- Адаптация лучших достижений отечественной и зарубежной высшей школы к современным образовательным технологиям.

- Индивидуализация обучения.

Версия для печати