МЕНЕДЖМЕНТ
Реагируя на падение продаж, два главных лидера индустрии ПК избирают весьма несхожие подходы.
В своем последнем сообщении о финансовых итогах корпорация Dell Computer (www.dell.com) заявила, что продолжит курс на активное снижение цен, жертвуя размерами прибыли для расширения своей доли рынка. Корпорация Compaq Computer (www.compaq.com) - крупнейший мировой производитель ПК - после этого уведомила, что не желает участвовать в войне цен и основное внимание уделит прибылям, а не объемам продаж.
Главные мировые производители ПК
Dell продолжает догонять Compaq в борьбе за долю рынка
Вряд ли ценовая война волнует крупных корпоративных покупателей, однако стратегия Dell довольно привлекательна для малого и среднего бизнеса, который весьма чувствителен к ценам, а также для домашних пользователей.
Что касается более мелких производителей ПК, то война цен способна вытеснить их из бизнеса.
В этом году можно ожидать определенного укрупнения компаний, считает Кевин Нокс, аналитик Gartner Group (www.gartner.com). Не предсказывая, какие из фирм уйдут с рынка, он заявил, что ряд производителей, например фирмы eMachines, NEC и Acer, несомненно пострадают. “Спад в IV квартале нанес этим компаниям, как и другим производителям, чрезвычайно тяжелый удар, - отметил Нокс. - Думаю, всем им придется пересмотреть свои стратегии на рынке ПК”.
Обнародованные в январе финансовые отчеты подчеркивают разницу подходов Compaq и Dell. По информации Compaq, ее суммарная валовая прибыль возросла на 1,5%, до 23,7%, что вызвано хорошим спросом на старшие модели серверов. Dell, являющаяся самым крупным изготовителем ПК по прямым заказам, сообщила, что ее уровень прибыли упал на 3% (по оценке одного аналитика, он теперь составляет около 18%).
Курс Dell на снижение цен поддерживает другой крупный производитель - фирма Gateway. Недавно этот второй по величине поставщик заказных ПК сообщил, что потерял в IV квартале 94 млн. долл., и пообещал “возглавить” удешевление.
Однако другие ведущие изготовители ПК, например Compaq, Hewlett-Packard и IBM, похоже, не спешат сбивать цены. Эти компании получают основную долю доходов не от продаж ПК, а из других источников, таких, как поставки мощных серверов, подсистем памяти и обслуживания заказчиков.
Одно лишь сбивание цен не привлечет очень много клиентов, заметил кто-то из ИТ-менеджеров. “Иногда выгоднее потратить лишние доллары, чтобы сохранить стандарт, - считает Маршал Фернхольц, менеджер по системам снабжения American Medical Association (Чикаго). - Когда начинаешь покупать ПК разных производителей, расходы на поддержку быстро перевешивают экономию на аппаратуре”.