Российское представительство Microsoft провело 5 февраля пресс-конференцию, посвященную объявленным накануне штаб-квартирой корпорации планам внедрения Product Activation - новой технологии защиты от несанкционированного копирования программных продуктов (см. врезку на с. 11). Такая оперативность объясняется, по-видимому, необходимостью прокомментировать весьма неординарный шаг Microsoft, который наверняка вызовет неоднозначную реакцию у пользователей (а может быть, и у партнеров) и будет иметь далеко идущие последствия. Хотя на пресс-конференции представители Microsoft держались достаточно уверенно, было понятно, что их ждет весьма серьезная работа.

Сергей Алпатов уверен, что все технические службы

Microsoft будут готовы для успешного внедрения новой

процедуры установки программных продуктов

Последние два года Product Activation использовался при розничных продажах пакета MS Office в США, Канаде, Бразилии, Китае, Новой Зеландии и Австралии. С нынешнего года технология будет применяться по всему миру в новых версиях основных продуктов корпорации: MS Office (ожидается в мае), MS Visio, Windows (в том числе при поставке корпоративных лицензий).

В связи с предстоящими нововведениями сразу возникает несколько вопросов. Первый - сугубо технический: как будет работать данная технология при модернизации ПК? Сергей Алпатов, менеджер московского представительства Microsoft, отвечающий за реализацию данного проекта в СНГ, заверил, что при обновлении компьютера (замены не более трех узлов одновременно) повторная активация не понадобится. Число таких модернизаций не ограничено. Активация потребуется только при установке ПО на новый ПК (отличить обновленный компьютер от нового действительно очень просто).

Второй вопрос скорее нравственный: не является ли подобная процедура вторжением Microsoft в частную жизнь пользователей? И вообще это унизительно - заплатив деньги, просить у Билла Гейтса разрешения работать с программой! (Один из журналистов сделал весьма любопытное замечание: “Закат любой организации начинается с совершения не экономических, а нравственных ошибок”.)

Однако, если отбросить эмоции, в целом представляется бесспорным правом разработчика ПО (в рамках законодательства) принимать необходимые меры защиты интеллектуальной собственности и обеспечения выполнения клиентами лицензионного соглашения. На первый взгляд предложенные новшества не противоречат действующим законам.

Но все же проблема есть, и она заключается в том, что Product Activation серьезно изменяет сложившуюся за последние тридцать лет схему передачи авторских прав на программные продукты, которая подразумевала возможность свободной переустановки пользователем ПО с одного ПК на другой. Главное условие - программа должна быть записана и использоваться только на одном компьютере.

Технология же Product Activation привязывает приложение к “первому” компьютеру (возможно, повторную активацию нужно будет производить даже при переустановке пакета на том же ПК). Microsoft уверяет, что пользователь сможет провести повторную активацию, но не автоматически - этот вопрос будет решаться в индивидуальном порядке, но критерии получения положительного ответа еще четко не определены. Все это вступает в противоречие с существующим сегодня вариантом лицензионного соглашения, но представители Microsoft уверили, что его текст будет изменен в соответствии с новыми реалиями. (Вообще-то предстоящее внедрение новой технологии активации является хорошим поводом вернуться к обсуждению вопроса, что же такое программный продукт, какие услуги входят в это понятие, какие гарантии дает производитель и пр. За что пользователь платит деньги?)

Кроме того, имеется целый ряд сугубо технических вопросов и ответы на них пока довольно туманны. Например, до сих пор Microsoft испытывала Product Activation только для розничных версий. А как новая технология активации будет работать у корпоративных клиентов, которые при наличии десятков и тем более сотен рабочих станций довольно широко используют средства автоматической рассылки и инсталляции ПО в сети (например, MS Systems Management Server).

Сергей Алпатов считает, что при использовании автоматической активации через Web не возникнет никаких проблем. Но ведь далеко не все ПК корпоративных сетей имеют прямой доступ в Интернет (в частности, из соображений безопасности).

На пресс-конференции были заданы также вопросы о нетривиальных случаях применения ПО, связанных с достаточно частой его переустановкой при целевом тестировании разных моделей ПК, развертывании временных сетей для конференций и т. д. В ответ представители Microsoft предложили использовать возможность 50-кратного запуска обычных приложений или применять ознакомительные Trial-версии, которые предоставляют полнофункциональные пакеты с ограниченным временем работы.

И еще один важный вопрос: зачем вообще Microsoft идет на внедрение такой технологии. Действительно ли она сможет повлиять на снижение нелегального распространения программ? Ссылаясь на опыт применения Product Activation, сотрудники Microsoft сказали лишь, что положительный эффект имеется, хотя конкретные цифры не привели. Что же касается прогноза развития событий на отечественном рынке, то тут в кулуарах высказывались диаметрально противоположные мнения.

Итак, Microsoft решила подкрепить свою юридически-просветительскую борьбу с пиратами применением технологических методов. Однако стоит отметить, что нелегальное производство и распространение ПО - это целая индустрия с очень серьезными финансовыми и техническими ресурсами. Так что скорее всего новые приложения Microsoft со взломанной защитой появятся в Митино сразу же после выхода “официальных” продуктов...

Борьба с пиратами переходит в новую фазу, но результаты ее совсем не очевидны...

Московское представительство Microsoft: (095) 967-8585.

Схема активации программных продуктов по технологии Product Activate

1. Во время установки приложения пользователь вводит ключ продукта (Product Key), указанный на упаковке компакт-диска. До сих пор на этом идентификация продукта заканчивалась, но теперь все только начнется: на экране появится окно, а в нем - 50-значный цифровой идентификационный номер установки (Installation ID) и предложение активировать продукт.

Installation ID однозначно идентифицирует уникальную конфигурацию конкретного компьютера на основе информации о серийных номерах всех основных компонентов ПК - процессора, оперативной памяти, системной платы, дисков и пр. Microsoft уверяет, что никаких персональных данных (имя пользователя, тип процессора, перечень установленного ПО) в этом ключе зашифровано не будет.

2. Для активации пользователь должен через Интернет (в режиме онлайн или по электронной почте) или по телефону связаться c центром активации (в СНГ - это московский Информационный центр Microsoft), передать туда Installation ID и получить в ответ 42-разрядный ключ активации (Activation Key), после ввода которого можно работать с программой в обычном режиме. При онлайновой работе это займет пару секунд, при телефонном звонке - не более 3-4 минут.

3. Пользователь может выбрать вариант “активировать позднее”, но в этом случае в его распоряжении будет только 50 запусков программы в полноценном режиме. После этого программа перейдет в режим “ограниченной функциональности”. Например, в приложении Office будут заблокированы возможности сохранения документов и создания новых файлов.

Версия для печати