С 1 февраля в Германии вступил в силу запрет на пользование во время езды мобильными телефонами без специального устройства “свободные руки”. Запрет касается как водителей автомобилей, так и велосипедистов.
Нарушением правил считается не только удерживание телефона в руках - трубка, зажатая между плечом и ухом, или набор на клавиатуре короткого сообщения (SMS) тоже классифицируются как недопустимые. Кроме того, само понятие езды трактуется достаточно широко: запрет относится и к стоянию на светофоре или в пробке с работающим мотором.
Первые два месяца с момента введения новых правил нарушителям грозит лишь устное замечание, с 1 апреля вводится денежный штраф в размере 60 DM для автоводителей и 30 - для велосипедистов.
Кстати, в спорных случаях, особенно когда водитель отрицает факт нарушения правил, дорожные полицейские имеют право на изъятие мобильного телефона в качестве вещественного доказательства. Поэтому Европейский автомобильный клуб не советует оспаривать нарушение, тем более что полицейские чаще всего патрулируют парами и показания второго из них приравниваются к свидетельским.
Гораздо более ощутимые финансовые последствия может иметь телефонный разговор “не по правилам” в случае ДТП. Как решительно подчеркнул представитель Федерального союза страховщиков Вольфганг Кауп, нарушителю придется полностью или частично (при договоре страхования гражданской ответственности) оплачивать урон из собственного кармана. Дабы избежать судебных тяжб с непредсказуемым концом, юристы советуют в случае зазвонившего в кабине телефона немедленно съехать на обочину или на первую попавшуюся парковку. Немецким водителям остается утешать себя тем, что в их стране еще не самые драконовские правила: в Испании, например, “телефонный штраф” эквивалентен 1200 DM, а в Польше - аж 2500 DM.
Опытные полицейские утверждают, что им необязательно заглядывать в салон, чтобы удостовериться, не разговаривает ли водитель по телефону,- факт нарушения выдает уже стиль езды. Среди отличительных особенностей такого вождения: забывчивость при включении сигнала поворота, неровность траектории движения, резкое торможение. Последствия очевидны: согласно исследованиям, проведенным в Бременском университете, если водители без хэнди совершили в тестовом эксперименте две ошибки, то их коллеги, ведущие разговор с использованием устройства “свободные руки”, уже девять, а без такового - 21! По заключению руководителя эксперимента профессора Дитриха Унгерера, мозг не в состоянии справиться одновременно с двумя требующими высокой концентрации внимания видами деятельности - вождением и разговором по телефону. Эксперты утверждают: при скорости 100 км/ч всего одна секунда потери внимания означает “вождение вслепую” на протяжении 28 м, при 120 км/ч - 33 м.