ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ

Спор между сторонниками и противниками пиратского распространения ПО поутих, но не закончился. И пока пиратство существует, издателям ПО приходится с ним бороться.

Компания “Руссобит-М” (www.russobit.ru) разработала и запатентовала систему StarForce, позволяющую защитить CD-ROM от копирования. В отличие от широко известных методов защиты, предусматривающих порчу рабочей поверхности заводской матрицы в одном или нескольких определенных местах с тем, чтобы с помощью неудавшегося контрольного чтения определить легальный диск, алгоритм “Руссобита” основан на другом способе.

Конечно же, в деталях он не раскрывается, но известно, что издатель предлагает специальный программный инструментарий защиты на языках Си и Си++. Возможны два варианта. В первом разработчик, используя означенный инструментарий, записывает мастер-диск и отправляет его фирме “Руссобит”, которая изготавливает заводскую матрицу для штамповки тиража. Второй вариант предполагает изготовление матрицы в любом другом месте, но тогда пользователю программного продукта придется во время его установки вводить специальный код, соответствующий данной партии дисков.

Используя систему StarForce, начинающие компании могут выйти на потребительский рынок без потерь от нелегального копирования. Но возможен и другой подход к работе на массовом рынке. О нем мы расскажем на примере фирмы “1С” (www.1c.ru).

В минувшем году “1С” выпустила рекордное для России число наименований игровых и мультимедийных компакт-дисков. Среди них есть как западные (локализованные) разработки, так и отечественные, причем розничные цены на продукцию ненамного выше пиратских, что делает изготовление нелегальных тиражей игр “1С” невыгодным.

Отечественные пользователи, избалованные почти бесплатными западными бестселлерами, предъявляют весьма высокие требования к игровому и мультимедийному ПО, а разработка современной трехмерной игры стоит сотни тысяч долларов. Как должен действовать производитель ПО в такой ситуации? Как отмечает директор фирмы “1С” Борис Нуралиев, естественный выход - на западные рынки. Крупный игровой проект окупится лишь в том случае, если диск будет продаваться по всему миру (уровень программных разработок при этом должен быть соответствующим). Но это под силу только крепко стоящим на ногах компаниям. Любопытно, что лицензионные отчисления от продажи отечественной игры “Князь”, выпущенной фирмой “1С” в прошлом году, на маленьком Тайване превысили доходы от ее продажи в огромной России.

Итак, налицо два несиловых способа борьбы с пиратством - технический и экономический. Первый лучше подходит малым фирмам, второй - большим, уже занявшим солидное место на рынке.

Версия для печати