С 5 по 7 февраля в подмосковном доме отдыха “Непецино” прошла третья конференция, посвященная развитию открытой криптографии, - “РусКрипто-2001”. Отмечу, что ее популярность растет: на первой встрече - 30 участников, на второй - 60, на третьей - около 100. Программа конференции оказалась очень плотной, и мне, участвовавшему в ней впервые, было очень интересно окунуться в круг достаточно специфических проблем. Нужно сказать, что организаторы существенно помогли мне в этом, выдав в качестве раздаточного материала пятисотстраничную книгу Дэвида Кана “Взломщики кодов”, выпущенную в прошлом году издательством “Центрополиграф”. Рекомендую ее всем, кто хочет познакомиться с историей криптографии от древних времен до середины двадцатого века.

Профессор Клаус Шнорр

Отмечу, что среди участников конференции было много преподавателей, аспирантов и студентов профильных кафедр различных учебных заведений (МГУ, МГТУ, МИФИ, МЭИ, МИИТ).

В то же время конференция не была чисто научной - ряд фирм представили на ней свои продукты, так или иначе связанные с защитой данных. Так, Петр Помазанов, президент фирмы “МультиСофт”, представил электронные ключи MSKey - совместную разработку c фирмой “ЛАН Крипто”. Александр Галицкий из фирмы “Биолинк” рассказал о работах по биометрической идентификации с помощью устройства BioLink U-Match Mouse, о нем мы уже сообщали (PC Week/RE, № 2/2000, с. 1).

В конференции принял участие известный ученый из Германии и весьма обаятельный человек профессор Клаус Питер Шнорр, предложивший самые технологичные на сегодняшний день системы цифровой подписи, которые легли в основу соответствующих стандартов в ряде стран. Кстати, во время конференции было подписано соглашение между ГЦБИ Республики Беларусь и г-ном Шнорром об использовании его теоретических разработок в государственных стандартах республики. Это снимает вопрос о патентной чистоте разработок с использованием алгоритма Шнорра.

Александр Алексеевич Варфоломеев, сделавший обстоятельный обзор материалов трех ведущих конференций по криптографии (Crypto, EuroCrypt и AsiaCrypt), указал основные достижения прошедшего года. Главное из них - факторизация 512-битного ключа RSI. Предложена формула оценки сроков жизни шифра по длине ключа. Она учитывает известный закон Мура, из которого следует, что производительность техники удваивается каждые 18 месяцев. Все криптографические схемы надо оценивать по двум параметрам: как пойдет развитие техники и как быстро будут придумываться новые методы анализа таких схем. По этой формуле 768-битные ключи будут вскрыты в 2010 г., а 1024-битные, использование которых, в частности, предполагает и наш отечественный стандарт цифровой подписи, протянут до 2018 г.

Заведующий кафедрой “Информационной безопасности” МГТУ им. Н. Э. Баумана Аркадий Алексеевич Марков рассказал о проблемах подготовки специалистов. Действительно, стипендии маленькие, студенты вынуждены совмещать обучение с работой и потому вырваны из нормального процесса обучения. Привлечь их к научной работе достаточно трудно - гранты также маленькие. Тем не менее конкурс в вузы в последние годы растет и составляет в МГТУ 3-5 человек на место. У многих студентов четко выражено стремление после окончания вуза попасть на работу за границу. (Зарплата хорошего криптолога в США составляет около 100 тыс. долл. в год.) Выход г-н Марков видит в применении средств дистанционного обучения. Его кафедра использует для этих целей пакет Learning Space компании Lotus. Конечно, дистанционное обучение - громадный рынок. Называются цифры его годового объема в 20 млрд. долл. У дистанционного обучения есть свои преимущества в ситуации, которую я называю “радость для нищих”, когда нет хороших (или вообще никаких) преподавателей, нет денег на книги, обучение и т. д.

Но очевидны и проблемы. Основная из них, на мой взгляд, в том, что при “живом” обучении существует вербальный контакт между учителем и учеником. Когда он теряется, то интерес обучаемого к предмету резко снижается. Поэтому в разработке учебных курсов, которая стоит совсем немалых денег (около 50 тыс. долл. за курс), должны принимать участие специалисты по человеко-машинному взаимодействию (HMI), психолингвисты и другие люди отсутствующих или очень редких в России профессий. Сейчас многие вузы заняты переписыванием имеющихся учебных курсов под дистанционное обучение, но я не слышал, чтобы что-то делалось по исследованию восприятия этих материалов. Дистанционное и компьютерное обучение возникли не вчера, и пока в этой области больше неудач, чем успехов.

(Окончание следует)