показал, что Россия готова к цифровому телевидению

В выставочном центре “Сокольники” в Москве 14-16 февраля состоялся большой сбор специалистов, связанных с развитием перспективных телевизионных систем в Российской Федерации. Одновременно прошли выставки “Широкополосные телекоммуникации в России” и “Кабельное и спутниковое телевидение в России”, а также международная научно-техническая конференция “Перспективы развития телерадиовещания и телекоммуникационных услуг”.

Важность проведения подобного комплексного мероприятия в том, что страна находится на пороге внедрения цифрового телевидения и именно на этом этапе нельзя допустить ошибок в стратегии, могущих повлечь за собой печальные последствия. Очень отрадно, что на обеих выставках присутствовали отечественные разработчики и была представлена созданная ими аппаратура, которая, кстати, значительно дешевле импортной. Например, ориентировочная стоимость приставки для приема программ цифрового эфирного телевидения стандарта DVB-T “Эльф” зеленоградского НИИ “Научный центр” - всего 200 долл., ее выпуск начнется осенью текущего года.

По мнению же Московского научно-исследовательского телевизионного института (МНИТИ), будущее - за производством гибридных телевизоров, которые в состоянии производить российские заводы. Проведенные институтом маркетинговые исследования показали, что приемная сеть цифрового телевидения в России сможет развиваться при плате за “цифру” в пределах 100-150 долл. Разработанная в 2000 г. МНИТИ совместно с российскими телевизионными заводами базовая модель телевизора УСЦТ-2000 с цифровой платой указанного выше зеленоградского центра позволяет снизить затраты абонентов до 100 долл. Причем УСЦТ-2000 имеет открытую архитектуру и допускает подключение дополнительных плат (для выхода в Интернет и построения домашней локальной сети).

На конференции были представлены результаты испытаний отечественных технических средств цифрового эфирного вещания в Нижнем Новгороде, которые проходили с июня по декабрь 2000 г. Испытания показали, что созданная экспериментальная передающая система DVB-T работоспособна. Принимаемые цифровые ТВ-программы имели высокое качество изображения, хотя в ряде точек зоны обслуживания было отмечено влияние цифровых сигналов на аналоговые, проявляющееся в виде помех на изображение соседних каналов.

В области кабельного телевидения выставка показала тенденцию совместного производства аппаратуры с западными фирмами. Так, ЗАО “В-Люкс” и немецкая компания Hirschmann решили проблему выпуска продукции, которая по критерию цена/качество лучше импортной. Для этого был разработан программный комплекс, позволяющий осуществлять обобщенную оценку параметров и ранжировать производителей одного и того же изделия. Благодаря такому принципу кооперации с конечной сборкой производителем был выдержан указанный критерий.

Схема опытной зоны цифрового эфирного телевизионного вещания в Нижнем Новгороде

Уже созданные волоконно-оптические сети кабельного телевидения с широким спектром дополнительных услуг показали АО “Волоконно-оптическая техника” из подмосковного Одинцова и занимающийся прокладкой ВОЛС в некоторые жилые комплексы Москвы “Телевик”.

Большие стенды на выставке были у основных конкурентов в секторе спутниковой связи - “НТВ+” (со спутником “Бонум-1”) и “Газкома” (с ИСЗ “Ямал-100”). В частности, “Газком” представил наземные станции теле- и радиовещания, VSAT-терминалы для сети с интегрированными услугами. Основная задача “Газкома” - обеспечивать технологическую связь и доставку теле- и радиопрограмм (среди которых и цифровой пакет программы специализированной телесети “Прометей-АСТ” с круглосуточным вещанием) для предприятий “Газпрома”.

Интересную разработку представило АО “Радиус-2” - оперативно развертываемый мобильный комплекс радиорелейной связи, смонтированный на шасси четырехосного КАМАЗа. Он используется для организации временных радиорелейных вставок на поврежденных либо реконструируемых участках линий связи и для создания ответвлений от действующих линий. Комплекс может служить и в качестве автономного подвижного узла связи.

В расчете на владельцев локальных сетей свои стенды развернули несколько специализированных международных каналов - Discovery, MTV Networks Europe, National Geographic, Channel Eurosport.

Версия для печати