На состоявшейся 14 февраля пресс-конференции Lotus Development обнародовала итоги работы в России и СНГ в 2000 г. и планы на будущее. К сожалению, никаких абсолютных цифр не было приведено (открытыми являются только данные по IBM в целом), и собравшихся познакомили лишь с некоторыми относительными оценками.

В соответствии с отчетом Lotus Development, в 2000 г. количество пользователей Lotus Notes во всем мире выросло на 22 млн. и составило в декабре 78 млн. человек. Только в последнем квартале 2000 г. было продано 10 млн. лицензий Domino/Notes. В Европе количество клиентов увеличилось на 9,1 млн. и достигло 32,9 млн. По данным IDC, Lotus продолжает уверенно лидировать в области интегрированных систем для совместной работы: в Европе ее продуктам принадлежит 47% рынка, а в России - не менее 60%.

Александр Данилин считает, что работа с продуктами

Lotus может доставить много удовольствия

По словам менеджера Lotus по развитию бизнеса в России и СНГ Александра Данилина, объем продаж продуктов компании в этом регионе вырос в 2000 г. на 5% по сравнению с предыдущим годом и на 38% относительно докризисного 1997 г. Структура отечественных заказчиков Lotus на рубеже веков выглядела следующим образом: 23% - банки и финансовые учреждения, 18% - государственные структуры, 15% - производственные и промышленные предприятия, 12% - организации нефтегазовой отрасли, 7% - телекоммуникационные компании, 19% - организации других отраслей. По оценкам специалистов Lotus, в 2001 г. можно ожидать увеличения продаж продуктов на 30%.

В настоящее время Lotus в России и других странах СНГ имеет 30 авторизованных бизнес-партнеров, из них шесть фирм в категории Premium. Однако в этом году условия сотрудничества будут строиться в соответствии с объявленной три месяца назад программой PartnerWorld. Одним из ключевых ее положений является объединение ранее существовавших отдельных программ бизнес-партнерства IBM, Lotus и Tivoli (еще одна компания в составе IBM) в сфере ПО. Кроме того, изменится система скидок.

Однако представители компании основной акцент сделали не на маркетинговых вопросах, а на представлении технологий Lotus. В этой связи стоит отметить эволюцию позиционирования компании на ИТ-рынке. Последние пять лет деятельность Lotus определялась продвижением системы электронной почты и коллективной работы Notes и семейства продуктов на базе сервера приложений Domino. Эти две технологии останутся основой бизнеса компании и получат дальнейшее развитие. Уже объявлены планы создания новых версий этих систем: Domino Everyplace, iNotes, Mobile Notes, которые позволят реализовать концепцию распределенных вычислений с поддержкой мобильных средств доступа.

И все же дальнейший свой бизнес Lotus в значительной степени связывает с освоением новых направлений применения информационных технологий, в первую очередь в области управления знаниями и электронного обучения. Значительный набор таких продуктов был представлен на рынке в последние два года. Это специальные решения в рамках архитектуры Domino для создания систем документооборота и электронных архивов - Domino.Doc и Domino WorkFlow, несколько автономных приложений - Sametime (онлайновое взаимодействие), QuickPlace (создание Web или рабочего пространства для команд в корпоративной интранет-сети), LearningSpace (дистанционное обучение). Александр Данилин отметил, что ряд этих технологий уже нашел применение у российских клиентов.

Большие ожидания связаны с новой технологией Lotus Knowladge Discovery System (рабочее название проекта - Raven) для создания систем управления знаниями. В декабре 2000 г. был выпущен первый продукт семейства - K-Station Portal Server. Это “коробочное” решение, как уверяют представители компании, позволит использовать порталы для организации индивидуальных знаний, объединения групп людей и поддержки работы над проектами без вмешательства со стороны ИТ-специалистов. В текущем году появится Discovery Server - средство обнаружения знаний в самых разнообразных источниках информации. Давая положительный ответ на вопрос о возможности работы с многоязычными документами, г-н Данилин довольно загадочно объяснил этот отрадный факт: “+потому что поисковые механизмы используют методы векторного анализа”.

Так или иначе, но сейчас совершенно очевидно, что Lotus уже перестала быть поставщиком одного продукта, сегодня она предлагает на рынке комплекс продуктов для создания информационных систем, соответствующий требованиям эпохи электронного бизнеса.

Московское представительство Lotus Development: (095) 258-6476.

Версия для печати