Компании помогают своим сотрудникам найти оптимальный баланс между семьей и работой

Альберт Фрец известен своей готовностью работать по 70 часов в неделю, когда это необходимо для завершения сложных проектов. Его руководство из телекоммуникационной фирмы Talk2 Technology (Солт-Лейк-Сити, шт. Юта) неизменно приветствовало и всячески поощряло такое усердие. Но у Ала есть еще и семья - жена и четверо малолетних детей, - и все они относились к этому иначе.

На его счастье, в компании устроена специальная комната для гостей, где домашние могут разместиться поближе к кормильцу, когда тот вынужден надолго задерживаться в офисе. Здесь есть игрушки, видео, различные лакомства и бесплатный междугородный телефон - нечто вроде гибрида комнаты матери и ребенка и профилактория. А поскольку расположена эта комната в том же помещении, где кипит работа, служащие компании могут уделять внимание своим семьям без ущерба для дела.

Нахождение вместе с отцом в гостиной Talk2

помогает семье пережить его рабочие часы

“Моя жена и дети смотрят мультики в одной комнате, пока я накручиваю сверхурочные часы в соседней, - поделился впечатлениями Фрец, работающий исследователем-аналитиком. - Конечно, идеальным такой порядок назвать нельзя, но это определенно лучше, чем работать допоздна и видеть домашних только спящими”.

Сегодня нередко компании берут на себя часть домашних забот сотрудников, и это вполне резонно. Недавно опубликованные исследовательской фирмой Jupiter Research (Нью-Йорк) данные показывают, что служащие высокотехнологических компаний работают в среднем по 12 часов в сутки. И руководство все чаще привлекает опытных психологов и врачей для поддержания здоровья сотрудников и помощи в борьбе со стрессами. Такие программы включают услуги по присмотру за детьми, предоставление свободного графика работы, услуги консьержа и поддержание специальных постоянно действующих Интернет-конференций по вопросам воспитания детей. Все это многообразие мер преследует одну цель: помочь работникам достичь жизненной гармонии.

По словам главного директора по информации в Talk2 Брада Барэма, комната для гостей - лишь один из необходимых атрибутов компании, заботящейся о семьях своих сотрудников. “Чтобы они были всегда довольны, необходимо чутко прислушиваться к их семейным проблемам”, - поясняет Барэм, сам отец пятерых детей.

С этой целью он еженедельно проводит с коллегами “час истины”, во время которого они высказывают свое мнение по самым разным вопросам. Каждый новичок приглашается на такое собрание специальным красочно оформленным адресом, сопровождаемым букетом цветов; а когда у кого-то бывает день рождения, годовщина свадьбы или рождается ребенок, эльфы приносят ему шоколад, билеты в кино и другие подарки. По мнению Барэма, эти меры поощрения ориентированы в равной мере и на самих сотрудников компании, и на их родственников; демонстрируя высокую оценку семьи служащего, руководство Talk2 показывает, что ценит его личное благополучие не ниже своих производственных планов. “Некоторые говорят, что такие программы слишком дорого обходятся, но мы, например, тратим в среднем не более нескольких сотен долларов в год на человека, - продолжил он. - А отдачей на эти инвестиции становятся лояльность и усердие, которые я бы оценил во многие, многие тысячи”.

Аналогичные подходы к поддержанию гармонии используют и другие компании. Один из примеров - фирма Texas Instruments (Даллас, шт. Техас). Менеджер по программам организации рабочего/свободного времени в штаб-квартире этой компании Бетти Перки поддерживает информационно-справочную службу, через которую сотрудник может подыскать подходящую ему систему бытовых услуг, которая помогла бы присмотреть за детьми, убрать в доме или спланировать личные финансы. Кроме того, Перки курирует проведение ежегодных семинаров и конференций по таким темам, как воспитание детей в семье, где трудятся оба родителя; организация работы и семейной жизни для родителей-одиночек и борьба со злоупотреблением лекарственными препаратами, обусловленным отчасти связанным со службой стрессом. “Мы видим во всем этом средство экономии времени для сотрудников и повышения производительности для компании, - комментирует Перки. - Люди более устойчивы к стрессу, когда знают, что всегда могут воспользоваться подобными ресурсами; а чем слабее стресс, тем выше отдача”.

Хотя невозможно отрицать пользу таких служб для снижения стресса, связанного с трудовой деятельностью, некоторые специалисты предупреждают, что они окажутся совершенно бесполезны, если не уделять надлежащего внимания организации времени, проводимого вне офиса. Даже реализованная в Talk2 концепция комнаты для гостей окажется неэффективной, если при этом подразумевается 18-часовой рабочий день. Как же тогда добиться баланса между работой и личной жизнью? Вице-президент и генеральный директор фирмы Center for Project Management (Сан-Рамон, шт. Калифорния) Радж Капур считает, что, возможно, простейшим решением этой проблемы является четкое разграничение рабочего и личного времени. “Несомненно важно, - сказал он, - чтобы работодатель предоставлял сотруднику возможность строить свою личную жизнь вокруг работы. Но необходимо помнить, что не менее важно строить работу вокруг личной жизни”. С независимым автором из Нью-Йорка Мэттом Виллано можно связаться по адресу: mjv@whalehead.com.

Контроль над стрессом

Работа в темпе Интернета может довести до ручки даже наиболее приспособленных. Ниже приведен список достижений современного передового опыта в области снижения нагрузки на сотрудников, по версии вице-президента и генерального директора фирмы Center for Project Management (Сан-Рамон, шт. Калифорния) Раджа Капура.

- Проявляйте гибкость. Если есть возможность, позвольте сотрудникам самостоятельно составлять график работы. Это даст им чувство причастности к управлению компанией, а если все делается в срок, то какая вам разница, в какие часы.

- Обеспечивайте работников необходимой помощью. Иногда людей выводит из себя необходимость быть на посылках. Служба консьержей и персональных курьеров поможет снять значительную часть этой нагрузки.

- Обучайте сотрудников рациональной организации времени. Проводите специальные семинары по этой теме.

- Уделяйте внимание проблемам семьи. Работа не должна ставиться выше семейной жизни, и необходимо доводить до сведения сотрудников, что вы придерживаетесь этой шкалы приоритетов. Помогайте в организации семейных праздников.

- Ограничивайте ночные бдения. Действуйте прежде всего личным примером.

     Источник: Center for Project Management.

Версия для печати