Как ни парадоксально, но одновременно с расширением полосы пропускания современных каналов связи наблюдается быстрый рост применения разнообразных служб так называемых коротких сообщений, обеспечивающих мгновенную доставку весьма ограниченных объемов информации. Согласно недавно опубликованным результатам исследования Gartner Group (www.gartner.com), в январе мгновенный обмен сообщениями (IM, Instant Messaging) достиг во всем мире 15-миллиардного месячного уровня. Большая часть - 12 млрд. сообщений были переданы на настольные, блокнотные и карманные ПК, а также на мобильные телефоны. Оставшиеся 3 млрд. пришлись на долю пейджинга. Для сравнения - в сентябре 2000 г. пользователи компьютеров, хэнди и пейджеров получили лишь 11 млрд. IM-сообщений. Перспективы этих технологий коротких сообщений весьма радужны - аналитики предрекают к концу года ежемесячную передачу до 20 млрд. таких сообщений.

Интересно, что данные Gartner Group заставляют по-новому взглянуть на традиционный пейджинг, переживающий в России явно не лучшие времена. Однако в мире с сентября по январь передача пейджинговых сообщений выросла в 1,5 раза - с 2 до 3 млрд. шт. в месяц. Так что не исключен ренессанс этой технологии и в нашей стране.

Привлекательность служб передачи кратких сообщений во многом связана с их “бесшумностью”, а значит, возможностью использования практически в любых условиях. IM-сервисы позволяют обмениваться сообщениями одновременно с другим занятием. Другое преимущество мгновенной текстовой связи - ее простота и дешевизна. Так, отослать с сотового телефона SMS-сообщение зачастую легче и быстрее, чем дозвониться вечно занятому абоненту.

Надо заметить, что SMS по классификации Gartner Group не считается полноценной разновидностью IM. Главное отличие заключается в том, что SMS привязана к телефонному номеру, а IM - к IP-адресу, т. е. последняя технология гораздо универсальнее и допускает использование для обмена сообщениями практически любого устройства, подключенного к Сети. Благодаря применению IP-протокола IM-сообщения не обязательно должны быть текстовыми, в перспективе это могут быть сфотографированные цифровой камерой изображения или голосовые сообщения - лишь бы мобильные устройства поддерживали их создание и воспроизведение. Кроме того, IM, как мы знаем на примере ICQ, обладают большей интерактивностью, позволяя непосредственно “видеть”, готов ли получатель сообщения к диалогу. Так что уже в ближайшие три-четыре года ожидается “растворение” SMS в IM и массовое внедрение Интернет-технологий в сотовой и пейджинговой связи. Очевидно, на быстрый рост популярности в первую очередь может рассчитывать ICQ поверх GPRS, когда эта долгожданная технология пакетной передачи данных в сотовых сетях наконец-то станет реальностью.