Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

КАРМЕН НОБЕЛЬ

Лишь небольшая горстка беспроводных компаний получает федеральную помощь для расширения сервиса

Загородная местность - среда, неплохая для обитания, но мало приспособленная для приличных служб сотовой телефонной связи.

Хотя по Северной Америке быстро распространяются беспроводные службы, в большинстве сельских районов еще нет ни цифровых линий связи, ни конкурентных ценовых предложений. Плохой сервис мешает развитию бизнеса, а слабое территориальное покрытие препятствует мобильной связи за пределами зон крупных городов.

По словам Дункана Викерса, руководителя информационных служб фирмы British Columbia Gas (Ванкувер, Канада), при развертывании службы Cellular Digital Packet Data в сельской местности компании помогал их оператор связи, корпорация Telus Communications, - к этому обязывала техника безопасности, но для решения вопроса им пришлось проявить некоторую настойчивость.

“В нескольких районах провайдерыне хотели налаживать сервис, и мы были вынуждены на них надавить, - рассказывает Викерс. - А и в самом деле: если там от силы несколько пользователей, то какой резон им стараться?”

В итоге за довольно посредственное обслуживание они платят большие деньги, потому что коль скоро более крупные операторы не хотят возиться с цифровыми службами, небольшие компании предлагают аналоговую связь.

“Вам не остается ничего другого, кроме как обращаться к владельцам морально устаревшего аналогового сервиса, - подхватывает Кен Дюлани, аналитик Gartner Group (Сан-Хосе, шт. Калифорния). - Такими зонами согласны заниматься лишь маленькие фирмы. Размещать там оборудование экономически невыгодно+ Речь идет о районах с плотностью населения один человек на три квадратные мили”.

Федеральная комиссия по связи (ФКС) не один десяток лет работает над улучшением сельских служб коммуникации. Закон о связи (The Communications Act) 1934 г. содействовал развитию этой области на селе в целом, а в 1970-х и 1980-х годах делались попытки создать в провинции условия, способствующие финансированию сельских служб путем налогового регулирования.

Закон 1996 г. предусматривал для абонентов два вида субсидий, понижающих размеры ежемесячной платы, и создание фондов для субсидирования телефонных компаний, обслуживающих сельскую местность.

“Встает вопрос, кто является правомочным оператором для таких служб, - говорит Тревис Ларсон, представитель Cellular Telecommunications Industry Association (Ассоциация изготовителей сотовых телекоммуникационных систем, Вашингтон).

По его словам, операторы беспроводной связи попадают в категорию Eligible Telecommunications Carriers (ETC) или правомочных операторов, что означает право на правительственные субсидии для сельских служб с санкции ФКС, смягчающие бремя расходов по расширению обслуживания.

Проблема в том, что до сих пор решение вопроса, когда и какие компании могут стать ETC, зависело от государственных организаций коммунального обслуживания. К настоящему моменту этот статус получили очень немногие беспроводные операторы. В ряде случаев - так было, например, со Sprint PCS из Канзаса - он был предоставлен лишь для городов, где в нем не было никакой необходимости.

Том Уилер, президент CTIA, лоббировал увеличение правительственного финансирования для сельской местности, ссылаясь на успех в других странах и сравнивая нужды сельской Америки с нуждами третьего мира. Мы убедимся, утверждает он, что беспроводные службы будут дешевле, чем кабельная связь, предлагаемая в провинции местными телефонными компаниями.

“Страны третьего мира перескочили через эпоху прокладки медного провода и попали прямиком в беспроводную эру, - сказал Уилер. - Аналогично этому одна из наиболее развитых стран, Япония, перепрыгнула через кабельную фазу развития Интернета и сразу приступила к его беспроводной реализации”.

Уилер обращает внимание, что корпорация Western Wireless (Белвью, шт. Вашингтон) добивалась разрешения в ряде штатов (включая Канзас, Нью-Мексико, Оклахому и Южную Дакоту) на конкурентное беспроводное обслуживание в статусе ETC. Однако всюду она натыкалась на бюрократические проволочки или же получала откровенные отказы.

“Что же мешает появлению высококачественных цифровых служб в американской провинции? - спрашивает он. - Сложившиеся нормы. Сегодня в провинциальной Америке принято ориентироваться на традиционную монополию одной телефонной компании. Как правило, новая технология подрывает те основы, на которых зиждутся эти нормы”.

В реальности с момента появления сотовой связи пользователи нарушали “нормы” как могли. “Попадая в настоящую сельскую глушь, вы сразу видите, что стоимость подвода линий непомерно высока, - поясняет Викерс из British Columbia Gas. - У нас есть люди, которые в первое время существования сотовой связи вместо нормальных линий применяли вышки”.

ФКС публично заявила, что компании коммунального обслуживания не должны препятствовать доступу к субсидиям, однако о специальном финансировании для беспроводных операторов до сих пор не высказывалась. А раз так, то беспроводные операторы должны действовать в заведомо неблагоприятных условиях, что не способствует их заинтересованности в распространении служб на сельские районы, уточняет Ларсон.

Статус ETC пытались пробить себе Sprint PCS, фирма Smith-Bagley, Verizon Wireless, Western Wireless и другие компании, но они все еще ждут решения.

“В США из-за отсутствия цифровых служб в сельской местности путешественникам необходим двухрежимный телефон, - говорит Дюлани из Gartner. - Фирме Sprint, которая переходила на цифровые службы, пришлось сохранить двухрежимные аппараты+ На любой карте цифровых служб в Штатах имеются огромные белые пятна”.

Версия для печати