“Голден Телеком” получает миллионные инвестиции, а “Дилайн” эти миллионы уже зарабатывает

Вопреки падению биржевого индекса NASDAQ (в начале апреля он снизился до уровня 1640 единиц) Рунет испытывает сейчас подъем. И хотя далеко не все отечественные рекламно-ориентированные сайты можно отнести к категории процветающих, те компании, что занимаются более “приземленными” делами, чувствуют себя гораздо лучше.

Георгий Полихрониди и электронный бизнес

теперь друзья - не разлей вода

В первых числах месяца один из крупнейших российских дистрибьюторов “Дилайн” объявил о том, что продал через Сеть товаров на 52,5 млн. долл. и переименовался в “Центр электронного бизнеса Дилайн”, а телекоммуникационный оператор “Голден Телеком” сообщил о продаже за 125 млн. долл. 50% своих акций консорциуму компаний, возглавляемому “Альфа-Групп” (в него также входят инвестиционные фонды Baring Vostok Capital и Capital International Global Emerging Markets Private Equity Fund). Если прибавить к этому, что ряд Интернет-компаний получил менее крупные инвестиции (см. PC Week/RE, № 11/2001, с. 1), а другие зарабатывают сотни тысяч долларов на розничной электронной коммерции (см. PC Week/RE, № 12/2001, с. 24), то складывается весьма отрадная картина.

“Голден Телеком”

Оба упомянутых выше события по-своему показательны. Компания “Голден Телеком” сама является активным инвестором в Рунете. Она скупила такие контентные проекты, как “Инфоарт”, Aport, AtRus (заплатив за это десятки миллионов долларов), а также начала ценовую войну на фронте dialup-доступа и доступа по выделенным линиям, в результате которой Интернет стал более доступным для широких масс населения. Продолжая развивать выбранную стратегию, на днях фирма приобрела Интернет-провайдера “Ситилайн” (по некоторым данным, за 30 млн. долл.) и 51% акций Интернет-провайдера “Уралтелеком”.

По условиям сделки “Альфа-Групп” инвестирует 110 млн. долл. в обмен на 43,8% акций компании, а акционеры Baring Vostok и Capital International, совместно владеющие 10,5%-ной долей акций “Голден Телеком”, вложат еще 15 млн. долл., что увеличит их участие в акционерном капитале до 7,6 и 8,8% соответственно. Стороны также получат право на приобретение у GTS (предыдущего владельца компании) большей части из оставшихся 11,7% акций. В рамках этой сделки “Альфа-Групп” дала согласие на то, что ее доля в течение последующих двух лет не превысит 50%. Завершение сделки планируется к концу мая 2001 г.

Все это должно позитивно сказаться на “Голден Телеком” - быстро растущей (только число ее Интернет-клиентов после покупки “Ситилайна” достигнет 150 тыс.) и перспективной (у нее хороший баланс разных проектов), но убыточной компании. В последние месяцы она испытывала некоторый недостаток средств и кое-кто из экспертов полагал, что она не сможет поддержать выбранный темп. Теперь ясно, что по крайней мере в ближайшее время этот прогноз не сбудется, но международный опыт развития dot-компаний, шедших схожим путем (борьба за лидерство при помощи ценового демпинга и привлечения все больших инвестиций), все же говорит о его ненадежности. Но данная покупка демонстрирует, что доверие крупных инвесторов к связанному с Интернетом сектору не утеряно, и в игру даже включился новый тип инвесторов - российские банки.

“Дилайн”

“Дилайн” - компания совершенно иного рода, использующая Интернет не столько для непосредственного зарабатывания денег, сколько для снижения расходов. Не секрет, что рынок дистрибуции постепенно вырождается в том смысле, что маржа его игроков неуклонно падает. Хотя сейчас этот показатель у основной массы дистрибьюторов составляет 10-15%, они (дистрибьюторы) несут немалые расходы (маркетинг, склад, таможня и т. п.) и риски, и чистая их прибыль не превышает 1,5-2%.

Стремясь добиться большей рентабельности, “Дилайн” десять месяцев назад открыл Web-интерфейс, позволяющий дилерам размещать заказы непосредственно в его внутренней системе управления, минуя торгового представителя. Построена система грамотно: ГИП очень прост для освоения и удобен для работы. Вначале были сделаны наименее сложные модули (собственно размещение заказов), затем к ним добавлялись другие (управление счетами дилера, сборка заказных конфигураций компьютеров и т. п.). И эффект не замедлил сказаться.

Если в первый месяц (июнь 2000 г.) с его помощью было продано товаров на 142 тыс. долл., то уже в третьем квартале 2000 г. - на 10,82 млн. долл., в четвертом - на 20,41 млн. долл., а в первом квартале 2001-го - на 21,13 млн. долл. За 10 месяцев количество пользователей системы увеличилось в 20 раз - с 50 компаний в июне 2000 г. до 1000 на конец марта 2001-го, и сейчас 77% всех клиентов “Дилайна” регулярно совершают закупки с его помощью. Всего же было принято заказов на 52,6 млн. долл., а в 2001 г. эту сумму планируется увеличить до 100 млн. долл.

Но главное - основанная на Интернете бизнес-модель позволила сократить постоянные и операционные издержки компании и, как следствие, повысить ее рентабельность. Ежегодные затраты на содержание персонала уменьшились более чем на 200 тыс. долл. (уволено 10% своего штата - в основном торговых представителей), коммуникационные расходы (т. е. оплата телефона) - на 300 тыс. долл. в год, расходы на поддержание складских запасов - на 250 тыс. долл. (это дает прирост валовой прибыли на 0,21%).

Кроме того, как показывает практика, переход клиентов на использование электронной торговой системы (ЭТС) обуславливает изменение товарной структуры сбыта. Анализ продаж за последние 10 месяцев свидетельствует о значительном расширении ассортимента продукции, регулярно закупаемой клиентами, и об увеличении доли товаров с более высокой маржой, что ведет к росту валовой прибыли на 0,58%, или более чем на 700 тыс. долл. в год. В итоге ожидаемый годовой экономический эффект от внедрения новой бизнес-модели превысит 1,4 млн. долл.

Подчеркивая свою ориентированность на Интернет-продажи, “Дилайн” теперь позиционирует себя как центр электронной коммерции. За внешним переименованием скрывается и желание дальше развивать свою систему, в частности, предоставлять поставщикам возможности целевого маркетинга и точечного воздействия на потенциальных покупателей. Скажем, планируется введение в нее маркетингово-аналитических интерфейсов для производителей. Кроме того, предполагается, что ЭТС позволит охватить другие категории потребителей - VIP-клиентов, а также конечных потребителей-специалистов, что, правда, может привести к конфликту “Дилайна” с его каналом сбыта и вендорами, желающими сохранить четкую структуру этого канала.

Как бы там ни было, но положительный пример областей, ориентированных на электронную коммерцию, будь то “Дилайн”, eHouse или магазин “оЗон”, принадлежащий ru-Net Holdings, благотворно влияет на имидж Сети. Значит, финансисты и дальше будут давать деньги, необходимые на ее развитие, а простые пользователи получат доступ к более дешевым и качественным услугам.

Версия для печати