ПРОГНОЗЫ
Так утверждает Европейская обсерватория информационных технологий в своем обзоре за 2001 г.
Владимир Дрожжинов, Александр Штрик
Как обычно, к началу выставки CeBIT в Ганновере вышел в свет ежегодный “Европейский обзор информационных технологий”, подготовленный Европейской обсерваторией информационных технологий (European Information Technology Observatory, EITO, www.eito.com). Этот документ содержит анализ общеевропейского рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и отражает ряд его статистических характеристик.
Каждый выпуск обзора состоит из трех частей:
- Состояние индустрии и рынка ИКТ в странах Европы (структура этой части от года к году практически не меняется, что позволяет легко сопоставлять данные, относящиеся к разным временным периодам, и выявлять тенденции рынка ИКТ).
- Анализ основных направлений развития ИКТ в Европе.
- Статистические данные о состоянии экономики, индустрии и рынка ИКТ в странах Европы (эти данные, как правило, охватывают реальную статистику за три предыдущих года и прогноз на текущий и следующий годы).
Основные тенденции 2000 года
Сравнение двух последних обзоров EITO (см. табл. 1) подтверждает сложившееся среди специалистов представление о том, что сфера информационных и коммуникационных технологий переживает стадию эволюционного развития, по-прежнему ориентированного на создание новой экономики, Интернет и электронную коммерцию, хотя в течение прошедшего года появились и определенные изменения в выборе приоритетов.
Таблица 1. Сравнение содержания обзоров EITO 2000 и 2001
Необходимо отметить, что в прошедшем году мировая индустрия ИКТ в целом и европейская в частности продолжали устойчиво расти. Известные потрясения на рынке высоких технологий в США и других странах, которые имели место в 2000 г., пока не сказались на макроэкономических показателях развития рынка, в частности на темпах роста и объемах основных секторов.
В том и другом обзорах затрагиваются проблемы формирования в странах Европы новой экономики. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в 2000 г. новая экономика именовалась “Интернет-экономикой”, или “цифровой экономикой”, тогда как в 2001 г. используется термин “электронная экономика” (иногда “сетевая экономика”). Справедливости ради следует отметить, что в приведенном в EITO 2001 анализе “электронной экономики” доминируют аспекты, относящиеся главным образом к Интернету и его использованию. Тем не менее введение нового термина имеет определенную подоплеку, которая вероятнее всего связана с развитием концепции информационного общества. Согласно этой концепции, главным фундаментом информационного общества, наряду с массовой информатизацией и развитием общеевропейской информационно-коммуникационной инфраструктуры, является устойчиво развивающаяся и стабильная экономика. Если прежде информационное общество трактовалось как фокусированное на использовании информации, то сегодня оно рассматривается как общество, базирующееся на применении знаний. Соответственно и понятие “электронная экономика” введено для отражения более широкого круга вопросов функционирования экономики, нежели только ориентация на Интернет, его средства, технологии и приложения.
Рис. 1. Прогноз распределения объемов секторов
информационных и телекоммуникационных технологий на
мировом рынке ИКТ в 2001 г; ожидается, что общий объем
мирового рынка составит в этом году 2205 млрд. евро
Как в предыдущем, так и в настоящем обзоре главенствует тема развития электронной коммерции в странах Европы. Особую ценность анализу состояния электронной коммерции придает отраслевой подход к исследованию.
В отличие от прошлогоднего обзора в EITO 2001 представлены результаты исследования сферы электронного бизнеса, при этом отражено появление нового перспективного направления развития ИКТ, получившего название “мобильная электронная коммерция” (м-коммерция). Для европейских стран это направление представляется достаточно важным и перспективным в силу того, что, традиционно отставая от США в области развития ИКТ и обычной электронной коммерции, Европа занимает лидирующие позиции в сфере мобильных технологий. Очевидно, в интеграции мобильной связи и технологий электронной коммерции европейские страны видят способ сократить отделяющую их от США дистанцию и занять собственную нишу на глобальном рынке ИКТ.
В обоих обзорах большое внимание уделяется вопросам продвижения европейских граждан к информационному обществу. При этом интересно отметить, что если раньше перечень средств доступа к его услугам включал широкий спектр традиционных технологий, приборов и средств связи, то в последнем обзоре анализируются возможности использования Интернета как одного из доминирующих инструментов. Подобная смена приоритетов стала возможной благодаря быстрому распространению Интернета и качественному улучшению его характеристик.
Точка зрения Европейской Комиссии на развитие ИКТ в Европе
Европейская Комиссия придает большое значение индустрии ИКТ и указывает три главных направления ее развития:
- доступный, быстрый и безопасный Интернет;
- инвестиции в людские ресурсы;
- стимулирование массового использования Интернета.
Эти направления нашли свое отражение в программе “Электронная Европа”.
ИКТ оказывают сильное воздействие на всю экономическую деятельность государств. Растущая процессорная мощь, падение стоимости информации и сетевое взаимодействие способствуют повышению производительности труда, стимулируют инновации и дальнейшие технические изменения во всех секторах, включая высокотехнологичные и традиционные. Ясно, что такое воздействие проявляется в разных отраслях неодинаково. Несмотря на то что внедрение ИКТ и электронных форм бизнеса дает всеобщий позитивный эффект, тем не менее рост производительности, особенно в обслуживающих секторах, не всегда адекватен уровню инвестиций в ИКТ.
Электронный бизнес рассматривается как ключевая тенденция развития европейской экономики. Хотя в настоящее время достоверных макроэкономических показателей эффективности ИКТ и электронного бизнеса в Европе недостаточно, тем не менее позитивные качественные изменения в сфере электронного бизнеса наблюдаются (см. серию отчетов Европейской Комиссии по электронному бизнесу, www.europa.eu.int/comm/dgs/enterprise/).
Главной задачей, по мнению Европейской Комиссии, является “ускорение развития электронной коммерции”, и именно под таким лозунгом осуществляется переход к новой экономике. Большинство фундаментальных изменений имеет место в области коммерции B2B, которая представляет собой наиболее важную часть электронного бизнеса, занимая в нем более 80%. Революция в сфере B2B стимулировала реинжиниринг корпоративной структуры, включая снабжение, логистику, производство, маркетинг, дистрибуцию и коммуникации. При этом не исключается сосуществование новой (электронной) и старой (традиционной) экономики. Задача Европейской Комиссии состоит в том, чтобы правила конкуренции полностью соблюдались и в новой экономике. В то же время коммерция B2C сталкивается с серьезными трудностями, и прежде всего с высокой конкуренцией, в которую включились не только электронные магазины, но и традиционные европейские торговые дома. Кроме того, в этой сфере более остро сказываются правовые проблемы, различия в регламентах торговли, налогообложения и др. Так что европейский рынок B2C пока еще очень далек от зрелости.
Другая важная тенденция в Европе - это развитие мобильного электронного бизнеса, или м-бизнеса. По прогнозам, оснащенность населения мобильными телефонами стандарта GSM увеличится с 60% (ноябрь 2000 г.) до 80% (2002 г.). Одна из причин подобного роста заключается в том, что промышленность встречает здесь полную поддержку со стороны государства, выделяющего необходимые радиочастоты. Мобильные приложения третьего поколения рассматриваются как важнейший элемент в создании и реализации современных инновационных услуг. Речь идет не только о предоставлении мобильного телефона, но и о появлении мобильных услуг и мобильного контента, причем м-коммерция охватывает не только телекоммуникационных операторов, но и все другие отрасли экономики. Это означает переход от чисто телекоммуникационной логики к логике Интернет-экономики, в которой главную роль начинают играть владельцы контента, а не владельцы коммуникационных сетей. На этом пути много препятствий, начиная с высокой стоимости инфраструктуры и влияния промежуточных технологий (WAP, GPRS) и кончая конкуренцией на международном уровне.
Рис. 2. Прогноз распределения объемов региональных рынков ИКТ в 2002 г., млрд. евро
К числу устойчивых тенденций следует отнести и все увеличивающийся дефицит квалифицированных специалистов в области ИКТ. Эта проблема может серьезно блокировать усилия по ускорению экономического прогресса в Европе. Поэтому вложение средств в подготовку специалистов стало важным пунктом программы “Электронная Европа”. Ситуация требует радикальных изменений системы образования и обучения, поскольку компьютерная грамотность является необходимым условием формирования информационного общества. Именно поэтому проблема кадров приобретает политическое звучание и станет одной из тем для обсуждения на встрече глав стран Европейского Союза.
Следует отметить, что дефицит ИКТ-кадров в Европе, да и не только в ней, даст шанс российским программистам занять со временем достойное место на международном рынке труда. Особенную активность в поиске бизнес-связей с Россией в области оффшорного программирования проявляет Германия (см. www.eastbridge.de). 26 апреля в МЦНТИ состоится российско-германский семинар по этой проблеме.
Сетевая электронная экономика - основа информационного общества, построенного на знаниях
Как показывают результаты исследований, проводимых экспертами EITO, Европа переживает период экстраординарного роста в области ИКТ и сетевой экономики. При этом прогнозируется, что имевший место в конце 2000 г. спад в сфере высоких технологий, приведший к закрытию многих dot-com-компаний, не скажется сколько-нибудь серьезно на ситуации в Европе. В конце 2000 г. число европейских Web-пользователей выросло до 120 млн. человек, что составляет 31% от численности населения, а к 2003 г., согласно прогнозам, их будет уже 215 млн. (55% населения). Определяющими факторами этого процесса являются снижение телекоммуникационных тарифов (несмотря на то, что абсолютные их значения остаются высокими), упрощение и удешевление доступа в Интернет, повышение осведомленности населения, распространение электронного бизнеса, появление новых операторов, приложений и Web-сайтов, проекты в области электронного правительства и электронного рынка, развитие протокола WAP и приложений для мобильного Интернета.
Заметим, что в то время как Европа снижает тарифы на местные телефонные переговоры, Минсвязи России настойчиво продвигает идею повременной оплаты этих самых переговоров. Главный довод - затраты на местную связь окупаются только на 75%. При этом, правда, не сообщается о сверхрентабельности междугородной и международной связи, доходы от которой с лихвой компенсируют убытки.
* Заметим, что по этому показателю на первом месте в мире стоит Швейцария - Э. П.
Рис. 3. Средние затраты на душу населения в сфере ИТ по отдельным странам, 1999 г., евро
В конце 2000 г. в Европе было более 250 млн. пользователей беспроводных телефонов, что на 60% превысило показатель предыдущего года. Наиболее динамично развивается рынок в Германии, где число владельцев GSM-телефонов за год почти удвоилось. В некоторых странах оснащенность населения мобильными телефонами приближается к 100%. К 2003 г. число пользователей сотовой связи во всей Европе достигнет почти 500 млн. человек. Служба SMS становится наиболее популярной коммуникационной системой среди молодых людей, тогда как WAP-системы открывают путь к мобильному Интернету и использованию телефона в качестве “кредитной карты с антенной”.
Благодаря быстрому распространению в Европе мобильных коммуникаций у европейцев появились исключительные возможности для выхода на лидирующие позиции в развитии мобильного бизнеса и мобильной коммерции на мировом рынке. При этом успех Европе может принести развитие таких направлений, как телеработа, мобильные офисы, мобильное обучение, мобильная культура, мобильные сообщества, мобильные правительства, мобильные развлечения, мобильные игры и многое другое.
В России только приступили к формированию концепции э-правительства. Соответствующие работы и средства закладываются в Федеральную целевую программу “Электронная Россия” (э-Россия) на 2002-2010 гг. Не исключено, что все термины с приставкой “э-” в этой программе придется срочно заменить на термины с приставкой “м-”.
Рис. 4. Удельный вес ИТ в ВНП по отдельным странам, 1997 г., %
Все европейские страны вкладывают значительные средства в широкополосные кабельные сети связи и оптоволоконные линии, обеспечивая запас производительности для передачи мультимедийного контента как в интересах бизнеса, так и в интересах простых потребителей. Европа постепенно превращается во взаимосвязанную сеть цифровых городов и различных сообществ. Широкополосные сети открывают путь к массовому распространению новых возможностей для бизнеса и созданию новых рынков, формированию новой инфраструктуры и производственной культуры.
Все большее значение в европейских странах приобретает индустрия разработки цифрового контента. Практически в каждой европейской стране сформировались сильные компании по созданию контента, которые ставят перед собой глобальные цели по завоеванию не только европейского, но и мирового рынка мультимедиа. Наличие цифрового контента и предоставление мультимедийных услуг становятся главными слагаемыми успеха. Европа имеет базовый ресурс для выхода на лидирующие позиции в этой сфере и не намерена упускать момент, фокусируя инвестиции на тех направлениях, которые позволяют наиболее полно раскрыть европейский потенциал в области знаний и культуры.
Одним из серьезных факторов повышения конкурентоспособности европейских предприятий стало развитие электронного бизнеса и электронных рынков. Количество предприятий, успешно реализующих структуры и модели электронного бизнеса, устойчиво растет, и, главное, растет число примеров позитивного влияния электронного бизнеса на производительность, сокращение издержек и общую эффективность. Постоянно углубляется понимание того, что отношения B2B и B2C взаимозависимы, а участие в электронном рынке и в системе электронного снабжения предоставляет участникам немедленные и очевидные преимущества. Предприятия сознают, что сетевая экономика означает революционные изменения во всех сферах управления и производства. В то же время проведение радикальных изменений в духе времени представляет значительную трудность для многих предприятий, особенно для малых и средних, являющихся фундаментом всей европейской экономики. Именно поэтому для продвижения в сторону сетевой экономики им необходима серьезная внешняя помощь.
Текущее состояние европейской экономики характеризуется и появлением новой категории компаний (Application Service Provider, ASP), оказывающих услуги в области дистанционной прикладной обработки данных. Аутсорсинг и услуги ASP стали главными движущими факторами сетевой экономики на американском рынке. Однако только в некоторых европейских государствах (Великобритания и Скандинавские страны) накоплен реальный опыт работы на этом потенциально огромном рынке. ASP позволяют радикально уменьшить издержки компаний, предоставляя им поддержку в ведении электронного бизнеса и электронной коммерции. Можно ожидать, что услуги ASP все в большей мере будут востребованы европейскими малыми и средними предприятиями.
В сети АРПАНЕТ (1965 г.), праматери Интернета, все так называемые хосты или мэйнфреймы работали в режиме ASP. В то время, как и сейчас, другого режима прикладной дистанционной обработки данных с разделением времени (time sharing mode) не было. Идеологически переход в 1981 г. на 16-разрядные процессоры Intel и операционную систему MS-DOS был шагом назад, хотя с технологической точки зрения - шагом вперед.
В соответствии с общим планом действий по проекту “э-Европа”, согласованным в Лиссабоне на встрече глав государств, многие европейские правительства как на национальных, так и на местных уровнях инициировали различные проекты по электронизации местного управления и поддержке электронных сообществ, предусматривающие создание интегрированного электронного сервиса, переход на электронное снабжение, а также использование электронных документов, цифровой подписи, электронно идентифицируемых карт и местных порталов. Интернет-технологии позволяют обеспечить общую платформу для гармонизации и взаимной согласованности этих различных проектов и инициатив. В Европе местные сообщества традиционно рассматриваются как основа социальной среды. Развитие электронных сообществ, формируемых по территориальному признаку, может способствовать распространению онлайнового сервиса и созданию нового контента, приложений и порталов, которые адаптируют Интернет к местным потребностям.
Благодаря происходящей сетевой революции у Европы появляется хорошая возможность стать мультиэтническим интеллектуальным обществом, ориентированным на использование знаний. Однако необходимость огромных финансовых вложений в образование и обучение с целью преодоления существующей и будущей нехватки кадров в области ИКТ и электронного бизнеса стала серьезным препятствием на пути перехода Европы к знаниеориентированному обществу.
Согласно отчетам экспертов EITO, дефицит специалистов в области ИКТ в 2000 г. оценивается в 1,2 млн., а к 2003 г. он может возрасти до 1,7 млн. человек. В области электронного бизнеса аналогичные оценки составляют 700 тыс. в 2000 г. и около 2,2 млн. в 2003 г. В связи с этой проблемой и, главное, крайне тревожными прогнозами электронное образование и электронное обучение переходят в разряд приоритетных задач для всей Европы. Бизнесу и государству необходимо объединиться на всех уровнях, чтобы переориентировать систему образования на подготовку специалистов по ИКТ для работы в условиях сетевой экономики. Университеты должны тесно сотрудничать с предприятиями при подготовке курсов по электронному бизнесу и обучению ИТ-специалистов. Еще одним способом решения проблемы дефицита кадров может стать управление потоками миграции специалистов по ИКТ из других регионов мира.
Особое место на европейской сцене занимает борьба с цифровым расслоением общества. В условиях Европы эта проблема усугубляется усилением дисбаланса на региональном и социальном уровнях. Для ее решения в программе “Электронная Европа” четко сформулирована задача: предоставить каждому гражданину онлайновые цифровые возможности, при поддержке со стороны предпринимателей поднять уровень цифровой грамотности в Европе, обеспечить финансирование и развитие новых идей, способствовать укреплению доверия потребителей.
Среди многих других факторов именно либерализация телекоммуникационной сферы является наиболее важным политическим инструментом ускорения общеевропейского перехода к сетевой экономике. Однако этот процесс пока не завершен и развивается в двух направлениях. С одной стороны, принимаются меры по либерализации местной связи и созданию полностью открытого для конкуренции рынка, а с другой - формируется основа для реальной конвергенции мультимедиа путем введения общих правил игры, предусматривающих минимальный набор ограничений. Назрела необходимость в уменьшении бремени регулирования в сфере телекоммуникационных услуг, в области электронной коммерции и бизнеса, а также во внедрении гибких подходов к решению проблемы защиты интеллектуальной собственности. Устаревшее правовое и административное регулирование на уровне стран или местных органов может представлять главное препятствие в критических фазах развития общества. Интернет является глобальной инфраструктурой и требует глобальных подходов. Только в таких условиях сетевая экономика будет эффективной и ее преимуществами смогут воспользоваться все страны.
Одним из серьезных преимуществ европейских стран является их культурное и этническое разнообразие. Оно рассматривается как аргумент в пользу инноваций и изменений в сетевой экономике. Европа может создать новый тип знаниеориентированного общества, которое объединит не только страны Западной Европы, но также восточноевропейские и средиземноморские страны. В настоящее время Сеть развивается во многом спонтанно и неуправляемо. Однако переориентирование Интернета на сетевую экономику может полностью трансформировать эту ситуацию. Все это потребует тесного сотрудничества частного сектора и государства в следующих направлениях:
- создание наиболее благоприятных условий для сетевой экономики;
- подготовка специалистов, которые определяют стратегический потенциал общества;
- инвестирование средств в научные исследования, в инновации и в предпринимательство;
- преодоление цифрового расслоения и содействие укреплению социального согласия.
Некоторые характеристики европейского и мирового рынков ИКТ
Две трети европейского рынка ИКТ поделили между собой Германия, Великобритания, Франция и Италия. В 2000 г. почти во всех западноевропейских странах сектор ИТ увеличился на 9-12%; исключением стала Греция, там рынок вырос более чем на 15%. В секторе телекоммуникаций по темпам роста лидирует Испания (19,5%); вслед идут Греция, Ирландия, Португалия, значительно превысившие среднеевропейский показатель 2000 г., равный 14,3%.
В приведенной ниже табл. 2 и на рис. 1 и 2 даны сравнительные характеристики основных региональных рынков ИКТ. Эти данные отражают состояние и прогнозы объемов мирового и региональных рынков Информационных (ИТ) и телеКоммуникационных (КТ) Технологий, а также рынка ИКТ в целом. Под телекоммуникационными технологиями понимаются развернутые телекоммуникационные сети и их услуги.
* Включая страны Восточной Европы
Таблица 2. Сравнительные характеристики основных региональных рынков ИКТ, млрд. евро
Заключение
Европейский Союз планомерно и неуклонно движется к информационному обществу. Ставка сделана на информатизацию и телекоммуникации как базовые технологии, обеспечивающие паритет ЕС в экономическом соревновании с США.
Всем, конечно, интересно, какое место в общем процессе занимает Россия. Увы, по оценке EITO, это место - последнее (рис. 3 и 4). Именно поэтому необходимо настойчиво через Госдуму и депутатов склонять Правительство к признанию приоритета ИКТ-технологий и открытому выбору стратегического инновационного пути развития России.
С авторами можно связаться по тел.: (095) 104-1538 и э-почте: sadroz@cityline.ru