КОНВЕРСИЯ
В советские времена ученые, работавшие в военной области, были надежно защищены от контактов с иностранцами: допуск к секретной информации автоматически лишал их возможности выезда за границу и общения с зарубежными коллегами. Самых секретных специалистов вообще запирали в спецгородках. Теперь все не так. Закрытые городки открылись и даже появились на общедоступных картах. Правда, при этом финансирование закрытых институтов снизилось настолько, что основной доход часто дает сдача в аренду помещений. Уникальные специалисты разделились: одни, подрабатывая на стороне, продолжают поиск истины, другие ищут покупателей на свои интеллектуальные способности.
Такое положение дел волнует не только российских патриотов, но и зарубежных обывателей. Чтобы уберечь мир от опасности миграции классных специалистов в страны-изгои и помочь ученым СНГ в трудную годину, в ноябре 1992 г. был создан Международный научно-технический центр (МНТЦ, www.istc.ru), ставящий целью содействовать “нераспространению технологии производства оружия массового уничтожения” за счет предоставления ученым из оборонных отраслей “возможности для переориентирования их талантов на научную деятельность в мирных целях”.
Центр рассматривает заявки отдельных ученых и научных коллективов бывших оборонных учреждений, переключившихся на мирные исследования, и, оценив их перспективность, решает вопрос о финансировании.
С начала своей деятельности Центр оказал поддержку более чем тысяче мирных научных проектов стоимостью свыше 300 млн. долл., в которых участвовало около 30 тысяч ученых и инженеров из 420 институтов СНГ. Причем, как и в других проектах такого рода, ставится задача дать научному коллективу начальный толчок, снабдив его средствами на какой-то период времени, а также оказать помощь в поиске источников дальнейшего финансирования.
Один из вариантов - сотрудничество с зарубежным партнером - научной организацией, занимающейся сходной тематикой. Для этого МНТЦ выделяет средства на командировки бывших советских ученых за рубеж, организует совместные с западными учеными семинары и конференции.
У встречи с американскими бизнесменами, проведенной 9-10 апреля в Бостоне, несколько иная направленность: она была рассчитана на поиск коммерческих партнеров. Как рассказал мне Рэндалл Л. Бейтти, заместитель главного исполнительного директора МНТЦ, внимательно изучив деятельность 150 научных коллективов, финансируемых Центром, они выбрали 11 самых лучших и привезли их представителей в Бостон. С американской стороны на семинар приехали сотрудники 32 организаций (включая таких китов, как Boeing). МНТЦ впервые провел подобную встречу на американской территории, ранее он организовывал для американских бизнесменов поездки по научным центрам СНГ. Отдача от тех посещений, по словам Бейтти, была неплохой: примерно половина американских компаний, участвовавших в них, нашла себе партнеров в СНГ.
Первый день бостонского семинара был посвящен применению вычислительных методов в биологии, медицине и других “науках о живом”, второй - использованию вычислительных методов в сфере высоких технологий. На утренних заседаниях ученые из Армении, Белоруссии и России рассказывали об успехах, достигнутых в исследованиях, финансируемых МНТЦ. Затем шло выступление именитого докладчика, а во второй половине дня проходили индивидуальные встречи приехавших специалистов и заинтересовавшихся их исследованиями американских бизнесменов.
Судя по тематике выступлений (исследование сверхновых и генома человека, распознавание речи и изображений, моделирование биологических процессов и кодирование информации), МНТЦ удалось отобрать наиболее выдающиеся результаты.
Однако не все из них произвели должное впечатление. Из 11 сообщений два были сделаны на русском языке, американские участники слушали синхронный перевод. Остальные докладчики (с переменным успехом) говорили по-английски. К сожалению, умение выгодно представить результаты своей работы - не самая сильная сторона нашей науки. И если Сергей Симонов из новосибирского Академгородка очень уместно, на мой взгляд, рассказал об истории создания и огромном научном потенциале этого центра (ведь то, что общеизвестно у нас в стране, - новость для большинства американцев), то ученые из Кольцово, бывшего закрытого центра, расположенного возле того же Новосибирска, совершенно напрасно пугали американцев картой России с затерянной в глубине Сибири точкой - по-моему, готовность вложить свои кровные доллары в деятельность ученых из такой географической глухомани может быть присуща только очень специфическим людям.
Не очевидно, на каком языке лучше делать доклад. Важнее, видимо, как его делать. Например, большой успех имел докладчик, который начал свое выступление словами: “Я из России, поэтому буду говорить по-русски”. (Организаторам конференции повезло, что Ашот Чилингарян из Ереванского института физики не встал в такую же позу и вместо того, чтобы выступать по-армянски, сделал прекрасный доклад на английском языке.) Даже работая через переводчика, Вадим Башуров из Сарова сумел завладеть вниманием аудитории: его слушали очень внимательно, живо реагируя на все шутки. Так, рассказывая о восстановлении трехмерного изображения по его проекциям, Башуров отметил, что им удалось сократить число томографических снимков со 180 до 4 и тем самым существенно снизить дозу облучения, получаемого пациентом в ходе обследования, а в качестве иллюстрации привел изображение Венеры Милосской, якобы потерявшей руки в результате избыточного облучения.
В то же время, когда выступавшие на английском языке углублялись в суть математических выкладок, безусловно недоступных абсолютному большинству присутствовавших бизнесменов, зал откровенно скучал. Ясно, что приехавших американцев прежде всего волновала коммерческая эффективность и доступность предлагаемых технологий, а не лежащие в их основе теоремы и уравнения.
В первый день выступил координатор научных центров отдела Госдепартамента США по контролю за распространением опасных технологий Эндрю Худ. “Не секрет, - сказал он, - что новая администрация проводит ревизию всех действующих проектов и оценивает, в частности, деятельность МНТЦ. Мы считаем, что это успешный проект, и надеемся, что администрация Буша придет к такому же выводу”. Обращаясь к американским участникам, Худ призвал тех из них, кто считает, что МНТЦ принес им пользу, сообщить об этом своим конгрессменам или другим людям, влияющим на формирование вашингтонской политики.
Во второй день Рэндалл Л. Бейтти кратко рассказал о целях и задачах МНТЦ и стоящих перед ним проблемах. По его словам, Центр призван интегрировать бывших советских оборонщиков в мировую экономику, помочь им научиться определять потребности рынка и направлять свои усилия в коммерчески перспективные области. То есть Центр пытается обеспечить разумное сочетание рыночной (market-pull) и технологической (technology-push) составляющих. Хорошую идею недостаточно родить - ее нужно еще и продать. А этому в советской аспирантуре не обучали. И западные коллеги вот уже десять лет учат нас пользоваться удочкой: курсы менеджмента, семинары на тему, что такое гранты и где их берут, командировки за рубеж. Однако не пора ли наконец начать ловить рыбу самостоятельно?
Безусловно, международное сотрудничество - неотъемлемая черта современной цивилизации, и, конечно, для страны очень важно, чтобы талантливые ученые не уехали за границу, а смогли, оставаясь в России, найти западных спонсоров и заказчиков. Но разве самой России их мозги не нужны?
Хочется верить, что и в нашей стране уже в скором времени появятся потенциальные инвесторы, готовые финансировать деятельность российских ученых. А то все - Бостон да Бостон!
С автором статьи можно связаться по адресу: translation@enrus.ru.