Многие компании увеличивают расходы на э-бизнес
Web-стратегия Фреда Бюхлера вполне традиционна: инвестиции в перспективные начинающие фирмы, улучшение электронной витрины компании и развертывание новой технологии. Изумляет лишь выбор столь, казалось бы, неподходящего для этого времени. В условиях общей экономической неуверенности и при наблюдающейся волне разорений Интернет-фирм типа Go.com вице-президент компании Eastman Chemical по э-бизнесу продолжает работать так, будто на дворе не 2001-й, а по-прежнему 1999 г. В этом году Бюхлер потратит еще больше денег и привлечет к э-бизнесу своей компании еще больше людей, чем прежде. Экономические процессы замедляются, а он ускоряет шаг.
Бюхлер: "Стратегия Eastman Chemikal состоит
в инвестициях в перспективные технологии"
Как ни удивительно, так поступает не он один. Вопреки всеобщему унынию и неутешительным прогнозам немало компаний, в том числе и занимающихся традиционным бизнесом, продолжают вкладывать деньги в Web. Некоторые фирмы, озабоченные тревожными экономическими новостями, чувствуя неуверенность в среде своих поставщиков технологий э-коммерции, стараются действовать осторожно и сдерживают расходы на инициативы в области э-бизнеса. Однако многие толковые ИТ-руководители считают, что свертывать активность в э-бизнесе еще рановато. Многие из них увеличивают расходы, а кое-кто в этом году намерен их даже удвоить.
Перемены, происходившие в последнее время, отразились не столько на готовности компаний вкладывать деньги в э-бизнес, сколько в выборе направления инвестиций и оценке ожидаемых результатов. Как отмечают ИТ-руководители компаний, старшие бизнес-менеджеры уже не считают Web панацеей от всех бед, на которую не жаль любых затрат. Их взгляд на Web стал более зрелым.
Вместо того чтобы увлеченно заниматься антуражем Web-сайтов и грезить о мгновенном успехе э-коммерции, многие компании в этом году акцентируют внимание на повышении эффективности цепей взаимопоставок, удовлетворении запросов клиентов и снижении текущих расходов за счет более глубокой интеграции э-коммерции с существующими базовыми процессами и системами. Их уже не волнует внешняя мишура, но зато они много думают о потенциальном ROI (возврате инвестиций).
“э-Бизнес - это именно бизнес, - заявил аналитик фирмы Giga Information Group (Норуолк, шт. Коннектикут) Чип Глидман. - Основные деньги компании заработают на э-бизнесе за счет более эффективного использования Web. Раньше казалось, будто Web поменял все правила игры. Это не так. В конечном счете к Web надо относиться, как к любой другой технологической инициативе”.
Осознав эту истину, многие стабильные компании приходят к выводу, что инвестиции в э-бизнес по-прежнему имеют практический смысл. По прогнозу исследовательской фирмы Cahners InStat Group (Скоттсдейл, шт. Аризона), крупные и средние компании к 2004 г. в целом увеличат расходы на Web-ориентированную технологию с 49 (данные прошлого года) до 110 млрд. долл.
Недавний опрос фирмы AMR Research (Бостон) показывает, что 87% компаний в этом году повысят затраты на э-бизнес или по крайней мере сохранят их на прежнем уровне. Среди опрошенных 95% заявили об увеличении или сохранении нынешнего уровня инвестиций в электронные рынки. Уменьшаются лишь инвестиции в интрасети. Но это вызвано тем, свидетельствует независимый отчет фирмы Forrester Research (Кеймбридж, шт. Массачусетс), что две трети компаний уже завершили инсталляцию своих интрасетей. По данным Forrester, 65% компаний с активами свыше 1 млрд. долл. в этом году будут вкладывать деньги в технологии снабжения, а 53% - в технологии цепей взаимопоставок.
Больше, чем деньги
При более внимательном отношении руководства компаний к расходам многие инвестиции в э-бизнес, несомненно, пойдут на совершенствование цепей взаимопоставок и снижение издержек. “Пора вернуться к старым добрым методам обычного финансового анализа, - говорит Дэвид Скотт Льюис, аналитик фирмы Meta Group (Берлингейм, шт. Калифорния). - При этом резко возрастает роль CFO (главного финансового администратора), чье мнение становится решающим”.
Чрезмерно увлекаться ROI, однако, не стоит, предупреждает Кэрол Розуэлл, аналитик Gartner Group (Стэмфорд, шт. Коннектикут). Она считает, что сейчас не время считать каждый выжатый из Web доллар. “Спад, если он и будет, когда-нибудь прекратится, и компании, избравшие в это время правильный курс, выйдут из него окрепшими, - говорит Розуэлл. - Сегодня было бы ошибкой заниматься лишь урезанием расходов”.
Так же думает и Бюхлер из Eastman. “Нынешний год - время для работы, а не для экономии денег, - говорит он. - Вся наша химическая индустрия годами стремилась к снижению себестоимости. Это вряд ли назовешь стратегией, и не это отличает компанию от других в глазах ее клиентов. Задача этого года - лучше удовлетворять запросы покупателя”.
Eastman в этом году увеличивает расходы на э-бизнес в целом на 10%. Основная часть средств пойдет на улучшение обслуживания клиентов. Вот один пример: на Web-витрине компании только что появился десяток новых мастер-функций - Web-приложений, помогающих посетителям принимать правильные покупательские решения. Клиенты определяют детали своего проекта, и система выдает им список необходимых химических товаров.
Хотя такие приложения экономят деньги, так как покупатели реже звонят в компанию, главную суть проекта Бюхлер, его команда и бизнес-менеджеры видели не в этом. Они просто задавались вопросом, хорошо ли иметь такую возможность, будь они на месте покупателей. Ответ очевиден.
Чтобы создать эти интерактивные, интеллектуальные инструменты покупателя, потребовались месяцы программистской работы, но игра, по мнению Бюхлера, стоила свеч. “Мы хотим иметь самый лучший Web-магазин, и такие вещи нам помогают”, - говорит он. Через Web-прилавок Eastman ныне продается товаров на 300 млн. долл. в год.
Пусть пирог будет больше
Бюхлер и другие администраторы Eastman рассчитывают, что помимо совершенствования обслуживания клиентов э-бизнес поможет компании находить новых покупателей. До сих пор, говорит Бюхлер, онлайновые транзакции в основном отнимали продажи у других каналов сбыта. В этом году надо добиться роста Web-продаж без существенного ущерба для остальных форм торговли.
Большие ожидания Несмотря на трудную ситуацию в ".com"-бизнесе, крепкие компании сохраняют надежды на повышение в ближайшем пятилетии доли своих доходов от э-коммерции. А управленцы ряда фирм, работающих, например, в области информационных технологий, телекоммуникаций, транспорта и оптовой торговли, ожидают крупного прироста. |
Мастер-функции - только первый шаг, а дальше нужно разработать сайты с контентом на местных языках, сначала для Латинской Америки, а потом для Европы и Азии.
Поиск новых клиентов служит для многих компаний стимулом к увеличению инвестиций в э-бизнес. Например, медицинская страховая компания Horizon Blue Cross Blue Shield штата Нью-Джерси (Ньюарк) работает над улучшением своего Web-сайта для поддержки автоматизированного открытия счетов и предстоящего обслуживания членских карточек. По словам старшего вице-президента и исполнительного директора компании Чарльза Эмери, перевод этих процессов в Web не только снизит текущие расходы, но и, что важнее, сделает Horizon более привлекательной для фирм-клиентов с небольшим числом работников. “Чем больше операций мы сможем вынести из стен компании наружу и реализовать через транзакции, тем сильнее будет наша Web-стратегия”, - говорит Эмери.
Перевод многих базовых процессов в Web обойдется Horizon недешево. По сравнению с прошлым годом Эмери вдвое увеличил бюджет на новые инициативы в области э-бизнеса, выделив на эти цели 40 млн. долл. “Это большие деньги, - говорит Эмери, - но их придется потратить, если Horizon хочет получить отдачу от ИТ-инвестиций и претворить в жизнь стратегию, которая позволит превратить ее Web-сайт в пункт взаимодействия врачей, пациентов, работодателей и страховых агентов”.
“В этом году мы собираемся активизировать деятельность в Сети, - сообщила Эмери. - Мы столько средств потратили в 1999 и 2000 гг., чтобы обеспечить переход наших серверных систем в Y2K, что теперь у нас есть готовые строительные блоки”.
Бюхлер из Eastman, подобно Эмери, направляет большую часть инвестиций в э-бизнес на улучшение интеграции между ПО э-коммерции и базовыми системами, такими, как ERP-приложения (системы планирования корпоративных ресурсов). Например, их онлайновые мастер-функции оперируют информацией ERP-системы SAP AG.
Другим компонентом интеграционной стратегии является создание более глубоких онлайновых связей между ERP-системами Eastman и аналогичными системами партнеров фирмы, а также их поставщиков. Компания уже развернула полтора десятка частных экстрасетей бизнес - бизнес, связывающих ее с важнейшими партнерами, отвечающими за поставки комплектующих. Следующим шагом станет расширение связей на поставщиков этих партнеров при помощи связующего ПО фирмы WebMethods (Ферфакс, шт. Виргиния). Заметим, что полтора года назад Eastman приобрела долю акций WebMethods. Бюхлер ставит задачу до конца года интегрировать хотя бы одну из этих B2B-экстрасетей на всем пути между поставщиком и своими складскими помещениями.
От оформления заказов до изменений цен
ИТ-руководитель корпорации Solectron (Милпитас, шт. Калифорния), выпускающей электронную аппаратуру, Бад Матейзел тоже намерен потратить в этом году дополнительные деньги, чтобы сеть служила инструментом более тесной интеграции поставщиков и покупателей с базовыми ИС его компании. Для поддержки этих инициатив Матейзел добился удвоения своего ИТ-бюджета, и в результате ожидания высшего руководства компании выросли. “Администрация даже требует, чтобы мы двигались еще быстрее”, - заявил Матейзел.
Solectron продолжит инвестиции в фундаментальные системы типа ERP, чтобы обеспечить их взаимодействие с электронными системами заказов на базе Web. Затем предстоит совместно с партнерами систематизировать информационные потоки, чтобы поставщики получили доступ ко всем необходимым данным. Solectron, подобно Eastman, вкладывает средства в связующее ПО B2B, которое позволит клиентам подключаться к серверным системам Solectron и быть в курсе всего - от покупательских заказов до изменений цен.
Solectron также рассчитывает на электронные B2B-рынки, способные упростить обмен информацией с поставщиками и клиентами. Компания вкладывает немалые средства в сотрудничество с двумя крупными биржами, действующими на вертикальных рынках, - Converge (промышленные контракты) и e2Open.com (рынок электронной индустрии). Матейзел, в частности, хотел бы помочь этим биржам в выработке стандартов (в их числе RosettaNet, вариант Extensible Market Language), поскольку это упрощает ведение бизнеса.
Готовность компаний развивать свой э-бизнес измеряется не только объемом этой статьи расходов. Помимо увеличения бюджетов многие фирмы перестраивают свои организационные структуры и процессы для поддержки сегодняшнего и завтрашнего э-бизнеса. Например, Матейзел перешел на портфельный метод управления быстро разрастающимся комплексом инициатив в области э-бизнеса, находящихся под его наблюдением. Кроме того, Eastman недавно распространила ответственность за э-бизнес непосредственно на свои базовые бизнес-подразделения. Благодаря этому, по словам Бюхлера, э-бизнес будет рассматриваться как одно из главных направлений в деятельности корпорации.
В режиме ожидания
Конечно, не все корпорации удваивают расходы на э-бизнес или перестраивают свою деятельность в расчете на Web.
Экономическая неустойчивость и связанная с ней перетряска в рядах производителей технологий э-коммерции заставляют некоторые компании, например Beers Construction (Атланта), переводить стратегию э-бизнеса в режим ожидания.
По словам Ортеза Гуда, вице-президента Beers по технологиям, в прошлом году его компания неоднократно пыталась обращаться к готовым Web-технологиям, но все кончилось неудачей, потому что провайдеры, такие, например, как фирма Collaborative Structures, покинули бизнес или были поглощены другими компаниями.
В результате его бизнес-подразделениям и ИТ-группе пришлось срочно подыскивать другие варианты. Он бы не хотел, чтобы подобное повторилось.
“Мы всегда тщательно изучаем потенциальных партнеров, учитывая их надежность и возможную выгоду от сотрудничества с ними, - говорит Гуд. - Но сегодня на рынке многое меняется. Одни фирмы, с которыми мы вели бизнес, прекратили существование, а другие влились в более крупные компании. Мы не собираемся менять стратегию и начинать собственные разработки, но будем более тщательно оценивать возможных партнеров”.
Все это отразилось на отношении крупной строительной компании (в ее активах миллиард долларов) к электронным рынкам и биржам. “Наше высшее руководство, как никогда, заинтересовано в инвестициях в Сеть, - говорит Гуд. - Мы сохраняем и веру в Интернет, но в таких вещах, как э-биржи, уже не можем двигаться прежними темпами. Где-то надо дать задний ход”.
Бюджет Гуда в этом году чуть вырос. Но расходовать его он будет по-иному. Год назад он направлял средства в э-коммерцию, в том числе в проект онлайновой системы платежей. “Чтобы сократить затраты, мы в этом году собираемся искать пути более эффективной доставки информации в Web. Хотим сосредоточить внимание на обслуживании заказчиков и добиться, чтобы Web давал практическую отдачу”, - говорит он.
Хотя экономический спад порождает у фирм типа Beers вполне определенные сомнения, он же открывает и некоторые новые возможности. Волна увольнений персонала “.com”-компаний, считает ряд ИТ-менеджеров, расширяет еще недавно весьма скудный рынок ИТ-специалистов, разбирающихся в новейших технологиях.
Отсутствие спада в расходах на э-бизнес Возможно, темпы развития экономики замедляются и ".com"-фирмы исчезают, однако, как показывает надавний опрос, крепкие корпорации не урезают затраты на новые инвестиции в сфере э-бизнеса. По данным опроса ИТ-руководителей и менеджеров, наибольший рост инвестиций приходится на проекты э-бизнеса, ориентированные на управление поставками, продажами и отношениями с покупателями. |
Компания J.P. Morgan Online (Нью-Йорк) собирается в этом году, как и Beers, резко пересмотреть структуру инвестиций в Web. Однако речь не идет об их сокращении. Эта частная банковская фирма в прошлом году влилась в корпорацию Chase Manhattan, и, по словам исполнительного директора Morgan Online Гленна Смита,теперь, когда все утряслось, самое время кое-что изменить.
Компания начала заниматься Web еще три года назад, преследуя две цели: расширить возможности нынешних клиентов и привлечь новых. “Первая задача в какой-то мере была решена, и нас даже спрашивали, не рискованно ли давать в руки пользователей так много инструментов, - говорит Смит. - Однако привлечение новых клиентов оказалось делом дорогостоящим и трудным, отчасти потому, что частные банки - это бизнес, требующий личного контакта. Люди хотят разговаривать с реальным лицом и иметь с ним дело напрямую. Web как раз этого и лишен”.
Данный факт, а также слияние, предоставившее Morgan Online доступ к общекорпоративной группе расширения клиентской базы, заставили Смита принять жесткое решение: ликвидировать аналогичную группу J.P. Morgan Online, уволить примерно сотню служащих и сосредоточить внимание на сложившемся круге клиентов.
Однако у Morgan имеется дочерний технический филиал Arrakis (Бостон), разрабатывающий второе и третье поколения ее сайта. Кроме того, компания хотела бы снабдить свой сайт рядом новых заимствованных у Chase функций, включая банкинг.
Фактически Morgan увеличивает общие расходы на э-бизнес, хотя Смит и не сообщил, насколько. “Сейчас было бы ошибкой сдать назад, - говорит он. - Мы поняли, как делается персонифицированный сервис, и обеспечиваем интерактивный диалог с пользователями. Пора перенести все это на более высокую ступень”.
Удивительно, но вопреки видимому спаду экономики многие крепкие компании наращивают вложения в э-бизнес, намереваясь, как и Morgan, брать новые высоты.
“Мы привыкли говорить, что традиционные компании неповоротливы и чересчур тяжеловесны для конкуренции в Web, - замечает Глидман из Giga. - Но теперь стало ясно, что они сильны здоровой практикой бизнеса. Если компания хочет иметь надежную долгосрочную стратегию, ей нужно быть неторопливой, но целеустремленной. Вот где ключ к успеху”.
Именно к этой мысли пришел Бюхлер из Eastman. “Мы просто не впадаем в крайности. Нам свойственно здоровое прилежание. И все, что мы сегодня делаем, это осуществление задуманного”, - говорит он.
Валери Райс - внештатный автор из Уэст-Ньюбери, шт. Массачусетс. С ней можно связаться по адресу: valsean@mediaone.net.
ИТ-менеджерам стало легче на рынке рабочей силы
Вряд ли Ортеза Гуда можно всерьез осуждать за то, что сегодня он доволен собой. Вице-президент по технологиям компании Beers Construction (Атланта) годами наблюдал, как перспективные кандидаты на рабочее место предпочитали начинающие фирмы и фондовые опционы с обильным набором поощрений, тогда как он мог предложить им только стабильность крупной строительной компании.
Теперь же кандидаты стали ему названивать. И даже возвращаются прежние работники, ушедшие в “.com”-бизнес.
“Нам приходилось рыскать повсюду в поисках людей, - говорит Гуд. - А теперь мы имеем кучу резюме и массу звонков от претендентов. Находить кадры стало проще и вдобавок дешевле”.
Так же думают и другие ИТ-боссы. “Проблема подбора людей сильно упростилась, - заметил Чарлз Эмери, вице-президент по ИТ фирмы Horizon Blue Cross Blue Shield штата Нью-Джерси (Ньюарк). - Это не значит, что к нам не шли, но сегодня люди, по крайней мере, не требуют стомиллионных паев, чтобы взяться за работу. Теперь их больше интересует стабильность”. (Как известно, с начала прошлого года в Интернет-индустрии было уволено свыше 40 тыс. человек.)
Но не думайте, что теперь нет проблем, особенно когда надо заполнить вакансию по редкой технической специальности. По словам Артура Тайзи, в прошлом главы информационных служб Metropolitan Museum в Нью-Йорке, а ныне президента Интернет-консалтинговой компании в Тарритауне (шт. Нью-Йорк), большинство теперешних соискателей рабочих мест специализируются в области маркетинга и бизнеса либо разработки и продажи и не относятся к настоящим ИТ-профессионалам.
“Стали ли люди сегодня скромнее? - спрашивает Тайзи. - Безусловно. Но надо помнить, что хорошие специалисты идут нарасхват, а в остатке - посредственности”.