Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

Спустя год после внесения антитрестовского вердикта наблюдатели обсуждают перемены в Microsoft

При всем размахе и влиянии Microsoft (Редмонд, шт. Вашингтон) корпорации присуща быстрая реакция на изменения конкурентной обстановки, потребительского спроса, моделей вычислительной среды и, добавим, правовых требований.

Тем не менее за всю свою историю Microsoft никогда не подвергалась столь серьезной проверке на готовность к переменам, как за год, прошедший с того дня, когда власти признали ее виновной в незаконном употреблении своей мощи. Корпорация по-прежнему стоит перед реальной угрозой разделения; ей пришлось перестроить взаимоотношения с партнерами, выпускающими ПО и аппаратуру; она была вынуждена отреагировать на растущую популярность Web-служб и действия конкурентов в этой сфере; и это в ситуации, когда к ней все еще предъявляют юридические претензии, хотя не за горами решение Апелляционного суда Федерального округа Колумбия.

Сэм Паттерсон из ComponentSource

считает, что Microsoft стала более гибкой

Что происходило с компанией в это бурное время? Ее партнеры, пользователи и конкуренты, как всегда, расходятся в оценке того, насколько изменился курс Microsoft. Наиболее критично настроенные из них убеждены, что несмотря ни на какие перемены Microsoft все равно остается самой собой. Но большинство партнеров, пользователей и даже соперников корпорации считают, что она, возможно даже вопреки желанию, стала проявлять гибкость.

Хотя в течение года сохранялась неясность в отношении вердикта о разделении компании, общая ситуация выглядит более оптимистично в связи с улучшением позиций Microsoft на февральских слушаниях в Апелляционном суде. Учитывая планы выпуска новых ОС и медленное, но неуклонное развертывание сервисориентированной стратегии .Net, можно полагать, что Microsoft сохранила свою мощь и уверена в собственных силах.

Здесь как раз и зарыта собака. Действительно ли Microsoft изменилась, или просто увильнула от удара и мгновенно приспособилась к новым условиям, следуя обыкновенному здравому смыслу?

Ее новейшие разработки .Net и HailStorm стали основными аргументами в споре о том, насколько далеко продвинулась корпорация навстречу нуждам пользователей и в какой мере обеспечивает взаимодействие своего ПО с конкурирующими платформами. Друзья и враги компании смотрят на это совершенно по-разному.

По мнению Эда Блэка, президента ассоциации Computer & Communications Industry Association (Вашингтон), куда, в частности, входят фирмы Sun Microsystems и America Online, стратегия HailStorm дает повод для возбуждения нового антимонопольного иска.

“Они хотят взять одно, прицепить к другому и предложить все в общем комплекте. Это так и написано на их физиономиях, - заявил Блэк. - Совершенно очевидно, что Microsoft продолжает воплощать в жизнь свою противоконкурентную стратегию”.

В то же время лояльные по отношению к Microsoft ИТ-специалисты говорят, что компания меняется к лучшему и предоставляет им то, в чем они нуждаются. В течение длительного времени Массимо Виллинджер, CTO (технологический руководитель) Lockheed Martin Information Systems (Орландо, шт. Флорида), призывал Microsoft обеспечить взаимодействие ее ПО с другими платформами. Но раньше это был глас вопиющего в пустыне.

Lockheed Martin, у которой свыше ста тысяч настольных ПК и все серверы функционируют под управлением Windows, является одним из самых лояльных и давних корпоративных пользователей Microsoft. Больше пяти лет назад компания в числе первых развернула Microsoft Exchange, а теперь быстро перешла на платформу Windows 2000. Неудивительно, что Виллинджер на виду у тех, кто отвечает за принятие решений в Редмонде. Сегодня к нему, похоже, наконец-то прислушались, и поэтому он, как и другие пользователи Microsoft, с энтузиазмом приветствует последние изменения в курсе компании.

“Поскольку нас на вооружении множество платформ, нам чрезвычайно важно, чтобы они могли нормально взаимодействовать. И мы очень признательны Microsoft за то, что она готова поддержать отраслевые стандарты, XML (Extensible Markup Language), SOAP (Simple Object Access Protocol) и участвовать в деятельности органов стандартизации”, - пояснил Виллинджер.

Немалые потери

Партнеры Microsoft отмечают, что именно интересы пользователей и требования рынка, а отнюдь не альтруистические побуждения вынуждают компанию решать проблему межплатформного взаимодействия, заботиться о средствах доступа и следовать сложившимся стандартам.

“Пользователям необходима кросс-платформная совместимость, и Microsoft ориентируется на создание ряда горизонтальных стандартов, опирающихся на стандарты Web, - сказал Пэт Гелсинджер, вице-президент и CTO группы архитектуры корпорации Intel (Хиллсборо, шт. Орегон). - Но по мере разработки все новых горизонтальных интерфейсов Microsoft будет утрачивать свое фундаментальное превосходство над конкурентами”.

Microsoft сознает, сколько она потеряет, если не будет адаптироваться к веяниям времени. По словам Виллинджера, его очень разочарует, если Microsoft нарушит обещание обеспечить взаимодействие платформ, как это произошло с Java. Lockheed не потерпит этого, так как наличие разных версий XML крайне негативно скажется не только на компании, но и на индустрии в целом, считает он.

Однако Блэк из ассоциации CCIA не верит Microsoft. “Сегодня имеется множество продуктов и инструментов, обеспечивающих доступ к Web и ее использование исключительно на манер Microsoft, - полагает он. - Если собрать все это вместе и включить в новую платформу HailStorm, то в итоге еще больше пользователей окажутся привязанными к тотально однородной среде”.

Подобное мнение разделяют и другие скептики. По словам Джона Терриса, старшего программиста фирмы Kendall Placement Group (Сент-Луис), повторится история с Java: “Что-то для связи с другими платформами они, конечно, сделают, но работать это будет везде по-разному. Если ваша система построена только на технологиях Microsoft, все будет прекрасно. Но если у вас есть и другая платформа, появятся проблемы или со стабильностью, или с быстродействием”.

Руководство Microsoft с этим не согласно. По словам Брайана Арбогаста, вице-президента отделения персональных служб Microsoft, платформа HailStorm основана на открытых стандартах, в частности XML и SOAP, что исключает программную замкнутость. “Открытые протоколы и открытый доступ - необходимое условие для повсеместного использования новых служб”, - сказал он. Старший вице-президент Windows Division Брайан Валентайн также подчеркнул, что компания кровно заинтересована в продвижении XML, SOAP и всех протоколов Интернета.

Вынужденные перемены

Microsoft, по мнению наблюдателей, ослабила жесткие ограничения для своих OEM-партнеров и примирилась с необходимостью следовать стандартам и удовлетворять требования по совместимости ПО. Однако и ее друзья, и враги сходятся в том, что это не добрая воля компании, а вынужденный отклик на условия сегодняшнего рынка.

Так, например, считает Карл Ледбеттер, CTO фирмы Novell (Прово, шт. Юта), которая разработала стратегию One Net, конкурирующую со стратегией Microsoft .Net.

“Microsoft изменила поведение, но очень и очень незначительно. Суть в том, что сегодня у нас есть много ОС и любой браузер доставит вас в Web. Microsoft это наконец-то поняла и соответственно корректирует свою стратегию”, - подчеркнул Ледбеттер.

С точки зрения Сэма Паттерсона, исполнительного директора фирмы ComponentSource (Кеннесо, шт. Джорджия), поставляющей программные компоненты и являющейся партнером Microsoft, последняя при заключении контрактов стала куда более открытой, чем прежде: “Ее представители теперь действуют гораздо гибче, и у нас появилось намного больше возможностей влиять на условия заключаемых контрактов”.

Такого же мнения придерживается и Гелсинджер, отметивший, что между Intel и Microsoft установились самые благоприятные и позитивные отношения за все последнее десятилетие, хотя кое-какие трения еще остаются: “Мы поддерживаем Linux, которая представляет для Microsoft очевидную опасность, и тут наши позиции расходятся”.

Но с точки зрения Кена Уоша, президента отраслевой группы Software and Information Industry Association (Вашингтон), бизнес-практика Microsoft абсолютно не изменилась. Главным механизмом удержания монопольной власти остается воздействие на OEM-партнеров, а они сегодня не стали свободнее, чем три года назад, считает Уош.

SIIA (в ней состоит около 1200 компаний, включая AOL, Apple Computer и Novell) полагает, что если бы Microsoft хотела либерализировать свою договорную бизнес-практику, она бы разрешила использование конкурирующих технологий.

“В техническом плане они продолжают жестко следовать линии на взаимопривязку продуктов, внедряя в головы пользователей мысль, что им необходим полный комплект продуктов Microsoft от интегрированных систем до браузеров, поскольку иначе они крупно потеряют в производительности”, - заметил Уош.

Несмотря на определенные шаги к открытости, к компании по-прежнему предъявляются юридические претензии, так как Sun и AOL намерены усилить нажим на Министерство юстиции и главных прокуроров штатов, вовлеченных в антимонопольное дело, которое ныне рассматривает Апелляционный суд.

Хотя, по мнению юристов, разделение компании маловероятно, Апелляционный суд вполне может дать делу задний ход и вернуть его на доследование для пересмотра вопросов о компенсации убытков и мерах антимонопольной защиты.

“В принципе Апелляционный суд может и не вдаваться в неприятные вопросы, связанные с определением того, что допустимо в рыночной деятельности, и отбором фактов для повторного расследования в окружном суде. В этом случае очень возможно урегулирование спора путем переговоров”, - считает эксперт по антимонопольным проблемам Стюарт Джерсон, возглавляющий национальную судебную службу юридической фирмы Epstein Becker & Green P.C. (Вашингтон).

Если дело уйдет на доследование, то приведенные оценки .Net и HailStorm, по мнению юристов, вполне можно предъявить окружному судье как лишнее свидетельство необходимости принятия строгих правовых мер в отношении Microsoft.

Некоторые корпоративные пользователи видят в новых инициативах .Net и HailStorm отражение прежнего стиля Microsoft. Встраивая в свои базовые продукты и службы технологию аутентификации Passport, а затем выпуская поверх них оболочки типа HailStorm, Microsoft повторяет свою конкурентную практику прошлых лет. Так считает, например, Блэк из CCIA.

Добавим, что судебные разбирательства отнюдь не привели к какому-либо ослаблению монополии Microsoft. По данным исследований, монопольные позиции компании на рынке ОС, Интернет-браузеров и офисных приложений, наоборот, еще больше укрепились.

“По-моему, Microsoft абсолютно не изменилась, - сказал Майкл Шервуд, ИТ-директор муниципальных служб города Оушнсайд, шт. Калифорния. - Они практически не открывают свои ОС и технологии, предлагая другим компаниям к разработке собственных продуктов поверх технологий Microsoft. В результате эти компании попадают в заведомо невыгодное положение”.

Приобретения и потери

- Декабрь 1999 г.: После 14 лет службы в должности финансового директора компанию покидает Грег Мэффи

- Май 2000 г.: Из компании официально уходит ее технологический руководитель Натан Мирвольд

- Июнь 2000 г.: Объявлено о стратегии .Net

- Июль 2000 г.: Выпуск средства разработки Visual Studio .Net

- Сентябрь 2000 г.: После 14 лет работы из Microsoft уходит Пол Мариц

- Февраль 2001 г.: Объявлено о Windows XP

- Февраль 2001 г.: Апелляционный суд США заслушивает Microsoft и Министерство юстиции

- Март 2001 г.: Готов рабочий вариант кода Office XP

- Март 2001 г.: Объявлено об инициативе HailStorm

Версия для печати