Захватывающая “гонка вооружений” на пути к всеобщей интеграции
На конференции SAPPHIRE’2001 в Лиссабоне была объявлена новая стратегия SAP AG
О состоянии дел в SAP AG можно безошибочно судить по настроению ее бессменного шефа - артистичного и эмоционального Хассо Платтнера. В этом году, вероятно, бизнес компании идет гораздо успешнее, чем в прошлом, и потому на волне оптимизма господин Платтнер потряс девятитысячную аудиторию “сапфировцев” виртуозными гитарными соло из неувядаемых хитов “Битлз”, мастерски воспроизведенных известной немецкой группой Tribute. О чувствах аудитории свидетельствовали крики и транспаранты “Мы любим тебя, Хассо!”.
Как сообщили организаторы конференции, помимо тех 9 тыс., которые собрались в огромном зале лиссабонского Экспоцентра 22-25 апреля, за работой SAPPHIRE в эти дни наблюдало в прямом эфире через Интернет еще около 50 тыс. человек. Среди присутствовавших примерно 54% аудитории составляли будущие и настоящие заказчики SAP. Хозяев-португальцев было около тысячи, российская делегация насчитывала более сотни участников.
Точка перелома, или Кто претендует на роль главного архитектора?
Недавний обвал рынков, связанных с высокими технологиями, продемонстрировал мировому сообществу, что действительность гораздо сложнее, чем мы ее себе представляем. Таким не сильно оригинальным, но абсолютно справедливым утверждением начал свое энергичное пленарное выступление исполнительный директор SAP AG Хассо Платтнер. Серьезное разочарование от электронного бизнеса, на который еще год назад возлагалось столько надежд, показало, что законы старой экономики никто не отменял и удельный вес задач, связанных с организацией виртуальных продаж через Интернет, никогда не будет превалировать над задачами управления весьма приземленным, но вполне реальным производством. “Сила тяжести взяла свое, - резюмировал г-н Платтнер, - и сегодня нередко звучат возгласы, что Интернет уже кончился”.
Такое шараханье от большой любви до абсолютного отрицания свойственно, как не раз подтверждала жизнь, переходному периоду и характеризует определенную точку перелома, когда каждый шаг дается с большим трудом. Компания SAP, по словам Хассо Платтнера, ярко ощутила это на собственном опыте: ей пришлось пройти и через конфликты с партнерами, посчитавшими, что ERP-системы в период большой любви к Интернету уже никому не нужны, и через охлаждение клиентов, два года присматривавшихся, куда же пойдет столбовая дорога ИТ-индустрии. Сомнения партнеров и клиентов не прошли даром и привели к значительным потерям SAP на переходе к “новой экономике” (достаточно вспомнить нервозность г-на Платтнера на прошлогоднем SAPPHIRE).
“Разобравшись в основополагающих вещах, вы сегодня вернулись к нам, - радостно воскликнул глава SAP, обращаясь к клиентам. - Наше ПО не ушло в прошлое, оно просто претерпело серьезные изменения”.
Какие же проблемы призвано решать ПО нового поколения, выросшее на фундаменте традиционных ERP-систем? Главная из них, по мнению Хассо Платтнера, связана с быстрыми изменениями, происходящими в современных компаниях. За 3-4 года любая развивающаяся организация так сильно отклоняется от поставленной в начале пути цели, что никогда ее не достигает. Вывод отсюда один - цель надо чаще корректировать, а программные системы, поддерживающие эту перманентную трансформацию, еще при проектировании наделять врожденной гибкостью, дабы они успевали меняться вместе с бизнесом (приятно, что эксперты предрекали такой поворот еще в 1998 г. - см. PC Week/RE N 14/98, с. 59).
Есть еще одно важное следствие означенной гибкости - разработанные SAP продукты должны легко стыковаться не только с себе подобными (скажем, R/3 - R/3), но и с прочими существующими на свете системами типа Baan, PeopleSoft и др.
“Понятно, что мы не можем быть всегда и во всем лучшими, - искренне признался г-н Платтнер, - да это и не нужно. Настают другие времена, когда попытка реализовать все в одной системе или работать только с ПО своего производства становится концептуальной ошибкой. Поэтому мы сегодня реализуем новую стратегию, позволяющую этой ошибки избежать”.
Акцент в новой стратегии SAP, символизирующей точку перелома, делается на интеграцию всех видов и мастей: интеграцию данных, процессов, семантики+ (Для ее обозначения изобрели даже отдельный символ, именуемый интеграционным концентратором [integration hub] - см. рисунок.) Реализовать новую концепцию помогут три кита:
- компонентная архитектура (в рамках mySAP.com);
- технология обмена и интеграции (Exchange);
- портальные структуры (Интернет-технологии).
Их применение в полном объеме трансформирует системы SAP из продуктов для бэк-офиса в открытые платформы для глобальной интеграции.
Вроде бы никто уже не возражает, что пора выходить за пределы программных оболочек, описывающих лишь внутреннее функционирование предприятий. Интернет действительно позволяет нынче интегрировать все со всем на глобальном уровне. В то же время при таких масштабах узким местом остается генерация общего управленческого замысла и проектирование соответствующих программных систем. Следовательно, резко возрастет роль единого главного архитектора. Кто же отважится взять ее на себя?
Секрет интеграции - в хитросплетении альянсов
Ответов на этот вопрос, естественно, может быть несколько. Скажем, крупномасштабную ответственность на мировом рынке привыкли брать на себя консультанты “большой пятерки”. Почему бы и в новой экономике им не выступить идеологами построения глобальных связей? Претендовать на эту роль могли бы, вероятно, и крупные системные интеграторы.
Между тем действия SAP подводят нас к мысли, что она тоже не прочь попробовать себя в этой заманчивой роли. Глобальный замах среди прочих серьезных действий требует и свежих “политических” решений. С ними SAP не заставила себя ждать, заявив этой весной о выработке групповой стратегии и объявив о множественных партнерских альянсах. Наблюдая за ними в динамике, можно спрогнозировать будущую траекторию движения программного гиганта.
Так представляет SAP интеграционную архитектуру электронного
бизнеса в период утверждения новой экономики
Альянс N 1. В марте 2000 г. SAP образовала дочернюю структуру SAPMarkets, призванную в кратчайшие сроки выйти на лидирующие рубежи в области интеграции бизнес-процессов между корпорациями и создания глобальных торговых площадок, т. е. обеспечением так называемой совместной коммерции (collaborative commerce), к которой громко призывает нынче Gartner Group *1) (см. PC Week/RE, N 6/2001, с. 28).
_____
*1. Кстати, ознакомиться с полным комплектом документов Gartner Group, касающихся EPR II и e-commerce, можно уже и в России, купив соответствующий отчет у официального российского представителя GG фирмы Market Visio (www.edc.ru).
В середине прошлого года деятельность компании была усилена стратегическим альянсом с Commerce One, владеющей уникальными технологиями интеграции межкорпоративных бизнес-процессов (сродни workflow-технологиям). С помощью этих технологий SAP стремится, по всей видимости, осуществить технологический прорыв в области желанной глобальной интеграции всего со всем.
Так, альянсом уже предложена стратегия закрытого обмена (private exchange) на базе ПО MarketSet, подразумевающая создание и широкое использование упомянутых ранее интеграционных концентраторов (хабов), вероятно, построенных на тех же workflow-компонентах. В конечном счете применение такого подхода позволит, в частности, уйти от типичных сегодня соединений “каждый с каждым” к соединениям “многие ко многим”.
Альянс N 2. Год спустя после образования SAPMarkets компания SAP предпринимает очередной шаг к утверждению своего мирового Web-господства - учреждает еще одну дочернюю структуру SAP Portals, заставляя ее нести ответственность за интеграционные процессы на уровне клиентского ПО (front-office), созданного как SAP, так и другими софтверными производителями.
В этом случае тоже не обошлось без поддерживающих альянсов. У компании Top Tier Software была, к примеру, позаимствована технология Drag and Relate, позволяющая гибко формировать рабочие места сотрудников (как это делается в mySAP.com Workplace), как бы собирая их из приложений, расположенных в различных программных комплексах. Технология Top Tier, вероятно, неплохо себя зарекомендовала, поскольку в конце марта 2001 г. фирма была куплена SAP в “постоянное пользование”.
Развиваемое SAP Portals направление было подкреплено еще и альянсом с Yahoo!, в рамках которого произошел обмен не технологиями, а сервисами, контентом и клиентскими базами.
По замыслу разработчиков, создаваемые SAP Portals корпоративные порталы нового поколения дадут возможность их пользователям получать информацию сугубо избирательно (скажем, все свежие сообщения по управлению кадрами или ежедневные сводки финансовых новостей, - в зависимости от индивидуальных предпочтений). Причем доступна она будет через стандартные Web-интерфейсы везде, где только можно представить: на разнообразных мобильных устройствах, в Интернет-киосках аэропортов, дома, в гостинице и даже в корпоративной сети.
Первые завершенные портальные решения от SAP Portals должны появиться во втором квартале 2001 г.
Итого
Сухой остаток многочисленных выступлений на SAPPHIRE’2001, неся в себе предостережение и призыв к взвешенным решениям, сводился к следующим тезисам:
- High Tech - кризис 2000-2001 гг. свидетельствует о том, что экономика очищает себя от шелухи. К революционным бизнес-результатам можно прийти только через последовательность эволюционных шагов. Следовательно, стремясь увязать виртуальный бизнес с реальным, руководители предприятий должны помнить, что экономические модели остались прежними, а Интернет лишь изменил методы их воплощения.
- У производителей ПО в эпоху всеобщей совместной коммерции центр тяжести их деятельности переносится на взаимоотношения с партнерами (что дается непросто, требует соблюдения общих стандартов и предполагает изменения стиля работы всех сторон для получения совместных, легко интегрируемых решений).
- Глобальному бизнесу, свойственному новой экономике, требуется глобальный архитектор. Глобальный софтверный холдинг SAP, окруживший себя непотопляемыми партнерами мирового класса, серьезно готовится к этой роли.
Джентльменский рыночный набор
В первом квартале текущего года вышли очередные версии совместных продуктов SAPMarkets и Commerce One - MarketSet 2.0 и Enterprise Buyer 2.0, предназначенные для создания всех видов электронных торговых площадок: корпоративных (закрытых), отраслевых и региональных.
Помимо привычных линейных цепочек поставок, MarketSet (построенный на основе разработанного Commerce One продукта MarketSite) позволяет формировать в интересах единого торгового сообщества комбинированные варианты всевозможных объединенных цепочек, в которых создается добавочная стоимость: распределенное проектирование, снабжение (аукционы), планирование (прогнозирование), управление заказами, аналитические отчеты и др. Подразумевается, что в сообществе, объединяющем множество внутренних и внешних по отношению к корпорации бизнес-единиц, партнеров и покупателей, гибко образуются и в дальнейшем изменяются связи “многие ко многим”. При этом гарантируется защищенность и безопасность всех необходимых частей этой разветвленной сети.
MarketSet, отвечая требованиям глобальной электронной торговли, умеет работать с 12 языками, разнообразными форматами данных, различными валютами и международными налоговыми требованиями.
Enterprise Buyer, будучи тоже интернациональным (мноязычным, многовалютным и пр.), является более узко специализированным продуктом. Он представляет собой решение для формирования цепочек поставок всех видов: контрактных закупок, поставок конфигурируемых товаров, покупок по каталогу и т. п.
Продукт поддерживает онлайновые каталоги товаров, возможность сделать заказ через Интернет и изменить его, провести “электронные” переговоры о ценах и др.