20-21 апреля 2001 г. состоялся VI Партнерский семинар, устраиваемый ежегодно компанией CPS, одним из ведущих дистрибьюторов ПО в России, для своих партнеров. В работе семинара приняли участие Дарек Бачурский, представитель компании Corel в Восточной Европе (ответственный за Польшу и страны постсоветского пространства), и Вадим Ипатов, руководитель службы технической поддержки компании CPS. Вот что рассказали они корреспонденту PC Week/RE Алексею Резниченко о текущей ситуации в корпорации Corel и перспективах продвижения ее продуктов на российском рынке.
Дарек Бачурский
Дарек Бачурский: Все, что происходит в последнее время в Corel, в большой мере определяется воплощением в жизнь плана сокращения затрат (cost saving program) и вывода компании на позиции стабильности, рентабельности и долгосрочного устойчивого роста. Результаты I финансового квартала этого года (декабрь 2000 г. - февраль 2001 г.) показывают, что реализация данного плана приносит свои плоды. Программой развития компании предусматривалось, что Corel достигнет рентабельности только в III квартале; между тем уже I квартал был завершен пусть с небольшой, но прибылью. А ведь практически весь прошлый год компания несла убытки. Естественно, при этом приходится идти на жертвы. Corel сконцентрировалась на выпуске своих главных продуктов и проводит линию на более серьезное отношение к их разработке и позиционированию. Поэтому многие программы, не имеющие непосредственного отношения к созданию и реализации продуктов (такие, например, как международная техническая поддержка), были закрыты. Главную ставку Corel делает на свою линейку креативных продуктов, первым номером в которой является CorelDRAW. Последняя, десятая его версия вышла в конце прошлого года; в ближайшее время будет реализован CorelDRAW 10 Graphics Suite for Mac. Большие надежды фирма возлагает также на продукты, приобретенные недавно у компаний Macromedia и Metacreations. В течение лета - осени этого года появятся Bryce 5, Corel Painter 7, Corel KnockOut 2 и KPT 7. В отношении своих графических продуктов Corel ориентируется на международный масштаб и ожидает от их реализации наибольшего вклада в прибыли компании. Несколько иной подход наблюдается в отношении линейки офисных продуктов. Семейство Corel WordPerfect нацелено в первую очередь на североамериканский рынок. Основными потребителями офисных продуктов Corel являются администрация и правовые компании Канады и Соединенных Штатов. Именно поэтому сокращено число локализаций WordPerfect Office 2002. Выйдут только английская/американская, английская/международная, французская, немецкая и испанская версии. Большое внимание Corel уделяет и позиционированию своих продуктов. Инвестиции в развитие любого программного продукта должны быть строго обоснованными, направленными на реализацию общей стратегии компании, а результаты этой работы - предсказуемыми. Именно с этим связана некоторая неопределенность в отношении Corel Linux, Gallery и Ventura. Corel должна прийти к решению, наиболее точно отвечающему интересам как пользователей, так и самой компании.
Вадим Ипатов
Вадим Ипатов: Российские пользователи Corel чувствуют себя в каком-то смысле забытыми, брошенными ею. Последний локализованный продукт (CorelDRAW 7) вышел в 1997 г., поставки ПО в Россию идут крайне медленно, есть проблемы с поддержкой кириллицы, мало литературы на русском языке, российский сайт Corel до сих пор не упомянут на основном сайте компании, нет программ авторизации дилеров и учебных центров+
Д. Б.: Corel очень заинтересована в продвижении своих продуктов на российском рынке. Поверьте, это не пустые слова. Нужно решить главную проблему: как добиться наибольшей эффективности инвестирования средств в российский рынок. После выпуска локализованной версии CorelDRAW 7 объем продаж в России упал. Это немыслимая ситуация в любой другой стране. В Corel до сих пор не могут понять, с чем это связано. Если сравнивать Россию с Польшей, то уровень продаж компьютеров в наших странах примерно одинаков, однако объем продаж программного обеспечения (по крайней мере, продуктов Corel) в Польше в 10 раз больше, чем на всем постсоветском пространстве. Теперь вспомните о соотношении населения Польши и России и сложите два и два. Получается, что российский рынок просто бездонный, и если в Польше нужно только поддерживать объем продаж на текущем уровне, то в России его можно наращивать и наращивать. Что для этого надо сделать? Если проблема только в недостаточной маркетинговой активности, это вопрос решаемый, поскольку отдача может быть потрясающей. А если проблема в русском менталитете, остается только ждать, пока ситуация не изменится. Мы в Польше сталкивались с теми же проблемами лет 5-10 назад и имеем опыт их решения. Однако без доброй воли российской администрации, представителей частного бизнеса да и просто самих граждан ничего не получится. В Польше сейчас каждый человек считает, что жить честно, по законам и платить не только за гамбургер, но за любые услуги, любой труд самому, а не под страхом быть наказанным, - выгоднее. Сейчас, когда Corel начала получать прибыль, есть возможность вкладывать средства в поддержку российского рынка, но делать это надо обдуманно. Я считаю, что наиболее перспективной будет тактика мелких последовательных обоснованных шагов, а критерием оценки принятых решений может служить только объем продаж.
В. И.: Что касается падения объема продаж после выхода локализованной версии CorelDRAW 7, я думаю, это случайное совпадение. Легальный рынок скорее всего просто “не заметил” ее появления. Я имею опыт общения с профессиональными дизайнерами, и все они в один голос заявляют, что не доверяют локализациям. Во-первых, эти версии почему-то, как правило, менее устойчивы, во-вторых, они крайне редко бывают грамотно сделаны. Одним из примеров хороших локализаций является Ventura 2. Более правильно, на мой взгляд, иметь и недорогие сильно “облегченные” локализованные версии графических продуктов для неискушенных пользователей, и профессиональные версии, по которым можно было бы найти хорошую литературу на русском языке, желательно одобренную (рекомендованную) Corel.
Д. Б.: Это сложный вопрос. Еще раз позволю себе напомнить о плане строжайшей экономии Corel. Но какие-то шаги вы можете предпринять самостоятельно. Например издание хороших книг. Если говорить о программах авторизации, то после стратегических изменений, произошедших в Corel, эти программы пересматриваются, переориентируются. Сложность заключается еще и в том, что Corel Legal Department должен обстоятельно изучить особенности законодательства стран, где предполагается реализация этих программ. В прошлом довольно часто возникали проблемы правового порядка, и Corel не хочет повторять ошибок.
Как бы то ни было, я смотрю в будущее с оптимизмом. После посещения Москвы я верю, что мы можем сделать многое, и теперь буду гораздо больше времени уделять российскому рынку. До сих пор примерно 90% своего времени я уделял Польше и 10% - России. На самом деле в Польше ситуация более стабильная и налаженная, поэтому я смогу изменить это соотношение. Обещаю, что оно будет по крайней мере 50:50.
Хочу поблагодарить компанию CPS и отметить, что этот семинар - великолепное средство общения и обмена информацией, полезное для всех участвующих сторон.